«Организация самостоятельной творческой деятельности детей в группе».
методическая разработка (средняя группа) на тему

Материал содежит в себе, формы организации самостоятельной творческой деятельности детей, показывает  ее структуру, факторы влияющие на самостоятельную творческую деятельность и условия реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение д\с №52

Колпинского района, г.Санкт -Петербурга

«Организация самостоятельной творческой

деятельности детей в группе».

Составила: Яблунина О.В.

 должность:  воспитатель.

Санкт- Петербург 2016г.


Организация самостоятельной

творческой деятельности детей в группе.

Чтобы понять, как развивать самостоятельную творческую деятельность, нужно четко определиться в понятии ТВОРЧЕСТВО. Основной показатель творчества – новизна результата деятельности ребенка. Но ведь дети не создают чего-то принципиально нового, как, например, взрослые.

Творчество дошкольников имеет свои особенности. На эти особенности указывали в свое время Выготский, Запорожец, Поддъяков  и др. ученые:

1 особенность: дети МОГУТ создавать оригинальные постройки, рисунки, творческие рассказы, стихи.

2 особенность: сам процесс создания для ребенка имеет первостепенное значение, отличается эмоциональной включенностью, стремлением опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие. Это удовольствие для ребенка имеет большое значение, чем конечный результат, ОН ЖИВЕТ, КОГДА ТВОРИТ.

3 особенность – ребенок в отличие от взрослого творит с легкостью, как правило, у него нет подробного плана, и вот этот подъём позволяет ребенку добиться успеха.

В самостоятельной деятельности детей,  развивается творческая  активность в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.) Здесь ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя.  В своей свободной деятельности ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и  в совместной деятельности со взрослым.

Г.Г.Григорьева отмечает, что уровень самостоятельной деятельности детей различен в разные возрастные периоды, что связано с возрастными психофизическими возможностями дошкольников в овладении деятельностью и условиями, в которых идет ее развитие.

Свободная самостоятельная деятельность играет высокую роль в формировании у ребенка такого важного личностного качества, как умение занять себя полезной деятельностью. Если ребенок в 4-6 лет не может себя занять сам, это приводит к негативным последствиям во взрослом периоде.

По мнению ученых, эта способность формируется с 2 до 6 лет и на протяжении этого периода время и содержание самостоятельной деятельности должна увеличиваться: к 3 годам ребенок должен уметь сам занять себя в течение 15-20 минут, но он вправе менять деятельность; к 4 годам в течение 25-40 минут; к 5 годам самостоятельная деятельность должна увеличиваться до 50 минут; к 6  годам до 1 часа. Но нужно помнить, что ребенок может удержать и запомнить только то, что ему интересно, эмоционально значимо.

Итак, как же формировать, развивать творческую самостоятельность?

Прежде  всего, всем тем, что развивает воображение, его фантазии. Ведь воображение – это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Общеизвестно, что у детей прекрасно развито воображение, склонность к фантазированию. У детей есть к этому задатки, поэтому перед каждым педагогом стоит задача: максимально развивать воображение во всех видах образовательной деятельности. Ведь именно благодаря воображению обыденную жизнь дети превращают в игру, живут в ней.

Но для создания нового мало только одного воображения, необходима внутренняя связь между воображением, мышлением, произвольностью и свободой поведения, поэтому любое обучение, которое направлено на развитие творческой самостоятельности предполагает развитие образного мышления, а также произвольного поведения (умение выбрать тему, способы реализации замысла, способы реализации замысла);  интеллектуальной активности, а она формируется на детском экспериментировании (это трансформы, модули, бумага, природный, бросовый материал и пр.)

Стимулировать и развивать творческую самостоятельность можно на основе, так называемых, готовых знаний, но есть одно условие – воспитатели и специалисты должны передавать эти знания творчески, в интересной доступной и увлекательной форме.

На рис.1 приведена схема организации самостоятельной творческой деятельности в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Психика ребенка находится в постоянном движении, изменении и катаклизмах. Внутренний мир ребенка не только мир ясных, отчетливых знаний, представлений, но это мир изменяющихся, развивающихся причудливых образов, фантастических представлений. Поэтому, основная линия педагогической работы с детьми – формирование творческого отношения к явлениям окружающей жизни, как в плане восприятия, так и в плане практического преображения. Ведь творческая самостоятельность – одно из содержательных форм психической активности детей.

В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребенок получает возможность самоутверждения в себе само и в коллективе сверстников, что имеет важное значение для развития полноценной личности ребенка. 

В свою очередь воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. При этом необходимо учитывать потребности ребенка как в индивидуальной, так и совместной деятельности, поэтому взрослый вместе с ребенком регламентируют количество играющих в каждом уголке. Например, если в строительном уголке могут находится и взаимодействовать 5 человек,  то на знаке символе  должно быть 5 предметов –образов.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.  На всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ.

Рис.1 Организация самостоятельной творческой деятельности детей.

Литература

  1. Казакова Т.Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7.
  2. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2.
  3.  Эстетическое воспитание в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1978. – 207 с.
  4.  http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/25/sozdanie-usloviy-dlya-organizatsii-samostoyatelnoy-deyatelnosti-detey
  5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/08/organizatsiya-samostoyatelnoy-khudozhestvenno-tvorcheskoy-deyatelnosti
  6. http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/pedagogicheskij-sovet-psixologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-u-detej-tvorcheskoj-samostoyatelnoj-xudozhestvenno-esteticheskoj-deyatelnosti.html 
  7. http://www.maam.ru/detskijsad/-igra-metod-organizaci-samostojatelnoi-dejatelnosti.html
  8.  http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie-rekomendaci/organizacija-samostojatelnoi-dejatelnosti-detei-v-uslovijah-dou-s-uch-tom-fgt.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной творческой деятельности детей после прочтения книги для совместного чтения взрослых и детей «Увлекательное путешествие Ярика и его друзей по родному городу».

Здесь вы можете найти полезную информацию по проблеме плоскостопия, так же подобрана серия упражнений по коррекции и проведено исследование....

Консультация для педагогов "Художественно - эстетическое развитие детей через организацию самостоятельной творческой деятельности"

Материал знакоит воспитателей стем, что является источниками самостоятельности детей. Это  впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, разли...

Мастер-класс для педагогов МБДОУ №218 «Организация самостоятельной творческой деятельности детей на материале считалок»

В ДОУ, для педагогов, 12 октября 2021 года состоялся мастер-класс по теме «Организация самостоятельной творческой деятельности детей на материале считалок»  музыкального руководителя ...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье  содержится обоснование актуальности проблемы  организации психолого-педагогических условий  развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобр...