ПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕЛАЯ РАДУГА»
проект по рисованию (средняя группа) по теме
Дополнительная образовательная программа
«Веселая радуга»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6«Малышка» общеразвивающего вида приоритетным осуществлением физического развития воспитанников.
Направление развития детей
(ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ)
Образовательная область
(ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kratko.docx | 41.23 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в рамках художественно-эстетического развития дошкольника.
Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Конечно, не все дети хотят быть художниками, дизайнерами. Это дело таланта и осознанного выбора. Неважно, кем станет ребенок, главное, что занятия с использованием нетрадиционных техник полезны всем.
Большое внимание в детском саду уделяется развитию познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение и образное мышление. Развитие воображения и мышления способствуют становлению такого важного процесса, как творчество.
Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка. Оно делает его богаче, полнее, радостнее, побуждает фантазию, учит мечтать, придумывать новое, интересное. В процессе творческого развития развивается интеллектуальная и эмоциональная сфера, ребенок определяет свое отношение к жизни, свое место в ней, свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений.
Поэтому доминирующей областью программы является художественное
творчество.
Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. В данной программе представлено нетрадиционное рисование как одно из условий успешного развития творческих способностей детей, творческого воображения и креативного мышления.
1.2. НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Новизна данной программы в реализации принципа интеграции федерального и регионального содержания в рамках нетрадиционных технологий рисования в процессе непосредственно - образовательной деятельности.
Нетрадиционное рисование – это:
- разнообразие и вариативность работы с детьми;
- новизна обстановки;
- необычное начало работы;
- красивые и разнообразные материалы;
- возможность выбора;
- интересные задания.
Все это помогает не допустить в изобразительную деятельность скуку, однообразие, обеспечивает живость, непосредственность детского восприятия.
Давыдов В.В. писал: « Формировать творчество у дошкольников необходимо такими средствами, которые способствуют прежде всего, развитию его воображения.»
Слова этого ученого можно смело отнести к использованию нетрадиционных техник.
1.3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Актуальность темы определена следующими проблемами:
- социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы;
- школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения и образного мышления. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов и быть готовым к предвосхищению возможных изменений;
- воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний;
- никакой вид деятельности не может обойтись без воображения.
Программа « Веселая радуга» обеспечивает возможность развивать у детей воображение и креативное мышление непринужденно и этим она педагогически целесообразна.
Традиционное рисование основано на шаблонах, а нетрадиционное имеет ряд преимуществ:
- многообразие способов рисования,
- многообразие средств рисования.
Это помогает вызвать у ребенка целый комплекс эмоций, в процессе работы проявляется характер ребенка, его индивидуальность, развивается мелкая моторика , совершенствуется владение кистью руки.
1.4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы:
формирование предпосылок эстетической культуры детей 4-5 лет на основе нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
1.Обучать детей видеть красоту, самобытный характер и богатый колорит Оренбургского края, опираясь на осмысленное участие детей в художественно-эстетической деятельности.
2. Развивать у детей художественно-эстетический вкус в процессе овладения нетрадиционными техниками рисования.
3.Воспитывать интерес к созданию эстетически выверенных художественных образов с помощью нетрадиционных средств рисования.
1.5. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.
Программа «Веселая радуга» отличается от комплексной программы под редакцией Васильевой «От рождения до школы» использованием нетрадиционных технологий рисования, многообразием способов рисования, многообразием средств рисования, комбинированием ранее известных способов, формированием способности к альтернативным решениям. В основе непосредственной образовательной деятельности данной программы лежит интерес и непринужденность. Нетрадиционное рисование выполняет терапевтическую функцию – отвлекает от грустных мыслей, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает положительный эмоциональный настрой ребенка – это очень важно, так как в нашей жизни, где много нестабильности, даже страшного – им необходимо создавать психологический комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться.
В процессе деятельности он ищет свои решения, свой способ выражения мыслей. Задания требуют от него определенных усилий. Награда за это – создание собственного мира, в котором ребенок будет хозяином. Это повысит его самооценку.
При создании данной программы мы работали и с такой парциальной программой как «Цветные ладошки» автор Лыкова И.А.
В основу нашей программы легли нетрадиционные методы и приемы работы с детьми ранее изученных программ / «Цветные ладошки»/.
