Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.
консультация по развитию речи

Прокопьева Наталья Валентиновна

Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Современная практика организации работы  по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга (левое и правое) обеспечивает нормальную работу всех психических процессов (мышление, память, внимание и т.д.).

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребёнка возникают сложности в обучении ( проблемы в письме, устной речи, запоминании, счёте как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации).
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

зеркальное написание букв и цифр;

псевдолеворукость;

логопедические отклонения;

неловкость движений;

агрессия;

плохая память;

отсутствие познавательной мотивации;

инфантильность.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.

Кинезиологические упражнения.

Растяжки
1. «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твёрдое, как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребёнок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в лёгкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянетесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

3. «Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянетесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

4. «Сорви яблоки»

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперёд, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия

1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

2. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

3. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.

4. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

5. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.

6. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

7. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнёра. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

8. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите её, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперёд, один направо и т.д.».

9. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмёрки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.

10. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

11. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку. Другой рукой нарисуйте его на бумаге (пропишите в воздухе).

12. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнёров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

13. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

14. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем по одному выложить их на стол.

15. Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочерёдно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

16. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

17. Поза Наполеона. Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую руки в верхнем и нижнем положении.

18. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

19. Перекрёстные шаги.

Координируем движения ребёнка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога. Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого. Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого. Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрёстного шага.

20. «Час другой руки» Выберите определённый промежуток времени (10-20 минут) и договоритесь, что пока не зазвенит будильник, всё нужно делать левой рукой (правой рукой в случае, если ребёнок левша). Попробуйте и сами все действия выполнять неведущей рукой.

21.Живот - макушка

Выполните следующие движения: Поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке. Постукивание левой ладошкой по макушке. Объедините оба движения. После того как вы привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.

22.Описываем круги. Это упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя, но лучше начать с выполнения стоя.

Обопритесь на левую ногу и начните правой ногой чертить круги на полу по часовой стрелке. Правой рукой описываете круговые движения параллельно полу, но уже против часовой стрелки. Постарайтесь уловить движения и выполнять оба упражнения одновременно. Это заставит работать одновременно оба полушария мозга. Освоив это упражнение, поменяйте руки и ноги.

23. «Скорая помощь».

Снимает эмоциональное напряжение. Улучшает работоспособность. Верхняя буква строчки проговаривается вслух, одновременно выполняется движение руками. Эти движения показывает нижняя строчка: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднять вверх. Получается, что надо одновременно делать несколько дел: видеть сразу 2 строки, произносить букву и двигать руками. Трудно может быть в первый раз, а потом даже дети справляются. Лучше делать стоя. Удобно, если эти буквы располагаются не на столе, а на стене. Так удобнее смотреть и делать. Можно сделать несколько вариантов табличек и периодически их менять.

АБВГД ЕЖЗИК ЛМНОП

ЛППВЛ ВЛПВЛ ЛПЛЛП

24. «Ладонь, кулак, ребро».

Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» - сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди.

Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом.

25. Рисуем знак бесконечности

Это упражнение носит ещё название Ленивые восьмёрки. А все потому, что мы рисуем цифру 8, которая лежит на боку. Сгибаем руку в локте и выставляем её вперёд, большой палец должен быть на уровне глаз. Чем медленнее движения, тем выше мышечная концентрация Голову держим прямо и расслабленно. Движение большого пальца начинается от центра зрительного поля и идёт сначала вверх по краю поля видения, а дальше против часовой стрелки вниз и обратно в центр. Затем аналогично по часовой стрелке — вправо и вверх, и обратно в центр. Делаем как минимум три раза каждой рукой, плавными и непрерывными движениями.

Дыхательные упражнения

Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.

1-ый вариант. Вдох, пауза, выдох, пауза. При выполнении дыхательных упражнений более эффективно дополнительно использовать образное представление (визуализация), т. е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ жёлтого или оранжевого тёплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

2-ой вариант. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

З-ий вариант. Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

Глазодвигательные упражнения

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), формирование вектора сканирования пространства.

1-ый вариант. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причём удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребёнка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т. д. Тем областям в поле зрения ребёнка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

2-ой вариант. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатывать движения глаз по четырём основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырём вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Упражнения можно выполнять с легко прикушенным языком или плотно сжатыми челюстями.

Упражнения на релаксацию

1. «Дирижёр»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижёром, который руководит большим оркестром (включается музыка) Представьте себе энергию, которая течёт сквозь тело дирижёра, когда он слышит все инструменты и ведёт их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь ещё и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течёт через все твоё тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

2. «Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

3.Релаксация «Ковёр - самолёт»

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.

