Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельной творческой деятельности в сюжетно - ролевой игре.
статья (старшая группа) на тему

Булкина Эльвира Михайловна

Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельной творческой деятельности

в сюжетно - ролевой игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

https://vk.com/id47252818

https://vk.com/id47252818 -Фильм с сюжетно-ролевой игрой «На День рождения к Мишутке»

Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельной творческой деятельности

в сюжетно - ролевой игре.

Анализ состояния практики дошкольного воспитания показывает, что проблема сюжетно - ролевой игры как свободной творческой деятельности детей дошкольного возраста, является актуальной для современного детского сада. В соответствии с федеральными государственными требованиями в дошкольном образовании все больше уделяется внимания свободным творческим формам детской активности, в том числе и в сюжетно — ролевой игре.

Перед педагогами стоят следующие задачи: включение детей в систему социальных отношений, развитие игровой деятельности, приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной принадлежности.

Как показывает практика, очень часто ребенок плохо играет не из - за отставания в развитии, а из - за малого игрового опыта. Поэтому, одним из направлений, над которым работали педагоги МАДОУ «Детский сад «Гармония» №421»» в этом учебном году, являлось « Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельной творческой деятельности в сюжетно - ролевой игре».

   Целью работы было — поэтапная передача детям усложняющихся игровых умений в процессе перехода от совместной со взрослым деятельности к самостоятельной, что позволило бы значительно повысить уровень свободной самостоятельной сюжетно - ролевой игры детей дошкольного возраста, а также стимулировать ее творческое развитие.

 Исследования Л.А. Венгера, Р.И. Жуковской, Е.В. Зворыгиной, Н.Я. Михайленко,  И.Г. Саморуковой, С.Л.Новоселовой, Д.В. Менджерицкой доказывают, что дети хорошо играют, если у них богатые представления об окружающей жизни, есть место для игры и детская компания. Игра - деятельность, а деятельность - опыт человечества. Одной из важных задач педагога - мастера — овладеть правильной организацией игры, как самодеятельности ребенка. Развитие игры происходит гораздо быстрее, если воспитатель специально и целенапрвленно формирует ее.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова указывают на то, что при обучении детей самостоятельной творческой деятельности в сюжетно - ролевых играх требуется соблюдение следующих принципов:

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми, для того, чтобы они овладели игровыми умениями. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае нодо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Все выше перечисленное приводит к возникновению интереса у ребенка к игре.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Успешность игры зависит от умения детей понимать смысл действий партнера и самому быть им понятным.
  3. Для того, чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети в любом возрасте должны быть обеспечены временем, местом и материалом для самостоятельной игры.

Методика руководства игрой А.П. Усовой, П.Г. Саморуковой, Д.В. Менджерицкой, говорит о том, что для начала воспитатель должен представить себе уровень каждого вида игры у своих детей.

  1. Уровень узнавания (умеет-ли играть в такую игру, а как и др.);
  2. Воспроизведение под моим руководством. (Ребенок учавствует в игре вместе со мной);
  3. Игра становиться самостоятельной, самодеятельность.
  4. Игра - форма самовоспитания, самоорганизации детей.

Исходя из выше сказанного, первый этап нашей работы был направлен:

- на выявление уровня сюжетно - ролевой игры, в частности самостоятельной творческой деятельности детей в игре. Используя серию наблюдений за детьми в сюжетно - ролевой игре; игровые ситуации, направленные на сюжетосложение;

 В результате, мы выявили следующие проблемы: дети не используют новые усвоенные знания, способы творческой деятельности в сюжетосложении. Они играют примитивно, в результате все чаще место сюжетно - ролевой игры даже у старших дошкольников занимает игра - манипуляция с игрушками. Отсутствует совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой, должны формироваться новые игровые умения и накапливаться жизненный опыт детей; роль взрослых сводиться только к созданию игровой среды, в которой зачастую не учитываються имеющиеся в арсенале детей игровые умения.

  • на мониторинг интересов детей, для того, чтобы определить тематику игр, близкую к их жизненному и игровому опыту;

На основе полученных результатов, нами был разработан перспективный план деятельности  по развитию самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в МАДОУ №421, с учетом задач различных образовательных областей - «Социализация», «Коммуникация» и др., в каждом возрастном периоде. Намечены варианты сюжетных линий, отталкиваясь от тематики привлекающей детей разных возрастных групп.

