Педагогический опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного  и нестандартного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_raboty.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы

по теме: Развитие мелкой моторики

как средства коррекции

общего недоразвития речи у детей старшего

дошкольного возраста с использованием стандартного

и нестандартного оборудования.

учитель-логопед МБДОУ №5

Синяя Елена Викторовна 

 

       Содержание:

  1. Введение
  2. Теоретические основы
  1. Что такое мелкая моторика и почему она важна для детей
  2. Взаимосвязь мелкой моторики и головного мозга
  3.  Проблема развития мелкой моторики в общепедагогической специальной литературе
  1. Описание собственного опыта работы
  2. Заключение
  3. Список литературы

Введение

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

Представление, что при любом двигательном тренинге...

упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным

и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Н. А. Бернштейн

   С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

   Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний — психологи, лингвисты, физиологи, логопеды, дефектологи. Ими предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка (младший дошкольный возраст): к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи ребенка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

   В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

          Исходя из этого, я определила цель своей работы:

   Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через использование различных предметов.

Коррекционно-образовательные задачи:

1.        Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

2.        Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.        Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

2.        Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

3.        Развитие тактильной чувствительности рук.

4.        Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

5.        Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.

6.        Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

7.        Совершенствование двигательной памяти.

8.        Развитие речемыслительной деятельности.

9.        Развитие мимической мускулатуры.

10.        Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.        Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

2.        Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

3.        Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до

конца.

4.        Формирование дружеских взаимоотношений.

5.        Воспитание внимания к обращенной речи.

6.        Развитие чувства уверенности в себе.

7.        Формирование положительной мотивации на занятии.

8.        Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.

9.        Формирование умения радоваться, достигая цели.

10.        Формирование коммуникативных навыков.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

  - совместная деятельность с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:

  1. Пальчиковый игротренинг
  • массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • театр теней
  1. Развитие графической моторики
  • рисование по трафаретам
  • штриховка
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • лабиринты
  • графические диктанты
  1. Дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами
  • паззлы, мозаика
  1. Упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов
  • массажных мячиков;
  • платочков;
  • ковриков;
  • крупных бигуди;
  • прищепок;
  • счетных палочек;
  • бус;
  • резинок для волос;
  • шестигранных карандашей.

2.        Теоретические основы

2.1        Что такое мелкая моторика и почему она важна для детей

     Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.

     Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

     Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

    Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны.

   Предложенные игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

      Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.

     Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

   Здесь я использовала игры, сопровождающиеся стихотворениями — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

   Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

   В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

2.2. Взаимосвязь мелкой моторики и головного мозга  

     М. М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми — и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи.

    Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

    Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

    И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Собственно, она является ее частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

         2.3. Проблема развития мелкой моторики в общепедагогической специальной литературе

    Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

   Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

          В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

     Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).

     Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

     В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие речи мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.

  А о влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II века до н. э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.

   Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.

   Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

3.        Описание собственного опыта работы

   В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

     В начале работы я использовала диагностику, в которой определяла степень ловкости рук и пальцев у детей старшего дошкольного возраста. В ходе диагностики я предложила детям три вида упражнений:

- с мячом (ударить об пол и поймать в руки, подбросить вверх и поймать, вести мяч одной рукой);

- с карандашом (обвести предмет и заштриховать его);

- изолированные движения пальцами.

   Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. В совместную деятельность логопеда с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.

     В индивидуальной работе с детьми я включала задачи по развитию социальных навыков, усвоения разных манипуляций с предметами. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.

     Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

    Одним из основных методов работы являлись пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

     Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ежиков.

     Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др.

     Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать. Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой.

     Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятием, а также понятию числа. Мною были изготовлены куклы для пальчикового театра.

Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.

    В подготовительной группе уже ведётся работа по развитию мелкой моторики как подготовки детей к письму. В старшей и подготовительной группах проводились упражнения по развитию графических навыков в тетрадях в крупную клетку. Давались задания следующего характера: ориентировка на листе бумаги (графический диктант); упражнения на развитие глазомера, соблюдение заданного интервала между фигурами; правильно изображать те или иные фигуры, соблюдая закономерность. Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам, который продуктивно использовался.

   Еще один из приемов, который я использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.

   Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, я сначала проигрывала ее сюжет с ребёнком, обсуждала с ним ее содержание, отрабатывали ключевые движения и комбинации пальцев с предметами. Это не только подготавливает ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаёт благоприятный эмоциональный настрой. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему собственную увлеченность игрой.

    В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

     В конце каждого года я провожу итоговую диагностику развития моторики рук и кисти. Результаты показывают положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.

     Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Практическая домашняя игротека», «Первые шаги в освоении письма». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.

 

Практическая домашняя игротека

Игры на развитие мелкой моторики рук:

1. “Помогаю маме”

Предложить ребенку перебрать горох, гречку, пшено, рис.

2. “Составь фигурки из счетных палочек” (спичек)

Ребенок выкладывает фигуры сначала по образцу, затем по памяти; самостоятельно; по представлению (квадрат, треугольник, кубик, лодочка, юбочка, лесенка, рыбка, флажок, звезда, брюки, мост и т.д.).

3. “Выгладим платочки”

Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить лист, чтобы ни один край не загибался.

