Консультация для педагогов "Художественно - эстетическое развитие детей через организацию самостоятельной творческой деятельности"
методическая разработка

Копылова Светлана Алексеевна

Материал знакоит воспитателей стем, что является источниками самостоятельности детей. Это  впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, различные представления, интересы, стремления. Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в новые необычные условия, где проявляются их интересы, склонности к определенному виду деятельности, к любимой тематике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Художественно – эстетическое развитие детей через организацию
самостоятельной творческой деятельности»

Актуальность художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста: проблемы и задачи.

       Актуальность художественно-эстетическое развития детей обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых данное направление  рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей»

     Источником самостоятельности являются впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, различные представления, интересы, стремления. Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в новые необычные условия, где проявляются их интересы, склонности к определенному виду деятельности, к любимой тематике. Искусство также является источником самостоятельной изобразительной деятельности. Различные его виды, живопись, музыка, литература, театр, кино и т.д., обогащают дошкольников различными впечатлениями, способствуют созданию детьми выразительных образов

Задачи развития самостоятельной художественно-творческой деятельности:

  • выявить особенности самостоятельной художественной деятельности детей, возникающей по их собственной инициативе;
  • определить уровень способов самостоятельных действий, приобретенных детьми в процессе художественно-продуктивных занятий;
  • установить состояние предметно-развивающей среды, способствующей самостоятельной деятельности детей;
  • создать условия, стимулирующие проявления самостоятельной художественно-творческой деятельности;
  • формировать интерес к самостоятельной художественно-творческой деятельности, используя наиболее эффективные методические приемы;
  • систематизировать планирование работы по самостоятельной художественно-творческой деятельности;
  • изучить особенности семейного окружения, укрепляющего или разрушающего стремление ребенка к художественным проявлениям;
  • обобщить опыт педагогических приемов, стимулирующих самостоятельные действия детей.

Источники самостоятельной художественной деятельности детей:

  • Впечатления от восприятия окружающей действительности, разнообразные жизненные ситуации (прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, новые игрушки) оставляют след в памяти ребенка, вызывая, как правило, положительные эмоции.
  • Изобразительное искусство является также источником детской самостоятельной деятельности.
  • Значительно обогащает самостоятельную художественно-творческую деятельность детей произведения художественной литературы, в частности стихи классиков детской литературы и сказки.
  • Праздничные утренники и развлечения с яркими интересными сценариями – это волнующее и радостное событие для каждого ребенка.
  • Наиболее сильным побудителем, является художественный опыт, который дети приобретают на занятиях. Систематическое обучение в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем знаний,  умений и навыков в области музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности.
  • Также одним из особенных условий возникновения у детей желания самостоятельно действовать – это предметно-развивающая среда, оснащение групповой комнаты необходимым материалом, оборудованием и пособиями.

       Работы детей, выполненные в свободное от занятий время, могут дать воспитателю информацию, которая поможет определить уровни овладения детьми различными изобразительными навыками, что поможет спланировать индивидуальную работу, тематику художественно-продуктивных занятий, наметить задачи и методы обучения детей. Анализ проявляемого в самостоятельной деятельности индивидуального опыта детей позволяет определить характер познавательной деятельности детей на занятиях, что дает возможность организовать занятия на творческом уровне.

    Организация уголка творчества для самостоятельной деятельности детей

      Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

- удовлетворение интересов детей;

- наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;

- эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;

- удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;

- оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);

- учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Наполняемость уголка для самостоятельной творческой деятельности должна соответствовать возрасту детей.

Примерное размещение материалов для самостоятельной творческой деятельности в старших группах:

 - Репродукции картин разных жанров, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов;

- инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок;

- сборник заданий для продуктивного творчества, варианты поделок; технокарты по лепке и оригами;

- игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и филимоновская  игрушка, и др.);

- иллюстрированные книги по народному декоративно-прикладному искусству; материалы для детского продуктивного творчества;

- алгоритм лепки народных игрушек, схемы создания узоров;

- материалы для творчества национального быта (элементы узоров, прикладное искусство, иллюстрации художников);

- дидактические игры;

- наборы для творчества.

    Только в самостоятельной творческой деятельности дети с самого начала свободны от ограничений. Это та область творчества и труда, где ребенок выступает наравне со взрослыми, а порой и превосходит их. В работах детей проявляется сложнейший мир души, который малыш открывает внимательному наблюдателю.  Поэтому очень важно давать возможность ребенку  выражать    себя    в    различных   видах    изобразительной    деятельности, действовать самостоятельно, проявлять инициативу в выборе той деятельности, которая отвечает его потребностям, способностям, желаниям.

    Итак, самостоятельная творческая деятельность детей весьма разнообразна по содержанию, она влияет на развитие творческих способностей, обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, развития мотивационной сферы личности, инициативности, творческой активности детей дошкольного возраста.

   Следовательно, со стороны педагога требуется чуткое руководство, и создание необходимых условий для самореализации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной творческой деятельности детей после прочтения книги для совместного чтения взрослых и детей «Увлекательное путешествие Ярика и его друзей по родному городу».

Здесь вы можете найти полезную информацию по проблеме плоскостопия, так же подобрана серия упражнений по коррекции и проведено исследование....

«Организация самостоятельной творческой деятельности детей в группе».

Материал содежит в себе, формы организации самостоятельной творческой деятельности детей, показывает  ее структуру, факторы влияющие на самостоятельную творческую деятельность и условия реализаци...

Консультация для педагогов "Художественно - эстетическое развитие детей через организацию самостоятельной творческой деятельности"

Материал знакоит воспитателей стем, что является источниками самостоятельности детей. Это  впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, разли...

Тема опыта: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей через различные формы творческой деятельности».

Тема опыта: «Система  методической работы  по художественно-эстетическому развитию детей через различные формы творческой деятельности»....

Мастер-класс для педагогов МБДОУ №218 «Организация самостоятельной творческой деятельности детей на материале считалок»

В ДОУ, для педагогов, 12 октября 2021 года состоялся мастер-класс по теме «Организация самостоятельной творческой деятельности детей на материале считалок»  музыкального руководителя ...