Консультация "Современные формы работы по развитию речи дошкольников"
консультация по развитию речи

Сокольникова Галина Ивановна

Цель данной консультации оказание помощи начинающим и вновь прибывшим педагогам в повышении их профессиональной компетентности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_formy_raboty_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»

Республика Бурятия

Консультация для воспитателей по теме :

«Особенности современных форм, методов работы по  развитию речи дошкольников»

Подготовила

старший воспитатель

Сокольникова Г.И.

Кабанск 2017г.

Особенности современных форм, методов работы по  развитию речи дошкольников

     Актуальность проблемы речевого развития. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. На сегодняшний день количество детей с различными речевыми нарушениями не только не уменьшается, но наоборот, становится значительно выше. Поэтому проблема речевого развития детей - дошкольников стоит очень остро и является одной из важнейших педагогических задач. В современном  ДОУ педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Что же для этого должен делать педагог?

Условия успешного речевого развития.

    Прежде всего, он сам должен владеть грамматически правильной, четкой, ясной, понятной для ребенка речью. Воспитатель должен постоянно побуждать детей к общению с взрослыми и сверстниками. Обеспечивать развитие звуковой культуры речи, овладение детьми грамматическим строем речи в соответствии с их возрастными особенностями, обогащать их словарь. Развивать у детей связную речь, упражнять в выполнении словесной инструкции, приобщать детей к культуре чтения художественной литературы, поощрять детское словотворчество. Педагог должен постоянно следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять, упражнять детей

 (организовывать звукоподражательные игры, использовать чисто говорки, скороговорки, загадки, стихотворения)        .

    Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям, куда относятся настольно-печатные игры, сюжетные, игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками). Сюда же относятся дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр. Наглядное моделирование – опорные картинки, схемы, мнемотаблицы, карточки – символы, реальные предметы и т. д.

    К методу наглядного моделирования относится мнемотехника. Что же это за метод? Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотехника позволяет детям успешно запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.  Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, мнемодорожек и схем-моделей – это графическое изображение сказки, явлений природы, некоторых действий. Особенность методики в том, что детям для запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Символы максимально приближены к речевому материалу. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе воспитатель предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок сам включается в процесс создания своей схемы.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному Сенсорно - графическая схема (Воробьёва В. К.) , Предметно - схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Коллаж (Большева Т. В.) Методика развития связной речи В. К. Воробьевой (картографическая схема) Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план. При описании рассказов об игрушках, одежде, посуде, животных, временах года, птицах, овощах применяются предметно-схематические схемы, которые разработала Т. А. Ткаченко. Схема разделена на 6 квадратов по количеству характерных признаков, что позволяет ребенку постоянно придерживаться схематического плана. Также схемы помогают дошкольнику выделить определенные качества объекта, наглядно представить его, ориентируясь на обобщенные символы цвета, величины, материала, формы, размера. Методика коллаж Т. В. Большева. На лист картона наносятся различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т. д. ребенок учится связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. При ознакомлении с художественной литературой дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, что необходимо для пересказа литературного произведения.. Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются

 • ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач)

 • Логоритмика. (Речевые упражнения с движениями)

• Сочинительство.

 • Сказкотерапия. (Сочинение детьми сказок)

 • Экспериментирование.

• Пальчиковая гимнастика.

 • Артикуляционная гимнастика.

     Правила для смелых и упорных педагогов Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

Консультация для педагогов «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...

Презентация "Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников"

Презентация предназначена для воспитателей детских садов....

Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

Формы работы по развитию речи дошкольников

Данная Презентация раскрывает важный вопрос классификации форм работы воспитателя по развитию речи дошкольников. Предназначена для воспитателей детских образовательных учреждений....

Опыт работы "Игровая форма работы в развитии речи дошкольников с использованием фольклорного материала"

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родн...

Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников».

Консультация для педагогов на тему:«Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»....