Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии

Новоселова Татьяна Александровна

      В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использования нейропсихологических методов по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников на основе структурно-функциональной модели интегративной работы мозга. Методы коррекции, предложенные в статье, способствуют стимуляции развития и формированию слаженной деятельности различных структур мозга. Следует отметить, что нейропсихологический  подход является здоровьесберегающей технологией. Таким образом, решая задачи подготовки детей к обучению в школе и социальной адаптации, мы одновременно создаём условия для укрепления здоровья. Представленный материал раскрывает важность применения нейропсихологических методов коррекции не только в преодолении речевых нарушений, а также интеллектуальных, двигательных, поведенческих расстройств.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.А. Новоселова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

(Рубцовск, Россия)

novoselova0607@mail.ru 

Аннотация: В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использования нейропсихологических методов по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников на основе структурно-функциональной модели интегративной работы мозга. Методы коррекции, предложенные в статье, способствуют стимуляции развития и формированию слаженной деятельности различных структур мозга. Следует отметить, что нейропсихологический  подход является здоровьесберегающей технологией. Таким образом, решая задачи подготовки детей к обучению в школе и социальной адаптации, мы одновременно создаём условия для укрепления здоровья. Представленный материал раскрывает важность применения нейропсихологических методов коррекции не только в преодолении речевых нарушений, а также интеллектуальных, двигательных, поведенческих расстройств.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, нейропсихология, нейропсихологический подход, нейропсихологическая коррекция, методы коррекции, здоровьесберегающая игровая технология, общее недоразвитие речи.

THE USE OF THE NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH IN THE SPEECH THERAPY CORRECTION OF PRESCHOOL CHILDREN’S SPECIFIC LANGUAGE IMPAIRMENT

Tatiana A. Novoselova

Municipal autonomous pre-school educational institution “Child Development Centre” “Kindergarten No. 1 “Zhar-Ptitsa”

(Rubtsovsk, Russia)

novoselova0607@mail.ru 

Abstract: The article displays the relevance of using the neuropsychological approach in speech therapy from the standpoint of interdisciplinary interaction. The rationale of the potential of using neuropsychological methods of children (aged from 5 to 7) specific language impairment correction based on the structural-functional model of the integrative brain functioning is given. The correction methods offered in the article contribute to the stimulation of development and formation of various brain structures coordinated activity. It is important to mention that the neuropsychological approach is a health-saving technology. Thus, by meeting the challenge of preparing children for school education and social adaptation we simultaneously create the conditions for health promotion. The presented material reveals the importance of using neuropsychological correction methods not only for speech disorders rectification, but also for intellectual, motor, and behavioural disorders.

Keywords: interdisciplinary interaction, neuropsychology, neuropsychological approach, neuropsychological correction, correction methods, health-saving play technology, specific language impairment.

Важной задачей коррекционно-образовательного процесса является подготовка детей к школьному обучению. При подготовке детей с общим недоразвитием речи к школе, а также при сопровождении их в процессе обучения, особое значение приобретает нейропсихологический подход. Поскольку структура речевого дефекта у дошкольников с ОНР имеет сложное строение и включает в себя не только речевой компонент, но и когнитивную составляющую, актуальным становится поиск инновационных и междисциплинарных подходов по преодолению нарушений у детей и объяснение причин их возникновения.

Нейропсихологическая коррекция является эффективной технологией помощи детям, поскольку связана с мозговой организацией психических процессов и включает когнитивные и двигательные методы.

Теоретическая основа метода нейропсихологического воздействия была разработана А.Р. Лурия и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной и др.). Именно исследования этих ученных легли в основу существующего сейчас нейропсихологического подхода.

К задачам нейропсихологической коррекции относится развитие высших психических функций, активация подкорковых образований мозга, регуляция общего энергетического, активационного фона, стабилизация межполушарного взаимодействия, прием и тонкий анализ речевой, тактильной, двигательной, зрительной, слуховой информации, обеспечение регуляции, программирования и контроля психической, в том числе и речевой деятельности.

В основе нейропсихологического подхода находится структурно-функциональная модель интегративной работы мозга, предложенная А.Р. Лурия. Все отделы головного мозга  условно делятся на три блока: блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический блок), блок приема, хранения и переработки информации (когнитивный блок), блок программирования, регуляции и контроля.

Нейропсихологические методы коррекции 1-го блока мозга направлены на функциональную оптимизацию подкорковых образований головного мозга.

Глазодвигательные упражнения способствуют активизации зрительных отделов мозга. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. Движения глаз активизируют внутренний механизм переработки информации в нервной системе («Наши глазки отдыхают», «Посмотри вокруг»).

Дыхательные упражнения направлены на развитие правильного и полного дыхания, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания. Способствуют эффективной деятельности сердечной системы, насыщению кислородом мозга, хорошей саморегуляции нервной системы («Бабочки летают», «Сдуй тучку», «Листья на ветру»).

Самомассаж способствует улучшению кровоснабжения («Сухое умывание», «Пальчики – путешественники»).

Массаж успокаивающе воздействует на нервную систему, благоприятствует обменным процессам, способствует восстановлению работоспособности после утомления («Зоопарк», «На прогулке»).

Телесные подвижные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают синкинезии («Мельница – чудесница», «Мы - роботы»).

Растяжки оптимизируют тонус, который является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка («Скала», «Река», «Тает снег»).