1.6. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Программа рассчитана на средний возраст детей в детском саду
/ 4 – 5 лет/. Выбор этого возраста обусловлен его особенностями:
- к среднему возрасту восприятие детей становится более развитым. Они могут из простых форм воссоздавать сложные объекты.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – цвету, величине, совершенствуется ориентация в пространстве. Развивается предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Изобразительная деятельность получает значительное развитие. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изо.деятельности.
Французский психолог Т. Рибо определил основной закон развития воображения:
детство – господство фантазии;
юность – сочетание вымысла и деятельности;
зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту.
В 4-5 лет воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.
Поэтому, именно в этом возрасте есть необходимость применять нетрадиционные техники рисования для развития художественно-творческих способностей.
Срок реализации программы -1 год.
Программа рассчитана на 64 часа ( 2 занятия в неделю).
Время проведения занятия – 20 минут./ Нормы Сан Пин/
Первое занятие проводится в первую половину дня, второе – во вторую половину дня в режиме НОД.
1.7. ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.
Формы проведения работы:
- индивидуальная;
- коллективная;
- подгрупповая.
1.8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.
Личностное развитие:
- проявляет устойчивый интерес к природе и культуре родного края;
- способен самостоятельно находить средства для игры с природным материалом без создания ситуации угрозы для своего здоровья, здоровья окружающих людей и природы;
- владеет средствами привлечения внимания взрослых и ребенка в соответствии с правилами культурного взаимодействия;
- способен к ценностному осмыслению средств общения и способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в художественно-творческой деятельности;
- владеет средствами для изображения образов окружающего мира, явлений природы.
Интеллектуальное развитие:
- умеет работать по образцу при выполнении художественно-творческих работ;
- активный и самостоятельный в процессе рисования;
- знает, различает и владеет работой с материалами, которыми можно рисовать различными способами;
- демонстрирует понимание эстетической ценности , проявляет эстетическое чувство в процессе рисования.
Физическое развитие:
- владеет ручной умелостью, развита мелкая моторика для работы с нетрадиционными изобразительными техниками;
- проявляет ручную ловкость в процессе лепки скульптурных композиций из различных материалов, доступных возрасту;
- физически активен, вынослив, способен довести начатую работу до конца.
1.9. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Формы и время подведения итогов:
Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства
Продукт деятельности ребенка в процессе выполнения нашей программы - детские работы на определенную тематику.
Форма подведения итогов – выставка детского рисунка;
Место проведения – галерея ДОУ;
Время проведения – май / конец учебного года/.
Таким образом, непосредственная образовательная деятельность по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий представляет широкие возможности для изучения особенностей развития детей, развития познавательных процессов, коммуникативных способностей, психических качеств/воображение, образное мышление/.
Является существенным условием для подготовки ребенка к школе.
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Тема | Время, минуты | Интегративные качества | Методические пособия |
Модуль 1. Рисование пальцем или ватной палочкой. | ||||
1.1 | Ягода-морошка в тарелке. | 20 мин |
Активный и самостоятельный в процессе овладения техникой рисования. | И.А. Лыкова Издатель:Карапуз – Дидактика, 2006год, 8 стр., Г.А. Фролова, С.Н.Савушкин Издатель: Карапуз, 2012 год. 12 стр. |
1.2 | Элементы узора пухового платка. | 20 мин | ||
1.3 | Ветка сирени | 20 мин | ||
Модуль 2. Кляксография | ||||
2.1 | Сосны бузулукского бора | 20 мин |
| Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с |
2.2 | Карась – рыба Урала | 20 мин | ||
2.3 | Орел степей Оренбуржья | 20 мин | ||
Модуль 3. Рисование методом тычка. | ||||
3.1 | Астры в вазе. | 20 мин |
| Стр.37, зан.6. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с. |
3.2 | Пушистые зверята Оренбургского края- белка башкирская | 20 мин | ||
3.3 | Уральские горы | 20 мин | ||
Выставка детского рисунка | Проявляет интерес к участию в выставках детского рисунка. | Рисунки детей за год. |
III. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Нетрадиционные техники рисования:
- тычкование жесткой полусухой кистью,
- томпонирование,
- свеча + акварель,
- кляксография,
- пальчиковая и ладоневая живопись,
- рисование по-сырому,
- рисование бросовым материалом.
- граттаж,
- монотипия,
- батик,
- рисование штрихом
Модуль 1. Рисование пальцем или ватной палочкой.