Мы ложимся на волшебный ковёр - самолёт. Он плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковёр - самолёт начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Так же в «Кейс дидактических пособий для развития межполушарного взаимодействия» входят следующие дидактические разработки:

«Проведи линию» ( приложение №1);

«Слоговые дорожки» ( приложение №2);

«Непокорные лучики» ( приложение №3);

«Змейки» ( приложение №4);

«Схемы для развития межполушарного взаимодействия» (приложение №5);

«Схемы для развития межполушарного взаимодействия для автоматизации звуков» ( приложение №6);

«Весёлые клавиши» ( приложение №7)

«Формируем межполушарные связи по лексическим темам» ( приложение №8).

Дидактические пособия и игры направлены на развитие межполушарного взаимодействия путём выполнения разных движений левой и правой рукой одновременно.

Цель дидактических пособий: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи пособия:

- развитие межполушарное специализации;

- синхронизация работы полушарий;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие познавательных процессов;

- развитие звукопроизношения;

- развитие связной речи.

«Проведи линию»

Работа с использованием этого пособия ведётся на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Проводить линии рекомендуется как правой, левой рукой, так и обеими руками одновременно. При постановке звука, ребёнок одновременно произносит изолированно звук сочетая с движения пальцев. Дорожки просты и очень эффективны для развития межполушарного взаимодействия. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. ( приложение №1)

«Слоговые дорожки»

Работа с использованием этого пособия ведётся на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Проводить линии рекомендуется как правой, левой рукой, так и обеими руками одновременно. При автоматизации звука, ребёнок одновременно произносит слог сочетая с движения пальцев. ( приложение №2)

«Непокорные лучики»

Рисование лучиков двумя руками является отличной зарядкой для мозга, так как в работе участвуют оба полушария одновременно. С помощью рисования таким способом можно познакомить ребёнка с симметрией, оно развивает мелкую моторику, пространственное мышление, воображение и повышает способность ребёнка к самоконтролю, концентрации. Регулярное использование таких заданий в практике, повышает у детей работоспособность, активизацию познавательных процессов. При помощи таких тренировок, ребёнок повысит уровень распределения внимания и будет более успешно учиться. Если левое и правое полушария будут единовременно работать, то обучение будет лёгким и эффективным. ( приложение №3)

«Змейки»

Работа с использованием этого пособия ведётся на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Проводить линии рекомендуется как правой, левой рукой, так и обеими руками одновременно. При автоматизации звука, ребёнок одновременно произносит названия картинки (во мн. числе) сочетая с движения пальцев. Так же можно использовать камешки Марблс, выкладывая одновременно двумя руками на одинаковые картинки. ( приложение №4)

«Схемы для развития межполушарного взаимодействия»

Данное пособие - «Схемы для развития межполушарного взаимодействия» используется для индивидуальной работы, в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В данное пособие входит:

1-вариант: альбом с предметными картинками, расположенные в хаотичном порядке. Для развития математических способностей это картинки с изображением геометрических фигур, геометрических тел, цифр. Задача ребенка одновременно показывать одинаковые картинки левой и правой рукой и называть изображение.

2-вариант: Пары картинок(в верхней части листа и в нихней), которые надо соединить двумя руками верхние точки с нижними от края к середине или наоборот. И произнести получившееся предложение.

( приложение №4)

«Схемы для развития межполушарного взаимодействия для автоматизации звуков»

Данное пособие - «Схемы для развития межполушарного взаимодействия автоматизации звуков» используется для индивидуальной работы, в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В данное пособие входит альбом с предметными картинками, расположенные в хаотичном порядке. Для автоматизации, дифференциации и развития связной речи картинки с изображением предметов, букв животных. Задача ребенка одновременно показывать( или обвести) одинаковые картинки левой и правой рукой и называть изображение. ( приложение №5)

«Весёлые клавиши»

Данное пособие -«Весёлые клавиши» направлено на автоматизацию звуков в словосочетании, предложении в комплексе с работой двух рук. Используется для индивидуальной работы, в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

«Формируем межполушарные связи по лексическим темам»

В тетраде представлены упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

Методические рекомендации по обучению детей зеркальному рисованию

Одним из приёмов, который может помочь детям развивать право и левополушарные функции более гармонично, является зеркальное рисование (дорисуй половину предмета, рисуй двумя руками одновременно).

Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.

Принципы обучения:

1.От простого к сложному,

2.Поочерёдное рисование правой и левой рукой, а затем сразу двумя руками,

3. Ребёнку не должно быть слишком просто.

Для зеркального рисования, рисования двумя руками одновременно, дорисуй вторую часть нами были разработаны и подобраны картинки по лексическим темам.

