Кружок " Креативное рукоделие"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Столярова Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по дополнительному образованию составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной программы по предмету « Креативное рукоделие »

Рабочая  программа по креативному рукоделию « Маленький умелец » составлена с учетом меж предметных и внутри предметных связей, продолжения формирования у дошкольников  эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала.

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к АБСОЛЮТНОЙ КРАСОТЕ».

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Направленность

       Является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков,.

Программа  разработана на основе типовых программ по креативному творчеству. Является модифицированной.

Новизна

       Состоит в том, что в процессе обучения дошкольники  получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность

       Обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность

       Объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель программы

       Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи

Развивающие:

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

• Развивать творческие способности детей.

• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

шедевра.

Обучающие:

• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

• Формировать умение оценивать созданные изображения.

Отличительная особенность программы

        Состоит в том, что наряду с обучением традиционных техник рисования, включенные в типовые программы, предлагается ознакомление, обучение детей нетрадиционным способам рисования, работа с необычными материалами, используемые при создании объемных аппликаций, что способствует развитию фантазии, воображению.

Возраст дошкольников

       Участвующих в реализации данной образовательной программы дошкольники  5-6лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Продолжительность реализации программы

        Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на один год. Она охватывает: старшую группу – дети от 5 до 6 лет.

Место проведения: Музей

Формы занятий

       Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.       Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

      Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изо деятельности. Общее количество занятий в год-24,2часа ., время занятий 25мин.

Продолжительность

Периодичность

в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

25 минут

2 раза

50 минут

24часа 20 минут

Ожидаемые результаты освоения программы

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

-Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук..

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Для получения более точных результатов проводится  диагностическое обследование с детьми старшей группы.

Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой:

1. Содержание изображения.

2. Передача формы

3. Строение предмета

4. Передача пропорций предмета в изображении

5. Композиция

6. Цвет

7. Уровень самостоятельности

8. Творчество.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Уровень у детей:

высокий - ребенок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования.

средний – ребенок передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла

низкий – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

-проведение выставок детских работ

-проведение открытого мероприятия

-проведение мастер-класса среди педагогов

-проектная деятельность 

Средства, необходимые для реализации программы

- создание художественно-развивающей среды в детском саду

- разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация

-.использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Работа с песком

50минут

3

2

2.

Рисование пальчиками и ладонью

50минут

6

14

3.

Рисование в технике печатания

50минут

6

10

4.

Работа с пластилином

50минут

6

10

Итого:

3часа 20 минут

21

24,2

Содержание программы

1.«Картинки на песке»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке.

2. «Весёлый человечек»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Сравнение свойств сухого и влажного песка.

3.« Весёлые мухоморы»

Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

4. «Мой веселый звонкий мяч»

Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.

5. «Разноцветные шарики»

Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках

6.«Красивые листочки»

Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений – отпечатков. Развитие чувства цвета.

7. «Ягодка за ягодкой «(на кустиках)

Создание ритмичной композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками.

8. «Листочки танцуют»

Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма

9. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек»

Создание образа ёжика в сотворчестве с воспитателем: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию

10. «Моя любимая чашка»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. бумаги. Воспитывать аккуратность.

11. « Рябинка»

Учить рисовать на ветке ягодки( пальчиками) и листики (примакиванием).Закрепить данные приёмы рисования.

12. «Вот какие ножки у сороконожки»

Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображенной воспитателем. Развитие чувства формы и ритма.

13. «Снежок порхает, кружится»

Создание образа снегопада. Закрепление приема рисование пальчиками или ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.

14. «Весёлые рыбки»

Продолжать учить рисовать с помощью ладошки. Развивать воображение.

15«Мои любимые домашние животные»

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью-учить имитировать шерсть животного.

16. «Полосатые полотенца для лесных зверушек»

Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий)

17.«Маленькой ёлочке холодно зимой»

Рисование пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа.(снежинки, снежные комочки)

18.«Весёлый снеговичок»

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура

19. «Мои рукавички»

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

20.«Вот какие у нас сосульки!»

Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма.