4. “Собери бусы” (из бусинок, пуговиц)

5. “Бирюльки” (собрать мелкие предметы ложкой, сачком)

6. “Обведи предмет и заштрихуй его” (обведение лекал, тарелочек и др.)

7. Игра с круглой щеткой для волос

Ребенок катает щетку между ладонями:

“У сосны, у пихты, у елки

Очень колкие иголки

Но еще сильней, чем ельник

Вас уколит можжевельник.

8. Игра с решеткой для раковины

Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеточкам (поочередно то одной, то другой рукой):

“В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке походили

И смотрели всех подряд”.

9. “Месим тесто”

В кастрюлю насыпать горох (фасоль) ребенок изображает, что он месит тесто.

10. “Сосчитай узелки”

Ребенок перебирает пальцами узелки, завязанные на веревке (называет дни недели, месяцы и т.д. на каждый узелок).

11. Катание между ладонями разных предметов (орехов, шариков, катушек).

12. Игры с бельевыми прищепками.

13. “Киндер-спортсмен” манипуляции с мелкими игрушками (киндер сюрпризы устойчивой формы) – удерживать на раскрытой ладони, поднимая её вверх и вниз, либо совершая колебательные движения, как на качелях; удерживать киндер на каждом пальчике (вытянутом), усложнение – поднимать и опускать руку выше – ниже; перекидывать киндер из ладони в ладонь, подкидывая киндер как можно выше.

14. “Жонглёры”

1) подбрасывание грецких орехов, каштанов в одной руке, 2) из руки в руку, 3) друг другу, 4) перекладывание по верху с перекладыванием ловящей рукой в подкидывающую 2-х, 3-х предметов (как в цирке).

15. “Колобок – колючий бок”

Сказка массаж с колючим мячиком (по авторской технологии “Сказки-массажи на минутках здоровья”). Материал можно найти по ссылке http://nsportal.ru/sites/default/files/skazki-massazhi.samoylenko_m.g.doc

16. Игры с конструктором (от кубиков и деталей крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить и т.п.)

17. Упражнения со спичками

а) удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник;

б) “квадрат” - удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем;

в) “крестик” - одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую - указательный и мизинец;

г) “змейка” - удерживать спички пальцами: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец;

д) “веер” - удерживать спички одновременно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем; раскрывая и закрывая веер (разводя и сводя пальцы со спичками сначала в левой руке, затем в правой, как более трудный вариант – в левой и в правой руках одновременно);

18. Игры с шариками

- попасть шариком в цель;

- прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой;

- держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик согнутым пальцем;

- “футбол”: левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это - “ворота”. Пальцы правой руки поочередно “забивают гол” - подталкивают шарик к левой ладони.

19. Игры с пуговицами

Попросите своего ребенка помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую.

- Можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т.п.

- Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самолета… Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их). На силуэт животного можно пристегивать уши, хвост, лапы и т.д. У картонной куклы кофточка украшена множеством пуговиц, К ней можно пристегнуть юбку, жилетку, сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки.

20. Ниткопись

Предложите ребенку выложить нитки по контуру какого-либо изображения.

С помощью ниткописи выкладываются сначала контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, бабочка, домик и т.п.) Можно выложить геометрические фигуры, повторяя их название и буквы, а также контуры предметов по замыслу. Когда ребенок хорошо освоит технику ниткописи, ему можно предложить выкладывать сюжетные картинки с использованием ниток нескольких цветов. Для занятий понадобятся ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархатная бумага. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов.

   Играя с ребенком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.

    Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем и вам придется манипулировать его руками. В дальнейшем, в результате тренировки движения пальцев совершенствуются, и ребенок станет выполнять упражнения активнее.

   Не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно (например, показывать движения с предметом и произносить стихотворение), так как объем внимания у него ограничен, и сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Старайтесь не замечать, если ребенок поначалу делает что-то неправильно, хвалите за успехи, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится. Не сравнивайте детей друг с другом, а принимайте их такими, какие они есть.

    Работу проводите регулярно, систематически. Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять — в течение дня к ним можно обращаться несколько раз, но играть понемногу.

  1. Заключение

    В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами, рисовании, занятиях с дидактическим материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

    Таким образом, работая над развитием мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, я добилась определённых результатов.

   По моим наблюдениям у детей усовершенствовалась координация движений мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготовила их к рисованию и письму.

   Дети стали более общительными. Речь стала более мелодичной и эмоциональной, стихи стали рассказывать более выразительно, ритмично. Дети с удовольствием участвуют в инсценировках сказок и озвучивают героев кукольного театра.

   Тук же у детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, а также развились важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать, быть коммуникабельными, сочувствовать другим, сопереживать и развились творческие способности ребят, что очень важно в школьной жизни детей.

    Занимаясь с детьми, я обращала особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. По ходу занятия комментировала, помогала, подсказывала и оценивала действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Следила, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.

    Задания даются в игровой форме, и я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любое действие можно сделать с интересом.

     В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

    Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Список  литературы

1.        Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2.        Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.        Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -  1983. - №1.

4.        Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5.        Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

6.        Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

7.         Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2013.

8.        Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

9.        Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

10.        Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.

11.         Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

12.         Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

13.         Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

14.         Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Проект: Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе....

Развитие тонкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Развитие тонкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста...

Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...