Чтобы попробовать зеркальное рисование, дайте ребёнку два одинаковых по форме и цвету мягких карандаша и попросите обеими руками одновременно нарисовать два круга. Потом два квадрата, потом два треугольника. Можно попросить нарисовать цветочек – кружочек в серединке и несколько кружочков - лепестков вокруг. То есть, сначала фигуры у вас получатся одинаковые, ребёнок привыкнет к одновременному действию обеими руками. Потом можно добавить детали, которые на одном рисунке окажутся с правой, а на другом – с левой стороны. Например, это может схематический кувшинчик с ручкой справа или слева.

Так же можно предложить ребенку выложить контур рисунка природным материалом (шишки, камешки, каштаны, семечки), крупами, камешками марблс. Вместо фломастера и карандаша можно использовать различные скользящие предметы: камни, крышки, ламинированные картинки.

Для задания дорисуй вторую половину даём картинку: для правши – левую, для левши – правую. Фиксируем лист с половиной рисунка. В каждой руке по фломастеру. Ведущая рука рисует недостающую часть предмета, а «подчинённая» обводит нарисованную половинку.

Методические рекомендации по использованию кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста

Образовательная кинезиология (кинестетика) – это система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём использования возможностей, заключённых в теле.

Цель образовательной кинезиологии – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.

Задачи образовательной кинезиологии:

Оптимизация деятельности мозга.

Гармоничное развитие двухполушарного мышления.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Развитие способностей к обучению и усвоению информации.

Восстановление работоспособности и продуктивности.

Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.

Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений.

1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.

2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.

3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.

4. Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологических комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно; когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.

5. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.

6. Заниматься необходимо ежедневно.

Сначала детей настраивают на предстоящую работу.

Для этого подходят так называемые упражнения - растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определённых мышц.

После того как дети настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.

Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.

В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить детей.

Кроме этого нами были разработаны и подобраны игры, в которых участвуют одновременно обе руки ребёнка.

Методические рекомендации по использованию игр на развитие общей моторики

Данные игры и упражнения направлены на формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве. Можно выполнять движения пересекающие среднюю линию тела. Это так называемые «перекрёстные танцы» или «перекрёстные шаги». Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрёстную» работу лучше .

Можно использовать нейроскакалку. Она развивает способность концентрироваться на нескольких действиях одновременно разнонаправленной работе ног, осуществляя их в общем ритме. Мозг быстрее насыщается кислородом, улучшается концентрация, повышается скорость мыслительных процессов и общий тонус организма.

Балансир и любые задания на равновесие так же наращивают нейронные связи, происходит интеграция между двумя полушариями, развивается координация и равновесие, укрепляются все мышцы тела, развивается внимание, память, саморегуляция.

Заключение

При использовании в работе с детьми дошкольного возраста «Кейса дидактических пособий для развития межполушарного взаимодействия» хотелось бы отметить, что у детей наблюдается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения. Положительная динамика наблюдается в формировании навыков грамматического строя речи, связной речи, фонематического восприятия, а также в словаре. В формировании элементарных математических представлений также наблюдается положительная динамика. Ребята лучше запоминают геометрические формы, цифры, ориентируются на плоскости. Дети стали более усидчивыми, сосредоточенными, внимательными, действия рук стали более согласованными. Дети, работая с данным пособием, проявляют большую заинтересованность, на занятиях становятся более внимательными и сконцентрированными, а значит они лучше усвоят предлагаемый им речевой материал.

Так же хочется отметить, что самый благоприятный период для развития межполушарного взаимодействия – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик коррекционного воздействия, что приводят к стабильной динамике улучшения качества устной, а в дальнейшем и письменной речи детей, познавательных способностей.

Дети с большим удовольствием занимаются с нашим Кейсом дидактических упражнений и игр, так как они необычны, интересны, удобны в применении, а это является немаловажным фактором для роста мотивации в коррекции речи.

Список литературы

Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. М Литера, 2019

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.,1996.

Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.

Сиротюк А.Л. «Кинезилолгические упражнения» М. 2013 г.

Сиротюк А.Л. «Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников» М. 2015 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Необходимо начинать работу в этом направлени...

Консультация для педагогов "Методические рекомендации для определения целей и задач занятий по развитию речи дошкольников"

Материал предназначен для консультации с педагогами ДОУ по определению и составлению целей и задач к НОД по речевому развитию...

Презентация по развитию речи на тему "Развитие речи детей ,через театрализованную деятельность"

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллю...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Консультация для педагогов "Современная практика организации игровой деятельности"

Вопросу «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»....