Тема 1.1. Ягода-морошка в тарелке.
Растительный мир природы Оренбургского края. Стихотворения о ягодах.
Иллюстрации с ягодами.
Материалы и оборудование:
- альбомные листы
- гуашь или акварель
- ватная палочка
Зрительный ряд: иллюстрация
Литературный ряд: стихотворение
Интеграция: познание, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Формы работы: беседа, чтение художественной литературы, художественное творчество, рассматривание иллюстраций. Инструкция.
Продукт: рисунки
Тема 1.2. Элементы узора пухового платка.
Иллюстрации разнообразия узоров Оренбургского пухового платка. Стихотворения и песни о пуховом платке.
Материалы и оборудование:
- альбомные листы
- гуашь или акварель
- ватная палочка
Зрительный ряд: иллюстрации, пуховые паутинки
Музыкальный ряд: видеозапись
Литературный ряд: стихотворение
Интеграция: познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, социализация.
Формы работы: беседа, чтение художественной литературы, художественное творчество, рассматривание иллюстраций. Инструкция.
Продукт: рисунки
Тема 1.3.Ветка сирени.
Растительный мир природы Оренбургского края. Иллюстрации весеннего пейзажа родного края. Стихи оренбургских поэтов про Оренбуржье.
Материалы и оборудование:
- альбомные листы
- гуашь или акварель
- ватная палочка
Зрительный ряд: иллюстрации
Литературный ряд: стихотворения
Интеграция: познание, художественное творчество, чтение художественной литературы
Формы работы: беседа, чтение художественной литературы, художественное творчество, рассматривание слайдов. Инструкция.
Продукт: рисунки
Модуль 2. Кляксография
Тема 2. 1. Сосны Бузулукского бора.
Национальный парк Оренбургского края. Красота бузулукского бора. Иллюстрации природы бора.
Материалы и оборудование:
- альбомные листы
- гуашь или акварель
- крупная кисть
- трубочка для напитков.
- вода в баночке
Зрительный ряд: иллюстрация
Литературный ряд: рассказ
Интеграция: познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, здоровье.
Формы работы: рассказ, чтение художественной литературы, художественное творчество, рассматривание картинок. Инструкция.
Продукт: рисунки
Тема 2.2. Карась – рыба Урала
Богатство подводного мира реки родного края. Видеоматериал с изображением рыб. Стихотворения и загадки.
Материалы и оборудование:
- альбомные листы
- гуашь или акварель
- крупная кисть
- трубочка для напитков.
- вода в баночке
Зрительный ряд: иллюстрации
Литературный ряд: рассказ, стихи, загадки
Интеграция: познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, здоровье.
Формы работы: рассказ, чтение художественной литературы, художественное творчество, показ слайдов. Инструкция.
Продукт: рисунки на тему «Рыба Урала»
Тема 2.3. Орел степей Оренбуржья.
Птицы, внесенные в Красную книгу Оренбургской области. Охрана окружающей среды. Разнообразие видов птиц родного края. Видеоматериал с изображением птиц. Звуки, издаваемые птицами. Загадки о птицах.
Материалы и оборудование:
- альбомные листы
- гуашь или акварель
- крупная кисть
- трубочка для напитков.
- вода в баночке
Зрительный ряд: иллюстрации
Литературный ряд: рассказ, загадки
Музыкальный ряд: видеозапись
Интеграция: познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, здоровье, музыка, социализация.
Формы работы: рассказ, чтение художественной литературы, художественное творчество, рассматривание картинок. Слушание звуков. Инструкция.
Продукт: рисунки «Орел степной»
Модуль 3 . Рисование методом тычка.
Тема 3.1. Астры в вазе.
Растительный мир природы Оренбургского края. Характеристики осени как времени года. Осенний вальс цветов Оренбуржья. Разнообразие колорита.
Материалы и оборудование:
- альбомные листы
- густая гуашь
- жесткая кисточка
- тонкая кисточка для дорисовывания деталей
- вода в баночке
- небольшой лист бумаги для проверки тычка и правильности выбора цвета
Зрительный ряд: иллюстрации
Литературный ряд: рассказ
Интеграция: познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, здоровье.
Формы работы: рассказ, чтение художественной литературы, художественное творчество, рассматривание картинок, инструкция.
Продукт: рисунки на тему «Астры в вазе»
Тема 3.2. Пушистые зверята Оренбургского края- белка башкирская.