Основной этап включал в себя следующее:

  • перед началом каждой сюжетной игры педагогами проводилась предварительная работа (ЧХЛ; просмотр презентаций, тематических альбомов иллюстрации, сюжетных картинок и т.п.; беседы для накопления, обогащения и расширения знаний детей об окружающем мире; совместная с детьми поготовка атрибутов игры;
  • непосредственно перед игрой производился сговор (распределение ролей, обсуждение действий персонажей, выстраивание последовательности нескольких ролевых действий в соответствии с той логикой, которой подчинена реальная деятельность взрослых; обсуждение построения игровой среды - из чего, где и как будем делать?), а также оборудование игрового места;
  • учитывая методику Н.М. Крыловой — изначально воспитатель артист, а ребенок очаровательный зритель. Поэтому в начале каждой новой сюжетной игры, воспитатель была в главной роли вводила детей в кураж, то есть, играла так, чтобы дети захотели играть;
  • непосредственное обучение детей игре — в каждой сюжетной линии педагог развертывала игру таким образом, чтобы дети «открыли» и усвоили новый, более сложный способ построения сюжета. А также предчувствовался «будущий урок» - соответствия общечеловеческим ценностям - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • следующий этап игры воспитатель занимает позицию «дирижера», а дети «исполнители». Педагог занимает второстепенную роль, наблюдая за развитием сюжета игры детьми (выбор ролей, поступков в ходе игры, стремление играть одну и ту же роль и др...);  незаметно для детей педагог направляет организацию игры, чтобы дети старались достичь цели игрового сюжета, для самооценки. Тем самым способствовать тому, чтобы постепенно приучать детей ставить перед собой устойчивые, отдаленные цели своей деятельности, а значит содействовать саморазвитию;
  • выход из игры был сложным этапом как для педагогов, так и для детей. Здесь педагоги использовали различные релаксирующие психологические приемы и упражнения, фольклор и др. Например в игре «В гостях у Мишутки» : воспитатель объявляла детям - «наступил вечер, пора всем вернуться  домой»; - «подойдите ко мне»... И воспитатель дает эмоциональную оценку всему сделанному, любуется в месте с детьми, обсуждает получили - ли дети удовольствие от игры? Какие трудности возникали? Что получилось, а что нет? В какую игру хотелось — бы поиграть в следующий раз? Что нужно для этого?
  • на заключительном этапе воспитатель выступает, как очаровательный зритель, а дети артисты; самостоятельная игра детей с интересным усложняющимся сюжетом; игра как самодеятельность;

Таким образом, развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре будет эффективным при следующих условиях:

  • планомерное обогащение жизненного опыта детей дошкольного возраста;
  • совместные дидактические и развивающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта;
  • своевременное изменение и пополнение предметно — игровой среды, с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
  • активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, которые способствовали бы вступлению детей ко взаимодействию друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕЛАЯ РАДУГА»

Дополнительная образовательная программа«Веселая радуга»Муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения детский сад  №6«Малышка» общеразвивающего вида  приоритетным о...

Культура общения детей дошкольного возраста посредством включения в сюжетно-ролевую игру «Звонок в ателье»

Материал для воспитателей старших групп детского сада. Сюжетно-ролевая игра «Звонок в ателье», посредством которой формируется развитие культуры общения у детей дошкольного возраста. Материал включает...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.

В данной работе представлена сюжетно-ролевая игра «Театр», способствующая творческому перевоплощению в образ героев, формирующая способность сопереживать вместе с героями....

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Статья на межрегиональную научно-практическую конференцию ГБОУ ДПО НИРО. Тема:"Развитие общения и взаимодействия детей раннего дошкольного возраста со взрослыми в сюжетно-ролевой игре"

Статья на межрегиональную научно-практическую конференцию кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО «Экология дошкольного детства: факторы культуры, безопасности, воспитания и пр...

Методическая разработка " Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через формирование основ сюжетно-ролевой игры"

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь...