Значение и организация сюжетно - ролевой игры в детском саду.
статья ( группа) на тему
Ташева Ю.В Значение и организация сюжетно- ролевой игры в детском саду.
В статье рассматривается роль сюжетно - ролевых игр для детей дошкольного возраста, а так же приводятся некоторые рекомендации для начинающих трудовую деятельность воспитателей в организации сюжетно- ролевых игр в ДОУ. Автор делает вывод о важности и необходимости использования сюжетно - ролевых игр не только самими воспитателями, но и родителями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение и организация сюжетно - ролевой игры в детском саду.
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольнику способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно- ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: “Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними”.
В сюжетно - ролевой игре отражаются впечатления детей об окружающей
жизни. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре –
одна из ее основных черт, главное, что ребенок в игре воплощает свой взгляд,
свои представления, свое отношение.
Думаю не зря сюжетно - ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества. Возможно, данные рекомендации помогут молодым воспитателям.
Прежде чем вы начнете проводить сюжетно – ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с дошкольниками. Они включают следующее:
1. развитие игры как деятельности;
2. расширение тематики детских игр, углублении их содержания;
3. приобретение положительного социального опыта;
4. использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;
5. развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;
6. подготовка ребёнка – дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.
Прежде чем, организовывать, и проводить сюжетно – ролевую игру, необходимо изучить особенности сюжетно - ролевой игры.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-ролевая игра рассматривается как деятельность особого рода, которая характеризуется наличием всех компонентов деятельности: цель, мотив, средства и даже в ряде случаев говорят о результате, но при этом каждый из элементов игровой деятельности специфичен.
При организации сюжетно – ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте мы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шофёры», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратить необходимо особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его игровой замысел.
В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов – заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, а привлекать их к этому по мере развития игры.
Методика проведения сюжетно - ролевой игры такова:
1. Выбор игры, которую вы будете включать.
2. Оснащение (оборудование).
3. Наличие предметно–игровой среды в зависимости от возраста и тематики.
4. Наличие плана – конспекта.
Можно организовать наблюдение за свободной игровой деятельностью детей (с целью выявления игровых интересов и навыков детей).
Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, в связи со всем выше сказанным, уважаемые коллеги, играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры и приобщайте родителей к этому нужному и важному для развития детей занятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход к организации сюжетно-ролевой игры в детском саду
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике...
Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду...
Доклад на педагогическом совете на тему :"Организация сюжетно -ролевой игры в детском саду"
Задачи: 1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ»
В жизни дошкольника игра занимает главное место, что связано с внутренним ощущением свободы, которое игра дает ребенку. Сюжетно-ролевые игры играют большую роль в психологическом развитии детей, она с...
Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
Сюжетно-ролевая играэто основной вид игры ребенка дошкольного возраста.Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество....
Презентация "Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду"
Рассматриваются принципы сюжетно-ролевой игры, конкретные приемы, позволяющие их реализовывать при организации в разных возрастных группах детского сада....
Организация сюжетно - ролевой игры в детском саду.
Консультация для педагогов....