Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.
материал

Надежда Владимировна Кочетова

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;

Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy_0.docx362.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №10 «Дюймовочка»

Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.

Воспитатель: Кочетова Н.В.

                                                         Закаменск

                                                            2022г

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, мы  столкнулись с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы решили применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;

Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

В своей работе в младшем и среднем дошкольном возрасте мы  применяли цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.

Сейчас для детей старшего возраста применяем схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

На первом этапе работы логопед знакомит детей с мнемотехникой.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Последовательность работы логопеда с мнемотаблицами:

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки  или рассказ по заданной теме с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).

В своей работе логопед использует мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов.

Воспитатели продолжают работу с мнемотаблицами в совместной деятельности с детьми.

В своей работе мы используем мнемотаблицы на ознакомление с художественной литературой для обучения заучивания стихотворения. Использование таких опорных рисунков превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Воспитатель знакомит детей со стихотворением: сообщает о том, что дети будут учить стихотворение наизусть и выразительно читает его.

  1. По содержанию стихотворения проводится беседа, выясняем главную мысль произведения, проводится словарная работа, объясняю новые слова.
  2. Читаю отдельно каждую строчку, и придумываем ассоциативный образ, который можно нарисовать. Первое время педагог рисует на своей таблице, а дети на своей. Затем можно дать волю творчества детям. Рисуем в основном фломастерами или цветными карандашами, используя схематичное рисование.C:\Users\user\Desktop\Наташа\2016-2017уч.год\мнемотаблицы\фото\114___11\IMG_5227.JPG

C:\Users\user\Desktop\Наташа\2016-2017уч.год\мнемотаблицы\фото\114___11\IMG_5236.JPG

  1. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы (на мнемотаблицу). Если стихотворение большое можно сначала «читать» по мнемодорожкам, а затем уже и все стихотворение. Для лучшего запоминания мы читаем стихотворение хором, потом по частям, и по одному.

C:\Users\user\Desktop\Наташа\2016-2017уч.год\мнемотаблицы\фото\114___11\IMG_5240.JPG

  1. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Таким образом, в течение 15-20 минут с помощью мнемотаблицы ненавязчиво мы выучиваем небольшое стихотворение. Дети с удовольствием занимаются этим видом деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в работе по развитию речи дошкольников

Выступление на педагогическом совете "Современные технологии в работе по развитию речи дошкольников" с презентацией...

Особенности современных методов работы для развития речи дошкольников

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, связно, ...

Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников.

Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников....

«Направления и методы работы по развитию речи дошкольников»

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности. Недопустима задержка и любо...

«Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников» опят работы

laquo;Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»...

Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников.

Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников....

Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.

Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....