Опыт работы по теме «Эксперимент как метод познания мироустройства»
презентация

Воропаева Лариса Борисовна
Экспериментальная работа вызывает у детей  интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment_kak_metod_poznaniya_miroustroystva_.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы по теме « Эксперимент как метод познания мироустройства» Воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: Воропаева Л.Б. Игнатьева Л.В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Слайд 2

Актуальность Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества . С таршим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям и в дошкольном возрасте является одним из ведущих способов познания мира . Экспериментирование является важным и эффективным средством в удовлетворении детской любознательности и рассматривается как элемент развивающего обучения. В процессе экспериментирования дети учатся рассуждать, делать умозаключения – это развивает их мыслительные операции.

Слайд 3

Цель: развитие познавательной активности и психических процессов детей через экспериментально-исследовательскую деятельность Задачи: ф ормировать способности видеть многообразие мира; р азвивать познавательно-исследовательскую и экспериментальную деятельность; ф ормировать представления детей о физических свойствах окружающего мира, о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей; р азвивать аналитическое мышление , навыки сравнительного анализа, обобщения и классификации; развивать все стороны речи; п оощрять инициативность и самостоятельность в работе, создать положительную мотивацию к экспериментированию; с оздать дружескую атмосферу и сплочённость детского коллектива.

Слайд 4

Развивающая предметно-пространственная среда Центр экспериментирования «Почемучка» Природный материал Микроскопы Лупы Магниты Мерные емкости, воронки, колбы, пробирки, пипетки. Весы Карточки для самостоятельной исследовательской деятельности Схемы этапов проведения экспериментов и др.

Слайд 6

Центр природы Календарь природы Календарь погоды Комнатные растения Демонстрационный материал и др. Оборудование для ухода за растениями Семена растений Образцы грунта Мини-огород

Слайд 8

Перспективное планирование № Тема Содержание Материал СЕНТЯБРЬ «Знакомство с детской лабораторией» 1 «Экскурсия в детскую лабораторию» Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). П ознакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение) об эксперименте (опыте). Рассказать о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории. Игрушка дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добав­лены чернила, сельдерей, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. 2 «Волшебные стеклышки» Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем. О бъяснить, для чего они нужны человеку; познакомить с правилами пользования приборами-помощниками. Лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев, бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой.

Слайд 9

№ Тема Содержание Материал ОКТЯБРЬ «Человек» 1 «Что можно почувствовать кожей?» Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание. Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной , теплой и горячей водой.

Слайд 10

№ Тема Содержание Материал «Наши помощники » 2 «Почему все звучит?» Дать детям представление об органе слуха – ухе (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные. У чить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха. Подвести детей к пониманию причин возникнове­ния звука: колебание предмета. Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д. бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон. 3 «Как мы чувствуем запахи?» Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования. Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов.

Слайд 11

№ Тема Содержание Материал 4 «Лимон» Дать детям понятие о витаминах, иммунитете. Воспитывать у детей потребность вести здоровый образ жизни. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Ввести в словарь детей слова «иммунитет», «лимонная кислота», «пищевая сода», ржавчина. Продолжать вести наблюдение за погодой, закрепить знание сезонных примет. Карточки с признаками зимы, лимоны, лимонная кислота, пищевая сода, стеклянная посуда, пластиковые стаканчики, ложки, лоскутки. НОЯБРЬ 1 «Магнит –фокусник» Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами. Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки, Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются». 2 «Стальной барьер» Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить свойства магнита, взаимодействия магнита с разными материалами (алюминий и сталь). Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель. 3 «Волшебная монета» Познакомить детей с таким свойством металла, как теплопроводность. Шесть медных монет. 4 «Как работает термометр» Познакомить детей с принципом работы термометра. Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Слайд 12

№ Тема Содержание Материал ДЕКАБРЬ «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе» 1 «Солнце, Земля и другие планеты» Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Познакомить детей с тем, что ч ем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее. Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы. 2 «Свет вокруг нас» Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытным путем определить строение рукотворных источников света. Познакомить с к лассификацией предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, и грушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света. «Вещество. Камни» 3 «Удивительные камни» Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, о братить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов, сундучок ощущений, н абор схем – рисунков, ша пка ученого, н абор камней на каждого ребенка, л упы, с такан с водой, ложка, большие подносы, с алфетки, к оробка с ячейками.

Слайд 13

№ Тема Содержание Материал 4 «Живые камни» Познакомить детей с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы, р исунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. 5 «Можно ли менять форму камня и глины» Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. ЯНВАРЬ «Вода и ее свойства» 1 «Волшебница вода» Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении воды в жизни растений, животных и человека. Закрепить знания о том, что вода это «дом» для многих растений и животных, о необходимости охраны этих животных и среды их обитания, о необходимости экономно использовать воду в быту . Упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе. Плакат «круговорот воды в природе», картинки с изображением водных животных и растений, природоохранные знаки, стол , оборудование под лабораторию, силуэты капелек воды.

Слайд 14

№ Тема Содержание Материал 2 «Осадки» Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе. Развивать умение решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы, проверять их. Закреплять знания детей о понятиях «погода», «осадки». Дать знания о происхождении облаков, туч, дождя. Подвести детей к пониманию причинно- следственных связей в природе. Магнитофон, игрушка Каркуша , конверты с письмами, плакаты с круговоротом воды, различными видами облаков, штатив, колба, земля, стекло, цветные карандаши, бумага, фонарики, разовые стаканчики с жидкостью (вода с молоком) на каждого ребенка. 3 «Свойства воды. Очищение воды» Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами, о давлении и силе воды. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовать эксперимент и получить результат. Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки. Глобус, презентация «Голубая планета», для опыта «Водяная мельница», 3 ковшика, держатель, рукоятка, пробирка, подставка для пробирок, соломинки; 4 пластмассовые трубки, пластмассовая воронка, пластмассовая крышка, пластмассовая чашка, пакетик камешков, пакетик шариков, бумажных фильтра, губка, измерительная чашка.

