Интегрированный подход в работе педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шабалина Светлана Анатольевна

Статья посвящена актуальной в современной дефектологии проблеме обучения и воспитания детей с  речевой патологией  (общее недоразвитие речи).

В ней рассматриваются вопросы, связанные с внедрением  в ДОУ интегрированного подхода при решении коррекционно-педагогических задач по коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста и  подготовки данной категории детей к обучению в общеобразовательной школе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_logopeda_i_muzruka.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный подход в  работе педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» г. Инты, Республики Коми

Шабалина Светлана Анатольевна,

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» г. Инты, Республики Коми

Зайцева  Елена Александровна.

 Аннотация.

 Статья посвящена актуальной в современной дефектологии проблеме обучения и воспитания детей с  речевой патологией  (общее недоразвитие речи).

В ней рассматриваются вопросы, связанные с внедрением  в ДОУ интегрированного подхода при решении коррекционно-педагогических задач по коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста и  подготовки данной категории детей к обучению в общеобразовательной школе.  

Ключевые слова.

Речевая патология, общее недоразвитие речи (I,  II,  III, IV уровни), ринолалия, дизартрия, коррекционно-развивающая среда, интеграция,  музыкальный и фонетический слух, логоритмика, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, фонепедические упражнения.

 

Экологическое, социальное, психологическое напряжение современного мира приводит к неуклонному росту числа детей с ослабленным здоровьем. По последним медицинским данным, сейчас процент  детей с тем или иным нарушением в развитии составляет 75% (на 1 тыс. детей), тогда как  в 70-е годы прошлого века этот процент составлял всего 4%. Предметом острой общественной тревоги становится также резкое ухудшение не только физического, но и психоневрологического здоровья детей. Данные нарушения негативно влияют на обучение и воспитание, усложняют процесс формирования личности. Поэтому именно сейчас  остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватного метода коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста. Ранняя педагогическая коррекция поможет избежать в дальнейшем многочисленных неудач в жизни ребёнка, особенно в школьном обучении.

Всестороннее развитие ребёнка с нарушениями  речи в дошкольном возрасте и подготовка его к успешному обучению в общеобразовательной школе – ставит перед педагогами логопедических групп задачи использования адекватных коррекционных приёмов и методов работы с данной категорией детей.

В речевой группе ДОУ находятся дети со следующими логопедическими заключениями: общее недоразвитие речи (ОНР); ОНР, отягощённое дизартрией, алалией, или ринолалией.  С учетом степени несформированности речи выделяют  четыре  уровня ее недоразвития от полного отсутствия речи (I уровень) до незначительных отклонений в речевом развитии (III- IV уровни).   Совокупность перечисленных пробелов речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения  программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы, поэтому детей с логопедическим заключением «общее недоразвитие речи» решением городской ПМПК направляют в логопедическую группу (в городе Инте, РК дети, имеющие общее недоразвитие речи, посещают МБДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» компенсирующего вида (169840, г. Инта, РК, ул. Мира, дом 15 А).

Цель работы педагогов ДОУ по устранению общего недоразвития речи у детей определяется достижением высоких результатов воздействия на ребёнка с речевыми нарушениями, посредством решения следующих задач:

  1. использование в работе современных диагностических форм и методов выявления недостатков в речевом развитии у дошкольников;
  2. организация и координация совместной работы всех специалистов ДОУ по оказанию практической помощи детям, нуждающимся в коррекции;
  3. внедрение современных педагогических технологий в процесс коррекции речевого развития детей.

Средства для достижения цели предполагают:

  1. организацию коррекционно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных интересов и педагогического воздействия:

- создание для учителей-логопедов, дефектологов кабинетов, оснащенных всем необходимым для педагогического целенаправленного воздействия на ребенка;

- оформление в групповой комнате уголка психологической разгрузки, способствующей снятию психологического напряжения, агрессивности, возникновению положительных эмоций;

-  оформление уголка по сенсорному развитию;

-  работа лечебно-профилактических кабинетов в ДОУ (кабинет массажа, физиотерапии).

2. создание пространственной образовательной среды, способствующей обеспечению новой организации жизни детей на основе баланса различных видов деятельности. Отсутствие физической, психологической и интеллектуальных перегрузок, создание условий для развития и оздоровления ребенка;

3.  совместную деятельность всех специалистов ДОУ, направленную на интеграцию программных областей знаний во все виды детской деятельности;

4.  объединение в педагоге высокого уровня педагогической культуры, стремления к овладению знаниями и навыками использования новых программ и технологий;

5. разнообразные формы и новые направления сотрудничества с родителями. Создание в процессе совместной работы с родителями единой системы коррекционно-воспитательного воздействия с целью подготовки детей с речевыми проблемами к дальнейшему обучению в школе и их социальной адаптации  [7, с. 9].

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой интеграции всех специалистов по устранению ОНР у детей, частью которой является оречевление всего учебно-воспитательного процесса в группе.

Ожидаемые результаты при коррекции ОНР у детей: полноценное развитие личности ребенка, раскрытие его уникальных способностей; полная коррекция (компенсация) недостатков речевой сферы; подготовка ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Главное направление в организации коррекционной работы, по нашему мнению  – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социуме.

В данном направлении работа осуществляется с опорой на нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность участников педагогического процесса ДОУ:

-  Конвенция о правах ребёнка;

-  Федеральный закон «Об образовании»;

-  Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

-  Устав МБДОУ;

- Программа развития МБДОУ до 2016 года;

-  Положение о логопедических группах МБДОУ.

Коррекционно-речевое развитие осуществляется на основе:

- Примерной основной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой, 2011) [5];

         -  Программы обучения и воспитания детей с ОНР (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 2004 г.) [10].

Таким образом, коррекционный процесс органично включается в учебно-воспитательный, различия между ними существуют на уровне целей, педагогических методов, приемов и результатов обучения.

Устранение речевых нарушений у детей требует интегрированного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического и социального характера. Интегрированный подход к организации образовательно-воспитательного процесса обеспечивает максимальное устранение нарушений речи у дошкольников. Такой подход реализуется через структурные компоненты-блоки, для каждого из которых характерна специально организованная самостоятельная деятельность детей, а также совместная со взрослыми работа. Как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей-логопатов, интегрированный подход должен охватывать все виды детской деятельности.

Организованный таким образом педагогический процесс позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность конкретных специалистов (музыкальных руководителей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, воспитателей, медицинских сестер) и подчинить их работу общим целям и задачам.

Дошкольник познаёт мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима при устранении ОНР у детей дошкольного возраста. Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры, их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются. Таким образом, при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей  [8, с. 36-37]. Учитывая эти факты, в нашем ДОУ деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи. Инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Выполнение заданий, движений по образцу, а также наглядный показ, словесная инструкция позволяют решать задачи регуляции действий и функций, активного внимания, развитие пространственно-временных движений [7, с 15]. Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с ОНР. Сюжетные формы занятий также способствуют развитию речи. Все сюжетные занятия, их темы, игры к ним согласовываются с учителем-логопедом с учётом уровня речевого развития, на котором находится ребёнок в данный период времени.

 Во взаимодействии всех специалистов ДОУ особая роль отводится совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя. Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, способность воспринимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса, развивает интонационно-выразительную речь через использование различных попевок, прибауток, скороговорок, пропевание на слогах, с произнесением согласных, которые сочетают в себе движения губ и кончика языка. С целью соотнесения речи детей с движением применяется логопедическая ритмика. Музыкальный руководитель в обязательном порядке согласовывает с логопедом репертуар, распевки, решает, кто из детей готов выступать на празднике с чтением стихов или исполнять определённые роли. Так, решая задачи речевого и музыкально-эстетического развития дошкольников с ОНР, мы организуем интегрированные занятия. В качестве примера рассмотрим ход непосредственно образовательной деятельности по теме «Деревья осенью» в группе для детей с ОНР (III год обучения).

Образовательные области: коммуникация, познание, музыка, художественное творчество, здоровье.

Образовательные задачи: закрепление различения деревьев по характерным особенностям строения листьев; активизация глагольного словаря; совершенствование умения сочетать речь с движением.

Развивающие задачи: совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных от существительных); развитие речевого выдоха, увеличение объёма певческого дыхания; зрительного и слухового восприятия и внимания; мыслительной операции – классификация; наглядно-образного мышления; развитие умения понимать характер, настроение музыкального произведения; расширение голосового диапазона, развитие звуковысотного слуха.

Воспитательные задачи: воспитание внимательного, бережного отношения к природе; желания помочь другим;  приобщение детей к общечеловеческим ценностям (музыка), воспитание высших чувств (сочувствие, сопереживание).

Коррекционные задачи: автоматизация звука [ль] в стихах, песнях; подготовка руки к письму; совершенствование музыкальных способностей посредством слухового восприятия.

Оборудование: бумажные листья рябины, клёна, берёзы, осины, дуба; атрибуты для дыхательной гимнастики; атрибуты для творческого задания, аудиозаписи.

Предварительная работа: проведение познавательного занятия «Деревья осенью»; разучивание песен «Милая берёзонька», «Ах, какая осень!», логоритмического четверостишия, артикуляционной гимнастики, фонетической ритмики, пальчиковой гимнастики.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Организационный момент (формирование положительной установки детей на участие в занятии).

Под вальс Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» входит грустная Осень (логопед).

Муз. рук. – Здравствуй, Осень – наша красавица!

                    Что грустишь ты, Осень, печалишься?

Осень – Я венок свой потеряла

               От того и грустной стала!

Дети решают, что осени надо помочь, поскольку листьев больше всего в лесу -  надо идти в лес.

ИДУТ В ЛЕС (логоритмика), НАПЕВАЯ  под ритмичную музыку (СD – сборник «На зарядку, становись!», композиция «Весёлые шаги»):

В лес осенний мы пойдём,

Листья разные найдём,

Не придётся нам скучать –

Надо Осень выручать!

ПРИХОДЯТ В ЛЕС. Звуковой эффект «Шум ветра».

  1. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных от существительных).

Осень –    Ребята, посмотрите, как много вокруг листьев!

                  С какого дерева этот лист?

Дети –      С берёзы.

Осень -     Лист  какой?

Дети -       Берёзовый.

Аналогично образовываются слова: кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый.

Осень -    Давайте с листьями поиграем!

  1. Развитие речевого выдоха (дыхательные упражнения для дифференциации сильного и слабого речевого выдоха), развитие мыслительных операций (классификация).

Упражнения выполняется под музыку В. Алексеева «Весенняя».

Муз. рук. – Ветер - ветерочек!

                    Заглянул в густой лесочек,

                     И подул из леса слабый ветерочек.      Дети делают слабый выдох.

                     Ветер - ветерочек!

                     Заглянул в густой лесочек,

                     И подул из леса сильный ветерочек.    Дети делают сильный  выдох.

Осень – Ребята, давайте разложим листики в корзинки.

Дети раскладывают листья в корзинки. Осень подводит итог выполнения задания:

Осень -     Какие листья вы положили в эту корзинку?

Дети -       Рябиновые и т. д.

  1. Активизация глагольного словаря.

Задание выполняется под музыку П. Мориа «Осенняя сюита»

Осень -   Ребята, покажите, что умеют делать листья?

Ребёнок  пантомимой изображает, что делают листья, остальные – угадывают.

Дети (показывают) -  Висят, качаются, летят, шелестят, кружатся, падают, лежат.

  1. Совершенствование артикуляционной моторики  [6, с. 45].

Осень – А ваши язычки смогут изобразить листочки?

Осень -    Испугались листочки холода,    Губы в улыбке, широкий язык лежит  

                                                                        между   зубами.  

                                                                          Дети выдувают воздух на язык и губы

                                                                        так, чтобы они вибрировали. Язык и губы

                                                                       должны быть расслаблены.

    Задрожали, затрепетали  на ветру,   Рот открыт, губы в улыбке.

                                                                       Дети  кладут  

                                                                       широкий язык на верхнюю губу и делают

                                                                       движения вправо-влево, как бы поглаживая её.

                                                                       Темп выполнения упражнения постепенно

                                                                        убыстряется.

    Закачались то вверх, то вниз         Рот открыт, губы в улыбке. Дети прикасаются

                                                                       широким передним краем языка к верхней губе

                                                                       и нижней сначала медленно, постепенно

                                                                       убыстряя темп.

    Свернулись листики                   Рот открыт,  губы в улыбке.  Язык высунут

                                                                       «желобком».

     И  упали  на землю.                          Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик

                                                                       языка подводится под верхнюю губу, затем

                                                                       под нижнюю.

  1. Фонетическая ритмика [3, с 22-23].

Проводит музыкальный руководитель. Звучит фоновая музыка из СD - сборника «Грустный дождик», композиция «Осенний парк».

Тишина в лесу стоит.                          Дети поднимают руки вверх и произносят тихо

Еле слышно лист шуршит.              звук [ш], встряхивая кистями рук.

Ш – ш – ш – ш…

Ветер дунет посильней,                  Произносят [ш] громко, на продолжительном

Листик зашуршит смелей.                            и  ровном выдохе.

Ш – ш – ш – ш… .            

Снова  ветер налетит,                          Мягкими точными движениями опускают руки

Листик с веточки слетит.                    и  коротко и энергично произносят [п].

П – п – п – п… .

Потанцует, попоёт                              Вращают кистями рук.

И на землю упадёт.

А – а – а – а… .                                         Поднимают руки и опускают их вниз,

                                                                         произнося глиссандо [а] от самого верхнего до

                                                                         самого нижнего звука.

  1. Подготовка голосового аппарата к пению (приём «Эхо»).

Муз. рук. -  Вы знаете, что в лесу часто можно услышать эхо?

                    А вы хотите поиграть с эхом?

Распевка «Осень золотая».

  1. Координация речи с движением (динамическая пауза под пение; автоматизация [ль] в стихах).

Муз. рук. – Как вы думаете, какой танец любят исполнять листья?  (вальс).

Звучит музыка из CD-сборника «На зарядку, становись!», композиция  «Ручеёк».  Дети танцуют, сопровождая танец пением.

Дети -   Листья осенние  тихо  кружатся                 Дети  кружатся.

              Листья нам под ноги тихо ложатся          Приседают.

              И под ногами шуршат, шелестят,                Взмахи руками на уровне колен.

              Будто опять закружиться хотят.               Дети кружатся.   

  1. Пальчиковая гимнастика [4, с. 34].

Проводится под фоновую музыку из СD - сборника «Грустный дождик», композиция «Листопад».

Осень – А теперь потанцуют наши пальчики!

Дети:

Зашумела листьями осень золотая.     Дети «перебирают» всеми  пальцами.

Закружила в воздухе, весело играя.     Большим пальцем правой руки дети касаются

                                                                             указательного пальца левой руки, затем

                                                                             меняют положение рук.

Вот листок берёзы,                             Загибают пальчики на обеих руках.

Вот листок рябины,

Вот листочки тополя,

Вот листок осины.

А кленовый листок

Нам под ноги сразу лёг.

Только ёлочки стоят,                            Дети крутят растопыренными пальцами

                                                                              обеих рук в разные стороны.

Ронять иголки не хотят.                             «Заборчик» из растопыренных пальцев.

Муз. рук. – В какой песне поётся о том, как деревья теряют свой осенний наряд?

Дети –   «Милая  берёзонька».

  1.  Песня З. Я. Роот «Милая берёзонька» [9, с. 49].

Осень -        Ребята, сейчас  в лесу вы видели много листьев,

Муз. рук. -   Так давайте их обведём по точкам, вырежем и…

Дети -          Сплетём из них венок для Осени.

     

  1. Подготовка руки к письму (обведение по точкам, работа с ножницами, аппликация).

Дети выполняют задание под  фоновую музыку из CD-сборника  «Грустный дождик», композиция «Сентябрь». Затем дарят Осени веночек. Осень благодарит детей.

Осень -    Вот спасибо вам, друзья,

                 Улыбаюсь снова я!

                  И веночек мой со мной,

                  Разноцветный, расписной!

Муз. рук. -  Ах, какая ты Осень красавица!

  1. Песня З. Я. Роот «Ах, какая осень!» [9, с.47].

Осень -  И на радости такой потанцуйте все со мной!

  1. Творческое  задание (танцевальная импровизация под музыку из к/ф «Осенний марафон»).

Дети слушают музыку и двигаются соответственно характеру музыки.

  1.  Рефлексия.

АВТОРЫ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

  1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Филичева Т. Б. – М.: Просвещение, 1990. – 320 с.
  3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет / М. Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2007. – 192 с.
  4. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5— 6 лет / М. Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2008. – 208 с.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
  6. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М. А. Поваляевой. Серия: Учебники, учебные пособия. – Р-на-Д: Феникс, 2002. – 352 с.
  7. Психолого-медико-педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы / авт.-сост. Т. А. Емцева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 141 с.
  8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, февраль / 2009 г. М.: Изд. ЗАО «МЦФЭР». – 80 с.  
  9.   Роот З. Я. Песенки и праздники для малышей. / З. Я. Роот, – 2-е изд., исправ. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 96.
  10.  Филичева Т. Б. , Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс,   2008.- 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье говорится о нетрадиционных методах работы с детьми с ОНР дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Затруднения в общении с  окружающими препятствуют правильному  формированию  познавательных процесс...

Проект: Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе....

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи) для детей дошкольного возраста с 5 – 6 лет

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах...

Развитие тонкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Развитие тонкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста...