Педагогический опыт работы по теме: " Кукла, как способ познания жизни для тех, кто ее создает и для тех, кто с ней общается".
статья по конструированию, ручному труду на тему

Алешкина Анна Александровна

Интерес к народным ремеслам в современном мире возрастает все больше и больше. Наша страна богата духовным и историческим прошлым. Источником такого исследования для детей дошкольного возраста может стать народная тряпичная кукла. Моя педагогическая деятельность направленна на то, чтобы рассказать детям, какая была народная игрушка, как с ней играли, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и стремление знать и понимать прошлое нашего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Народная тряпичная кукла. 39 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы по теме: 

«Кукла, как способ познания  жизни и для тех, кто ее создает и для тех, кто с ней общается».

   Интерес к народным ремеслам в современном мире возрастает все больше и больше. Наша страна богата духовным и историческим прошлым. Источником такого исследования для детей дошкольного возраста может стать, традиционная, народная тряпичная кукла. Моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы рассказать детям, какой была народная игрушка, как с ней играли, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и стремление знать и помнить прошлое своего народа.

   Самой любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Ее делали по разным поводам и для разных случаев, она сопровождала ребенка с первых дней его рождения. Тряпичная кукла является особым видом искусства, она хранит в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа. Считалось, что куклы, сделанные своими руками, обладают магическими свойствами. Именно поэтому я решила обратить свое внимание на старинную тряпичную куклу. Сделанная своими руками, она имеет свой неповторимый образ, а главное – вложенную в нее  часть душевного тепла. Такая игрушка является особым видом искусства, она хранит в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа.

  Игра, ведущая деятельность детей дошкольного возраста, а игрушка – незаменимый спутник этих игр. Часто значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не понимают насколько это важно – правильно выбрать игрушку. Производство современных игрушек поставлено на «поток». Покупая их в магазинах, родители руководствуются, ценой или яркими красками. Немаловажным фактором является капризы и  желания детей, формируемые рекламными роликами. Изготовление из материалов, сомнительного качества и  происхождения такие игрушки отрицательно влияют на здоровье и развитие ребенка.

  С первых лет жизни ребенок находится, под влиянием взрослых, а также в процессе книг, общении со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности. То такие качества личности будут  развиваться у ребенка, это зависит от отношения к нему окружающих, от того как они его воспитывают.

    В наше время увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ  на телевизоре оставляет желать лучшего: появилось слишком много мультфильмов, сказок в которых есть приведения, монстры, вампиры, страшилища, ведьмы. К этому списку надо прибавить ежевечерний просмотр родителями боевиков, фильмов ужасов и компьютерные игры в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще чтение сомнительного качества, и содержания литературы, носящий разрушительный характер для детской психики. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок.  Отсюда вывод дети стали мало играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки - матери», «Гости пришли» и т.д.). Их все чаще стали привлекать игры  агрессивного характера – игра в «Монстров», в «Вампиров», в «Привидений». Часто дети заигрываются, полностью перевоплощаются  в героев этих мультфильмов, боевиков, забывая  о реальном мире.

В результате  такого воспитательного действия являются эмоциональные  нарушения у детей, повышенная агрессия, тревожность, нарушение межличностных отношений, проявление детских страхов, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка. Думая и размышляя над этим, я пришла к выводу – что помочь юными дошкольниками поможет русская народная кукла. Чтобы привлечь внимание своих подопечных к изготовлению тряпичной куклы мы вместе с детьми рассматривали уже готовые куклы, знакомились с их названиями, играли в народные игры, рассматривали образцы тканей, нитей, ленточек, приносили красочные лоскутки из дома. Играли  в дидактические игры: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор», «Угадай  о ком говорю», сюжетно – ролевая игра «Семья». Рассматриваем с детьми иллюстрации с народными игрушками, «Путешествие в прошлое куклы», составляем описательные рассказы, чтение и заучивание стихотворений  о народной кукле. И только после этого приступаем к изготовлению игрушек.

     Использование куклы в работе с детьми играет важную роль:

  Народная кукла в старину играла большую роль:

- Она была участницей многих праздников и обрядов.

- Являлась символом добра, счастья, благополучия.

- Была оберегом.

- В игре ребенок приобщался к культуре своего народа.

   Использование народной куклы в работе с детьми дошкольного возраста в наше время играет также очень важную и неотъемлемую роль в воспитание детей:

-  Кукла является близким другом для ребенка.

- В играх  с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять дружелюбие и милосердие.

-  Дети не просто привыкают к куклам, они привязываются к ним, как к живым существам болезненно расстаются с ними.

-  Сам процесс изготовление тряпичных кукол приносит радость.

-  Работа с мягким и теплым материалом дает ощущение нежности и тепла.

      Все выше изложенное позволило определить цель работы:

Цель: Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество с взрослым.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

Задачи:

-     Привлекать внимание детей к истории народной куклы.

-     Развивать творческое воображение, фантазию и  вкус.

-     Обучать  детей  разными приемами рукоделия.

-     Развивать мелкую моторику детей.

-  Воспитывать любовь и уважение к труду человека и истории нашей страны.

-   Приобщать и привлекать  детей к трудолюбию через процесс изготовления тряпичных кукол.

-  Учить правильно, оценивать результат своей  работы и работы сверстников  по изделию тряпичных кукол.

     Тряпичная кукла – самая древняя и популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр и самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям.

     Таким образом,  народная кукла  - это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. Именно поэтому  я считаю данную тему актуальной, интересной и необходимой для развития творческих способностей, мелкой моторики и коммуникативных навыков детей.

  Тряпичная народная кукла  - тот инструмент, который в руках педагогов  и родителей может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

                                                 «Без нее, без куклы,

                                                 Мир бы рассыпался, развалился,

                                                 И дети перестали бы походить на родителей

                                                 И народ бы рассеялся пылью по лицу земли».

                                                                                             А. Синявский.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Опыт работы по теме: « Конструирование как способ ознакомления с окружающим миром»

Теоретическое представление собственного профессионального опыта работы по конструкторской деятельности....

Опыт работы по теме «Эксперимент как метод познания мироустройства»

Экспериментальная работа вызывает у детей  интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательн...

Педагогический опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования.

Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного  и нестандартного оборудования....

Опыт работы на тему "Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики"

Интерес не только способствует развитию интеллекта,но и является одной из движущих сил развития личности в целом.В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Каждый дошкольник – м...