Развитие тонкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Сергеева Марина Борисовна

Развитие тонкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mart_sergeeva_m.b.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – дефектолог М. Б. Сергеева

МДОУ «Детский сад № 145», Ярославль, Россия

Развитие тонкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи как одно из средств развития мыслительной деятельности является актуальной для детской психологии и педагогики. Важный аспект этой проблемы – развитие тонкой моторики и координации движений пальцев рук. Ученые доказали, что формирование речевых процессов происходит под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Экспериментально установлено, что имеется  взаимосвязь между речевым развитием и развитием мелкой моторики. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в разных видах деятельности. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, происходит формирование речи.

В исследованиях отмечается, что когда ребенок выполняет ритмические движения пальцами, у него усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Эти данные прямо указывают на то, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Именно к 5-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Моторная недостаточность у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) выявляется в сглаженной, в стертой форме. На занятиях по рисованию дети плохо держат карандаш, руки напряжены, заметна моторная неловкость на занятиях аппликацией и с пластилином. У детей с ОНР недостаточно развита координация движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. Работа по развитию должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движений рук, родители и педагоги решают две задачи: влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка; готовят его к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Также развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, зрительно-пространственной координации, активизацию познавательной и речемыслительной деятельности.

Для формирования тонкой моторики создана особая зона, где расположены сухие бассейны со сменными наполнителями, пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами, пуговицами, индивидуальные контейнеры с набором для общего комплекса пальчиковой гимнастики, мячики-ежики, прищепки, шнурки с узелками, разные по величине пуговицы, грецкие орехи и каштаны, шнуровки.

Важной частью коррекционной работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику. При этом вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Выполнение различных движений пальчиками способствует развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

В коррекционно-развивающей работе мы используем игры, которые требуют участия обеих рук, что позволяет детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В начале обучения проводятся игры, в которых дети выполняют легкие движения: соединяют одно-именные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения обязательно сопровождаются чтением стихов. Затем выполняют более сложные движения, например, учатся поочередно разжимать пальцы рук в кулак. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с мелкими предметами под музыку. Для развития ручного праксиса предлагается перебирать пальцы, крутить карандаш, бобину с нитками, отвинчивать и завинчивать пробки разной величины и конфигурации, рисовать и выполнять штриховку карандашами. Не рекомендуется использовать фломастеры так как они требуют располагать стержень перпендикулярно листу.

Устранение недостатков в моторном развитии детей осуществляется в основном средствами коррекционно-физического воспитания через организацию оптимального двигательного режима. Решение данной проблемы возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Составлен «План взаимодействия специалистов ДОУ по формированию моторики у детей с ОНР». Ведущая роль в формировании тонкой моторики принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительное время общается с детьми, знает их способности и , следовательно, может определить оптимальные задания коррекционной и развивающей направленности. В своей работе по развитию произвольной моторики детей воспитатели ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя-дефектолога.

Параллельно с коррекционно-развивающей работой с детьми проводятся систематические встречи с родителями, которые информируются об успехах и трудностях их детей.

Для совместной деятельности используются разные формы работы:

  • Коллективные: собрания, тематические лекции, проведение открытых занятий.
  • Индивидуальные: индивидуальные консультации, беседы, показ индивидуальных занятий.

Таким образом, постоянная работа над развитием моторики рук у детей с ОНР способствует достижению положительных результатов. У детей улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития тонкой моторики, готовятся к рисованию и письму. Кисти рук приобретают подвижность, исчезает скованность движений. Овладевая графомоторными навыками, дети демонстрируют правильный нажим на  карандаш, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Результаты работы по развитию тонкой моторики детей создают благоприятную базу для успешного обучения в школе. Также активизируются психические процессы детей (память, внимание, мышление), расширяется словарный запас, развиваются важнейшие личностные качества: способность сотрудничать, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать. Развиваются творческие способности дошкольников, что очень важно для школьной жизни детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Затруднения в общении с  окружающими препятствуют правильному  формированию  познавательных процесс...

Интегрированный подход в работе педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной в современной дефектологии проблеме обучения и воспитания детей с  речевой патологией  (общее недоразвитие речи).В ней рассматриваются вопросы, связанные с внедре...

Проект: Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе....

Педагогический опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования.

Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного  и нестандартного оборудования....

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи) для детей дошкольного возраста с 5 – 6 лет

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах...