Семинар для воспитателей « Совместная работа педагогов ДОУ по коррекции общего недоразвития речи у детей »
консультация
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_vospitateley.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей
« Совместная работа педагогов ДОУ
по
коррекции общего недоразвития речи у детей »
Цель: систематизировать и углублять знания педагогов по проблеме коррекции общего недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- совершенствовать педагогическую компетентность педагогов по проблеме;
- закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольников.
План:
- Что такое ОНР?
- Работа педагогов ДОУ с детьми с ОНР.
- Игры по развитию речи в режиме дня (практикум).
Ход семинара
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения. На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). У данной категории детей недостаточно сформированы все языковые структуры, нарушена общая, мелкая, артикуляционная моторика, просодические компоненты, снижена познавательная активность. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.И.Фомичева, Г.В.Чиркина), обучение детей по коррекционным программам позволяет устранить речевые нарушения, подготовить основу для успешного обучения детей в школе.
Общее недоразвитие речи – это сложные расстройства речи, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи: звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании лексико-грамматического строя.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.
Первый уровень. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Активный словарь не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов. Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, звукокомплексами («ака» - собака, «ись» - кошка, «би-би» - машина). Отмечается многозначность употребляемых слов, когда одним словом ребенок обозначает несколько разных понятий («би-би» - машина, самолет, велосипед). Возможна замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас» - карандаш, рисовать, писать). Характерным является использование однословных предложений. Дети 1 уровня используют жесты и мимику, понимают обращенную к ним речь в хорошо знакомой бытовой ситуации. Звукопроизношение большинства звуков нарушено, отмечается нестойкость в их произношении, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т.д.
Второй уровень. Переход ко 2 уровню речевого развития знаменуется тем, что кроме жестов и лепетных слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, состоящие из трех и более слогов («асина» - машина, «амида» - пирамида, «абака» - собака). Надо отметить, что при произношении таких слов присутствует грубое нарушение звукослоговой структуры и звуконаполняемости слов («тетавик» - снеговик). При использовании грамматических конструкций отмечаются пропуски предлогов, отсутствие согласования существительных с прилагательными и глаголами, смещение падежных форм. Дети одним и тем же словом могут назвать разные предметы, имеющие сходство по форме, назначению и другим признакам (муравей, муха, паук, жук в одной ситуации – одним из этих слов, в другой – другим). У детей со вторым уровнем речевого развития значительно развивается понимание обращенной речи. Звукопроизношение характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц], шипящих [ш], [ж], сонорных [л], [л’], [р],[р’] и других звуков. Активная речь состоит из простых предложений из 2-3 слов («Мого уки, оки, нёс» - Я мою руки, ноги, нос.) Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением отдельных предметов или действий.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонематического недоразвития. Словарный запас у таких детей увеличивается, но по-прежнему он скудный, часто дети пропускают предлоги, преобладают одни и те же глаголы, отмечается взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный, большой). Появляются первые навыки словообразования – кровать – «кроватулечка», испытывают сложности при образовании прилагательных от существительных («кошкин» хвост, «кирпичевый» дом). Очень много аграмматизмов дети допускают в словоизменении существительных, при согласовании существительных с числительными, прилагательными. Отмечаются недостатки звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения). Так же страдает звуко-слоговая структура слов в трудных словах. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу, что в последствие не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка с общим недоразвитием речи служит серьезным препятствием для овладения им программой массового детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
В нашем детском саду за последнее время значительно увеличилось количество детей с заключением «общее недоразвитие речи». Поэтому вопрос о совместной коррекционной работы всех педагогов с такими детьми на данный момент особенно важен.
Коррекционная работа с детьми с ОНР осуществляется под руководством и контролем логопеда. В группах воспитатели выполняют следующие коррекционные задачи: закрепляют речевые навыки по заданию логопеда; максимально пополняют, уточняют и активизируют словарный запас детей в процессе режимных моментов; осуществляют систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей на занятиях и в свободной деятельности; на своих занятиях включают задания на развитие внимания и памяти, стимуляцию словесно-логического мышления детей; развивают произвольную пальцевую моторику детей. Для развития мелкой, произвольной моторики пальцев рук в группах в достаточном количестве должны быть различные шнуровки, мозаика, нанизывание бус, рисование по трафарету, разрезные картинки, игры — пазлы, специальные кубики. Для индивидуальных игр в группах необходимо оборудовать речевой уголок, где будут содержаться материалы для закрепления всех компонентов устной речи. Чтобы не пропал интерес к содержанию этого уголка, его необходимо периодически пополнять, обновлять. Важным атрибутом здесь является зеркало. В результате, такие индивидуальные занятия способствуют устранению грамматических и фонетических ошибок, допускаемых детьми-логопатами. В начальном этапе к детям нельзя предъявлять больших требований к их невнятной речи. На данном этапе применяются такие формы работы: чтение художественной литературы; разучивание стихотворений; просмотр диафильмов, видеофильмов, проведение экскурсий; проведение бесед по картине. По мере исправления дефектов речи, появляется возможность требовать от детей более полных ответов, рассказов. Когда многие дети начинают овладевать навыками правильного звукопроизношения, необходимо усложнять требования, разворачивать работу по развитию речи: развивать навыки диалогической речи, работать над развитием структуры фразы, формировать и активизировать навыки связной речи. В этой связи хорошо использовать рассказывание по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине, по памяти, составлять описательные, сравнительные рассказы. Успешно применять так называемый «речевой режим». Например, утренняя гимнастика. При выполнении некоторых упражнений, дети чётко произносят слово: «Ух!», «Хлоп!», «Топ!», при приседании: «Тук-тук-тук!», или: «Кап, кап, кап!» Обращайте внимание детей, что эти слова дети должны говорить на выдохе. Вначале года даётся 1–2 слова, затем, по методике детского сада, с учётом речевых возможностей детей. Перед утренней гимнастикой, а также перед каждым занятием ежедневно необходимо проводить артикуляционную гимнастику из 2–3 упражнений, хорошо усвоенных детьми и не требующих особого зрительного контроля. Например, такие общие артикуляционные упражнения как «Часики», «Качели», «Барабанщик». Занятия — основной вид деятельности в обучении и развитии ребёнка. Так, например, закрепляя знания детей об осени, уточняйте их представления об осенних явлениях вопросами, побуждающими мыслить и повторять про себя: — Как мы узнали, что это осень? Дети поставлены перед необходимостью анализировать, выделять отдельные признаки осени: стало холоднее; листья желтеют, опадают; птицы улетают на юг и т. п. В разных играх у детей формируются и закрепляются понятия о птицах, овощах, фруктах и так далее по содержанию календарно-тематического планирования работы в группе. Например, предложите детям назвать овощи со звуком «С» (свёкла, редис, капуста), птиц со звуком «Р» (грач, ворона, сорока). На занятиях по рисованию, лепке, аппликации учите детей не только техническим навыкам: владеть кистью, карандашом, уметь ровно закрашивать, лепить из одного куска, но и решать общеобразовательные задачи, расширяйте и обогащайте словарь, работайте над грамматически правильной речью. Например, дети лепят огурец и помидор, сравнивают их по форме, цвету, загадывают загадки. При объяснении точно употребляйте нужные слова, чётко проговаривайте их, задавайте конкретные вопросы. В итоге занятия, при анализе работ, обратите внимание на самостоятельные ответы детей, как они ориентируются на образцы речи воспитателя, как грамматически правильно оформляют свои высказывания. Работая с такими детьми, необходимо задействовать различные анализаторы, развивая зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения детей, чередовать различные виды деятельности, соблюдая «охранительный режим» на занятиях. Развитие речи рассматриваю в непрерывной связи с деятельностью детей. Слово закрепляет каждый действенный навык, усвоенный ребёнком. Проявление речи наиболее ярко выступает в игре и через игру. Текст подвижных игр лучше разучивать на физкультурном занятии, в утреннее или в вечернее время. Это способствует развитию интереса к действиям в игре, поднимает эмоциональный тонус детей, дети приобретают уверенность в себе, в своих достижениях. Большое место в работе с детьми ОНР отводиться хороводным играм. При планировании прогулок важны конкретные наблюдения, продуманные вопросы, которые заставляют ребёнка думать, использовать художественное слово. Правильное ведение календаря природы развивает и обогащает речь ребёнка, даёт многообразный речевой материал: погода дождливая, небо пасмурное, серое; день солнечный, ясный и т. п. Во время еды сообщайте детям, что сегодня на завтрак, обед. Дети узнают названия блюд и приучаются пользоваться вежливыми словами.
Дети смогут, в итоге, выполнять указания и инструкции логопеда, воспитателя, контролировать себя и товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.
Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.
В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.
Так как наши дети часто имеют нарушения общей координации, то считаю необходимым большую часть занятий проводить в подвижных играх, например, с мячом. Игра с мячом – прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.
- Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают к общению.
- Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
- Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии.
- Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
- Регулируют силу и точность движений.
- Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
- Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все это создаёт необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Упражнения с мячом:
Цели:
- Автоматизировать звуки в словах в разных позициях.
- Учить образовывать формы множественного числа существительных.
- Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе.
- Формировать навык самоконтроля за собственной речью.
- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
- Развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.
«Один - много»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. А ребёнок изменяет слово так, чтобы был или один предмет, или много, в зависимости от того, что называет взрослый и возвращает мяч воспитателю.
«Назови ласково»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют данное воспитателем слово ласково: стол – столик, ковёр – коврик, соловей – соловушка и т. д.
«Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют противоположное по смыслу: широкий – узкий, весёлый – грустный и т. д.
«Назови слово с данным звуком»
Воспитатель по очереди бросает каждому ребёнку мяч, а ребёнок называет слово на заданный звук (обычно это изучаемый на фронтальном занятии звук).
Игра с мячом с двумя–тремя детьми
- Дети бросают мяч об пол или об стену и называют слово на данный звук.
- Дети называют слова на заданную лексическую тему.
(Например. Я знаю пять птиц: синица, воробей, сорока, голубь, дятел. Или я знаю десять овощей: капуста, морковка…).
- Считать до пяти и более предметов, правильно согласовывая числительные с существительными.
(Например: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб).
- Отбить мячом столько раз, сколько слогов в слове.
Игра «У речки, у моря»:
- Способствует развитию у ребёнка фонетико-фонематического восприятия, готовит детей к последующему синтезу и анализу звукового состава слова.
- Расширяет словарный запас – знакомит с названиями рыб, морских животных и водоплавающих птиц.
- Развивает лексико-грамматический строй речи у детей.
Оборудование:
- карточки из картона на магнитах: водоплавающие птицы, рыбы , морские и речные животные.
- 1 удочка (на конце верёвочки металлический стержень)
- коробочка с высоким бордюром синего цвета, выполняющая роль бассейна
Варианты игры:
- Дети поочерёдно удочкой вылавливают из бассейна карточку, называют первый звук (последний звук). Дети поочерёдно вылавливают карточку и говорят, к какому виду относится «улов»: водоплавающая птица, водное животное или рыба. Ребёнок объясняет свой выбор.
- Назови некоторые слова-предметы ласково, например: черепашка, лягушечка, окунёк, плотвичка, карасик, лебёдушка, уточка и т. д.
- Назвать предметы по типу игры «Один – много», например: дельфин – дельфины, кит – киты, окунь – окуни и т. д.
- Посчитай рыб (птиц, животных). Например: одна выдра, две выдры, три выдры, четыре выдры, пять выдр.
- Посчитай их по–порядку, например: первая выдра, вторая выдра, третья выдра и т.д.
Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия.
Игровое обучение, по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картинок, существенно повышает эффективность формирования словаря. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, более глубоко усваивают знания.
Литература:
Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи. Методическое пособие. — Детство-Пресс.
О. А. Степанова. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М. «Творческий центр»
Преодоление ОНР у дошкольников/под ред. Т. В. Волосовец. — М. «В.Секачёв»
Сорокожердева И. Н. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2017. — №40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
описана система коррекционной работы с детьми с онр....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Затруднения в общении с окружающими препятствуют правильному формированию познавательных процесс...
Интегрированный подход в работе педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Статья посвящена актуальной в современной дефектологии проблеме обучения и воспитания детей с речевой патологией (общее недоразвитие речи).В ней рассматриваются вопросы, связанные с внедре...
Проект: Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе....
Педагогический опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования.
Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования....
Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...