Современные технологии в работе по развитию речи дошкольников
консультация

Шайхетдинова Светлана Авзаховна

Выступление на педагогическом совете "Современные технологии в работе по развитию речи дошкольников" с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  № 4 «ЕЛОЧКА» ГОРОДА ДЮРТЮЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Выступление на педагогическом совете

«Современные технологии в работе по развитию                                              речи детей дошкольного возраста»

                                                                                       Воспитатель

                                                                                       Шайхетдинова С.А.

                                              Апрель 2017г.

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Описание: J0241043

Задачи речевого развития :

овладение речью как средством общения и культуры( надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),

обогащение активного словаря(происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога, строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)

развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия)

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха(ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

Основные направления работы по развитиюречи детей:

 1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

 2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) ,словообразование.

4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание).

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы развитияречи:

1.Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)

2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

3. Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Я считаю, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, полноценно реализовать все задачи развития речи, необходимо наряду с традиционными методиками использовать новые комбинированные методы обучения.Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

 В своей работе я поставила цель: развивать связную речь детей посредством новых, нетрадиционных методов. Провела анализ методической литературы по данной теме, подготовила и расширила предметно- развивающую среду группы новыми  развивающими играми и пособиями. Оформила и пополнила речевой уголок группы картотеками дидактических игр на развитие речи детей,по обучению грамоте, самодельными пособиями, сюжетными картинами.Пополнила книжный уголок художественной литературой для подготовительного возраста: сказками, рассказами,энциклопедиями.  При проведении ООД  и в режимных моментах использую игровые сюжеты, творческие задания, речевые тренинги, которые способствуют активизации речи, развитию познавательных процессов.

В своей работе по развитию речи детей применяю  следующие современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые технологии,
  • технология «ТРИЗ» .                                                                                                                                                            
  • метод наглядного моделирования
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технологии проектной деятельности.

К здоровьесберегающим технологиям относятся:

- дыхательная гимнастика,

- гимнастика пробуждения

-подвижные игры

-динамические паузы

- пальчиковая гимнастика

-релаксация

- психогимнастика

-сказкотерапия

- массаж и самомассаж.

Здоровьесберегающие компоненты способствуют процессу развития речи, делают его более интересным и результативным  В своей работе по развитию речи детей использую разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, гимнастику после сна,самомассаж, сказкотерапия. Немаловажную роль в развитии речи играет развитие речевого дыхания- дыхательная гимнастика.Для этого использую различные дыхательные упражнения, самодельные пособия для поддувания.В течении дня провожу пальчиковые игры, игры с массажными мячиками.

Игровая педагогическая технология- это организация педагогического процесса в форме различных игр, последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включение детей в игровую деятельность,осуществление самой игры, подведение итогов игровой деятельности.

При организации ООД,режимных моментов включаю разнообразные сюжетно-ролевые игры, игры- инсценировки, театральные, дидактические, словесные, настольно- печатные игры.

ТРИЗ технология

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. 
     
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности    
     "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи. 
     Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач.                            
 
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ

    Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”

«Наоборот или перевертыши».

      Это может быть перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . .

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться.

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик. 
Коллаж из сказок . 
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя. 
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Познакомившись с методами ТРИЗ,  я решила вводить их постепенно.Выделила следующие этапы работы:

1.Научить детей находить и различать сходства и противоречия, которые окружают их повсюду.(Что общего у бабочки и птицы? Между автобусом и домом?

2.Учить детей фантазировать и изобретать (например, придумать  новую необычную одежду,дом, машину)

3.Решать сказочные задачи, придумывать разные сказки с помощью методов ТРИЗ.(Вы оказались на необитаемом острове, что может с вами случиться?)

Например, придумали игру «Расскажи от имени лисы( зайца, волка).Ребенок одевает маску и представляет себя в роли лисы, рассказывает о приключениях лисы от её имени.

Для удобства я составила картотеку дидактических игр по методу ТРИЗ. Изготовила пособие «Круги Луллия».С его помощью можно уточнять знания детей в различных предметных областях, развивать вариативность образов.

Мнемотехника это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Для  того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки  и умения  в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы  использую для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при  пересказах художественной литературы,

-  при   заучивании стихов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших –

Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется просто великолепно.

В своей работе по обучению детей связной речи использую метод мнемотехники. При подготовке  пользуюсь готовыми разработанными мнемосхемами, но изменяя и совершенствуя их по- своему. С помощью мнемотаблиц дети моей группы( теперь уже подготовительной ) научились составлять связные рассказы по описанию игрушек, животных, птиц, времен года. Использование мнемотаблиц значительно облегчило детям пересказ сказок, рассказов .Особенно понравилось детям заучивание стихотворений по мнемосхемам.

Метод проекта

Основной целью проектного метода  в ДОУ являетсяразвитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов- это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей- исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Примеры проектов  по развитию речи:

- «Я- сказочник». Цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта- создание авторских детских книг- сказок.

-«Страна Волшебных слов». Цель: развитие умений обращаться к взрослым с просьбой, использовать вежливые слова в общении.

- « О дружбе». Цель: развитие умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

В октябре 2016 года в моей группе был проведен творческий проект «Соль –Волшебница» .Цель проекта-стимулировать речевую, познавательную активность детей, развивать творческие способности, воображение, любознательность детей.Продуктом нашей деятельности стала презентация проекта и выставка совместного творчества детей и родителей-поделки из соленого теста.

Информационно - коммуникативные технологиипозволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

Вывод: в ходе наблюдений отметила, что у детей моей группы повысился уровень связной речи, дети стали более общительными, не бояться высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.

Когда используешь в своей работе что-то новое , интересное, то увлекаешься сам,и  соответственно  увлекаешь и детей, а когда данная деятельность приносит результат- это интересно и полезно вдвойне.

Работу по данной теме планирую продолжить и в дальнейшем.

Литература:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.
  2.  Вариативные программы речевого развития детей [Текст]: методические рекомендации / М.В. Папина. – Бийск: БПГУ им.В.М. Шукшина, 2008. – 119 с.
  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский, - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
  4. Гусарова Н.Н. «Беседы по картинке. Времена года» Санкт-Петербург «Детство –Пресс2 2002г
  5. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32 с.
  6. Лосева, И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009с.
  7. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / А.И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112 с.
  8. Придумай слово [Текст]: речевые игры и упражнения для дошкольников.//Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
  9. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009. – 28 с.
  10. .Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. – М.: АРКТИ, 2009. – 40 с.
  11. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Н.А.Стародубова. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.
  12. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]: игры, упражнения, конспекты занятий.  /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Л.Г. Шадрина, Л.А. Колунова, Н.В. Соловьева, Е.В. Савушкина.//Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Сфера, 2003. – 144 с.
  13. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"

Цель: повысить уровень педагогическофй  компетенции по использованию современных  технологий...

Консультация "Современные формы работы по развитию речи дошкольников"

Цель данной консультации оказание помощи начинающим и вновь прибывшим педагогам в повышении их профессиональной компетентности....

Особенности современных методов работы для развития речи дошкольников

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, связно, ...

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн".

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн"....

Современные подходы к организации работы по развитию речи дошкольников в условиях ДОО.

В тезисах рассказан опыт использования ИКТ, а именно озвучивания анимационных  фильмов для  развития связной речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи....

Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;Развивать у детей психические процессы: мышление, ...

Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.

Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....