Слайд 15

№ Тема Содержание Материал «Твердая вода» 4 «Свойства льда» Расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле). Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выявлять изменения агрегатного состояния твердых веществ; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопастноти ; обогащать и расширять словарь детей. Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода, м агнит , картон, металлические, пластмассовые и деревянные предметы, с вечи , чайные ложки и металлические тарелки, заранее смазанные растительным маслом, сахарный песок, баночки для тушения огня, с емечко подсолнечника. 5 «Волшебный снег» Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов. Одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблока на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце, медальоны-снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка, аудиозапись.

Слайд 16

№ Тема Содержание Материал ФЕВРАЛЬ «Воздух» 1 «Воздух и вода» Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Р асширять знания о воздухе и воде. А ктивизировать речь и обогащать словарь. Мячик, стаканчик воды и трубочка, шарик из ваты, подвешенный на ниточке, камень, брусок деревянный, кисточка, краски, нарисованный мыльный пузырь и капелька. 2 «Знакомство со свойствами воздуха» Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и его ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытным путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты. 3 Опыты «Где теплее?». Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. «Подводная лодка». Выявить , что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду. «Упрямый воздух». Выявит ь, что воздух сжимается. «Что быстрее?». Обнаружить атмосферное давление Два термометра, посуда с горячей водой. Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. Пипетки, шприц, подкрашенная вода. Два листа бумаги. 4 «Воздух занимает место» Показать детям то, что воздух занимает место . Двухлитровая миска, пробка (натуральная), прозрачный стакан.

Слайд 17

№ Тема Содержание Материал 5 «Неизвестное – рядом» Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Познакомить с тем, к ак огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка. МАРТ «Почва» 1 «Опыт. Что такое почва?» Дать детям понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок, глина, земля). Рассмотреть растительные остатки в почве. Подносы с почвой на каждого ребёнка, салфетки, лупы. 2 «Песок и глина» Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы. П ри проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы, п односы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.

Слайд 18

№ Тема Содержание Материал 3 «Сравнение свойств песка и глины» Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности. Образцы речного, морского и других видов песка, подносы, клеёнки, лупы. 4 «Почва и растения» Дать детям представление о взаимосвязи почвы с растением, о посадке семян в почву. Почва, кашпо для посадки, садовый набор для комнатных растений, семена (укроп, базилик, лук). АПРЕЛЬ «Свет и цвет» 1 «Откуда радуга берется?» Развивать аналитические способности детей. Познакомить детей с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе. Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма. 2 Опыт: «Волшебный круг» Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы Цветовой волчок или юла. 3 «Свет вокруг нас» Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытным путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Обогащать и активизировать словарь детей. Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, и грушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.

Слайд 19

№ Тема Содержание Материал 4 «Влияние света на растения» Дать детям представление о том, что свет играет большую роль в окружающем мире. Растения, световые лампы. МАЙ «Корни» 1 Для чего корешки?» Дать детям представление о том , что корешок растения всасывает воду, у точнить функцию корней растения. У становить взаимосвязь строения и функций растения. Бальзамин, вода окрашенная, обыкновенная вода. 2 «Как увидеть движение воды через корешки?» Доказать, что корешок растения всасывает воду. У становить функцию корней растения Ф ормировать у детей познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы. Баночки с водой и отростки герани, з арисовка корней в таблице. 3 Посадка клубней картофеля в пластиковую бутылку» Дать детям представление о том, как при посадке клубня образуется корневая система Пластиковые бутылки, почва, клубни картофеля, лейка, вода.

Слайд 20

Работа с родителями Организация экспериментов в домашних условиях по заранее обозначенным темам. Участие в пополнении РППС, формировании коллекций. Консультации по темам: Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Экспериментирование с водой», «Живая и не живая природа » и др. Р одительское собрание по теме «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников».

Слайд 23

Наши результаты: д ети проявляют познавательную активность, устанавливают причинно-следственные связи и закономерности, совершают элементарные поисковые действия: видят проблему, задают вопросы, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы; у детей сформированы умения и навыки приобретать знания об окружающем мире; д ети имеют представления о физических свойствах окружающего мира, о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей; у детей сформированы умения самостоятельно проводить экспериментально-поисковую деятельность; д ети радуются собственным открытиям, интересуются неизвестным, стремятся к самостоятельности.

Слайд 26

Поймали воздух в пакет Воздух в мыльных пузырях

Слайд 27

Опыты с воздушными шарами

Слайд 28

Исследование снега на прогулке

Слайд 29

Исследование снега в группе

Слайд 30

Опыты с цветным снегом и льдом

Слайд 31

Исследование почвы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

Педагогический опыт работы по теме: " Кукла, как способ познания жизни для тех, кто ее создает и для тех, кто с ней общается".

Интерес к народным ремеслам в современном мире возрастает все больше и больше. Наша страна богата духовным и историческим прошлым. Источником такого исследования для детей дошкольного возраста может с...

"Опыт работы учителя-дефектолога по реализации метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР"

Как разработать и реализовать метод проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Опыт работы. Тема : "Сенсорное развитие ребёнка – способ познания мира"

ВведениеОсновой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предмет...

Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;Развивать у детей психические процессы: мышление, ...

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимод...

Опыт работы на тему "Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики"

Интерес не только способствует развитию интеллекта,но и является одной из движущих сил развития личности в целом.В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Каждый дошкольник – м...