21.« Автомобиль для папы»

Упражнять в рисовании пальчиками, вызвать интерес к подарку для папы

22.«Мимоза для мамочки»

Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

23.«Солнышко лучистое»

Рисование ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

24. «Нарядные матрешки»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

25..«Цыплятки» «

Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов

26.« Божьи коровки на лужайке»

Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умения равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

27.«Птички – невелички»

Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят).

28.« Цветочек радуется солнышку»

Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок, дополнять стебельком, листиками ,травкой вокруг .Развивать чувство композиции.

29 .«Жили у бабуси два весёлых гуся»

Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Закреплять умение дополнять изображение деталями.

30.«Вот какой у нас салют!»

Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности

31.«Разноцветные флажки»

Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы. Воспитание самостоятельности, уверенности. Развитие чувства формы и цвета

32.«Радуга-дуга»

Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения

33.« Одуванчики»

Закрепить умения детей использовать знакомые техники рисования .Учить создавать выразительный образ одуванчиков.

Развивать чувство композиции.

34.«Улитка, улитка, выпусти рога»

Продолжать формировать интерес к изображению предметов пластилином на плоскости.

35.«Воздушные шары»

Научить прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

36. Выставка работ.

Презентация подведение итогов года работы кружка..

Методическое обеспечение программы

        Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса в программе используются дидактические идеи педагогов-новаторов: опорные сигналы В. Ф. Шаталова, на зону ближайшего развития Л. С. Выготского, принципы развивающего обучения.

        Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались: А. В. Бакушинский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой и др.

       Использование компонентов информационно-коммуникационных технологий, коммуникативно - деятельностного подхода в воспитании дошкольников позволяет строить такое воспитание, которое способствует творческому развитию личности

В программе используются также различные приемы

-наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;

-нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;

-показ произведений русского декоративно-прикладного искусства (дымковской, городецкой игрушки, семеновской матрешки);

-рассматривание картинок, картин, иллюстраций;

-инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;

-дидактические игры с цветными шарами, матрешками, мозаикой, природным материалом.

-привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

       Просветительскую работу с родителями в форме консультаций, наглядной информации, мастер-класс.

Методические рекомендации

       Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Список источников

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под. ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная  школа. - М.: Просвещение, 2010.
  7. Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
  8. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
  9. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

10. Лыкова И. А.  Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

11.Казакова Р. Г.  Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.

12.Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..

13. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с

14.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.

15.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития

16.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс»

17.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс»

18. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.

19.«Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.

20. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.

21.Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М. : Чистые пруды, 2007.-32с. : ил 22.Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д

23.Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

24.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

25.Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г

Интернет-ресурсы:

1. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

2. http://bibliofond.ru[Электронная библиотека «Библиофонд»];

3. http://nsportal.ru[Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

4. http://videouroki.net[Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

5. http://indigo-mir.ru[Сайт Центра дистанционного творчества];

6. http://www.pandia.ru[Портал «Энциклопедия знаний»];

7. http://www.drofa.ru[Сайт издательства «Дрофа»];

8. http://window.edu.ru[Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

9.  http://www.krestom.ru/

10. http://petli.sitecity.ru/index.phtml

11. http://www.liveinternet.ru/users/lidiaaa/tags

12.  http://masterica.org/index.php

13.  http://rukodelie.narod.ru/index.html

14. http://www.rukodelie.net/

15. http://hand-made-granary.blogspot.com/

16. http://www.uzelok.ru/

17. http://www.formula-rukodeliya.ru/index.php

18. http://www.remeslo.okis.ru/12-deti-ded.html

19.  http://samsdelay.ru/o-nas

20.  http://hobbyhandmade.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Креативное моделирование"

Уважаемые родители!   Предлагаю Вам ознакомиться с работой кружка "Креативное моделирование" где вы и ваши дети  научатся  конструировать из бумаги  по методу  оригами. О...

Диагностика креативности дошкольников. Рекомендации для воспитателей по учету креативности школьников.

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, ...

Методическая разработка творческого кружка "Креативное рукоделие"

Пояснительная записка. Методическая разработка творческого кружка «Креативное рукоделие» создана для раскрытия творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста и реализации ...

Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.

Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей....

План работы кружка "Креативное рукоделие" в старшей группе.

Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и  действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способност...