Релаксация способствует расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения, самонаблюдению («Сладкие сны», «Полет к мечте», «Дрёма в гостях»).

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, точных движений пальцев и кистей рук совместно с движениями языка и губ («Пальчики играют, язычку помогают», «Дружные ребята»).

Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.

Упражнения на развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов способствуют коррекции психомоторной сферы ребенка, обогащают чувственный и двигательный опыт («Повтори позу», «Хасты», «Художники»).

Упражнения на развитие пространственных представлений способствуют гармоничному развитию личности.

а) Игры и упражнения на освоение телесного пространства формируют пространственные представления, которые связаны с ориентировкой в собственном теле, определением направлений в пространстве относительно своего тела («Покажи правильно», «Не ошибись»).

б) Игры и упражнения на освоение внешнего пространства развивают пространственные представления, которые связаны с определением положения предметов относительно своего тела, относительно другого предмета («Далеко-близко, высоко-низко», «Путаница»).

в) Пространственные схемы и диктанты способствуют формированию пространственных представлений и являются переходом к двигательным диктантам и графическим схемам («Графический диктант», «Расставь стрелки»).

г) Игры и упражнения на конструирование и копирование формируют умения творчески манипулировать разнообразными объектами («Я - конструктор», «Сложи орнамент»).

Упражнения на развитие логико-грамматических речевых конструкций расширяют представления о различных грамматических формах и конструкциях, способствуют формированию   «квазипространственных» представлений, развитию мыслительной,  коммуникативной деятельности. Данная работа начинается с введения в речь предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями («Где кукла, мяч?», «Рассели жильцов»).

Упражнения на развитие словесно-логического мышления способствуют формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, активизируют способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению, развивают связную речь, творческое воображение  («Кто где?», «Синонимы и антонимы», «Закончи предложение»).

Упражнения на развитие слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов - залог успешного обучения чтению и письму, они служат целью профилактики речевых нарушений («Слушай внимательно – выполняй старательно», «Внимательные ушки», «Найди лишнее»).

Упражнения на развитие чувства ритма направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у детей,  повышают концентрацию внимания («Ритмическое эхо», «Хлопки»).

Упражнения на развитие тактильной и двигательной памяти развивают координацию, дают разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе («Делай, как я», «Запомни меня!», «Танцуем вместе»).

Упражнения на развитие зрительной памяти направлены на формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ («Запомни и нарисуй», «Повтори, не ошибись»).

Упражнения на развитие слухоречевой памяти отвечают за сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь («Повтори и продолжи», «Запомни нужные слова», «Цепочка ассоциаций»). 

Упражнения на развитие номинативной функции помогают накапливать и уточнять представления об окружающей действительности, что тесно связано с когнитивной функцией («Я знаю пять…», «Угадай-ка», «Отгадай и нарисуй»).

Методы коррекции 3-го функционального блока мозга направлены на формирование навыков программирования, целеполагания, преодоления стереотипов, развитие внимания, способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов.

Игры на развитие самоконтроля учат доводить начатое дело до логического завершения, делать то, что в данный момент не хочется. Данное качество является одним из ключевых, для достижения успеха в учёбе, да и в целом в жизни («Изобрази явление», «Выполняй по команде», «Минута желаний»).

Игры для развития серийной организации движений позволяют овладеть серийным действием, возможностью программирования и контроля произвольных действий («Кулак-ребро-ладонь», «Командир», «Оркестр звучит»).

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия направлены на активизацию межполушарных взаимодействий, что позволяет более продуктивно коррегировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует успешному преодолению психоречевых нарушений.

Большое количество нейропсихологических упражнений представлены в работах Т.В. Ахутиной, Семенович А.В, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой. Их можно адаптировать к логопедическим занятиям, а логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса. 

Значимость нейропсихологического подхода состоит в том, что он является здоровьесберегающей игровой технологией.

Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной деятельности различных структур мозга.

Использование приемов и методов нейропсихологической коррекции у старших дошкольников с ОНР способствует созданию положительного эмоционального настроя у детей, повышению интереса к занятиям, активизации мыслительной деятельности, психических процессов, развитию компонентов речевой системы.

Новоселова Татьяна Александровна, учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка «Детский сад №1 «Жар-птица», novoselova0607@mail.ru

Литература

1. Визель, Т. Г. Актуальные вопросы нейрологопедии / Т. Г. Визель, С. В. Клевцова // Современные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей: Традиции и инновации: Сборник материалов II Международной междисциплинарной научной конференции, Москва, 22–23 октября 2020 года / Под общей редакцией О.Н. Усановой. – Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа», 2020. – С. 117-124.

2. Коротаева, И. А. Организация системы коррекционно-развивающего взаимодействия логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на основе нейропсихологического подхода / И. А. Коротаева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 417-420.

3. Холод, М. Т. Опыт использования нейропсихологического подхода в современной логопедии / М. Т. Холод // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 4. – С. 91-96.

4. Цвирко, О. Ю. Нейропсихологические основы профессиональной культуры логопеда / О. Ю. Цвирко // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 2. – С. 321-327.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

Программа разработа в соответствии с ФГОС, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта...

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе развития общества пристальное внимание учёных уделяется обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, что отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте до...

Педагогический опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования.

Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного  и нестандартного оборудования....

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...