Животные, внесенные в Красную книгу Оренбургской области. Охрана окружающей среды. Разнообразие животного природы края. Стихотворения о животных.
Материалы и оборудование:
- альбомные листы
- густая гуашь
- жесткая кисточка
- тонкая кисточка для дорисовывания деталей
- вода в баночке
- небольшой лист бумаги для проверки тычка и правильности выбора цвета
Зрительный ряд: иллюстрации
Литературный ряд: рассказ, стихи
Интеграция: познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация.
Формы работы: рассказ, чтение художественной литературы, художественное творчество, рассматривание картинок, инструкция.
Продукт: рисунки на тему «Башкирская белка»
Тема 3.3. Уральские горы.
Уральские горы – уникальный для нашей страны природный объект.
Природы Оренбургского края. Красота природных ландшафтов. Охрана окружающей среды.
Материалы и оборудование:
- альбомные листы
- густая гуашь
- жесткая кисточка
- тонкая кисточка для дорисовывания деталей
- вода в баночке
- небольшой лист бумаги для проверки тычка и правильности выбора цвета
Зрительный ряд: иллюстрации
Литературный ряд: рассказ, стихи
Музыкальный ряд: видеозапись
Интеграция: познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация.
Формы работы: беседа, чтение художественной литературы, художественное творчество, рассматривание картинок, инструкция, показ слайдов.
Продукт: рисунки на тему «Уральские горы»
IV. КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ.
№ пп | Интегративные качества | Критерии оценки |
1 | Проявляет интерес к новым знаниям. | Высокий уровень: с интересом рисует, эмоционален. |
2 | Умеет слушать, слышать взрослого, выполнять его инструкции. | Средний уровень: способный решить интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, создавать совместно со взрослыми творческие проекты |
3 | Сохраняет хорошее настроение и интерес к работе. | Средний уровень: способный сохранять интерес к работе почти в течение НОД |
4 | Стремится быть оригинальным в выборе способов и средств работы. | Средний уровень: не всегда адекватно использует средства и способы работы, нуждается в помощи педагога. |
5 | У ребенка развита крупная и мелкая моторика | Средний уровень: моторика развита не вполне достаточно |
V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Нормативно-правовой ресурс
- Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27.10.2011 г. № 2562.
- Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Основная общеобразовательная программа ДОУ
Научно-методический ресурс
Методические принципы построения программы:
- Принцип сознательности и активности , основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения, стремление к творческому самовыражению в продуктивных видах деятельности.
- Принцип наглядности.
- Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения, использование средств выразительности.
- Принцип доступности.
- Принцип индивидуализации, построенный на учете индивидуально-личностных особенностей детей.
- Принцип связи речи с психическими процессами. Наряду с развитием творчества у детей необходимо добиваться и развития речи.
Основные положения организации образовательной работы с детьми по программе.
- Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями.
- Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы.
- На занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей, следует побуждать их вспомнить, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы.
- Каждое занятие в рабочей программе заканчивается коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Очень важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работы; активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей.
Технологический ресурс
Уголок художественного творчества в группе.
Выставка рисунков
Магнитофон, видео и аудио материал.
Наглядно-образный материал.
1.Иллюстрации и репродукции.
2.Наглядно-дидактический материал.
3. Стихи, загадки.
4. Открытки для рассматривания.
Техники нетрадиционного рисования.
1.Рисование по сырому листу.
При рисовании акварелью по сырому листу используется эффект мягкого растекания красок на листе, их смешивания, в результате чего образуются плавные ,тонкие переходы цветов и оттенков.
2.Рисование методом тыка.
Для техники достаточно взять ватную палочку, опустить в краску и ударить им по листу сверху вниз. Если тычок делать целенаправленно (по готовому контуру)то предмет получится интересным, неоднородным. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать снег, украсить орнамент.
3.Рисование поролоном.
Этот вид подходит для изображения животных, т.к передает фактурность пушистой поверхности объекта, а так же для выполнения цветных фонов.
4.Кляксография.
Основой является клякса. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель краски, плотно прижать другую сторону, то получаются причудливые узоры.
5.Набрызги.
Краски нужного цвета разводим в блюдечке с водой, обмакиваем в краску старую зубную щетку, направить щетку на лист бумаги, резко проводим палочкой по направлению к себе (краска будет брызгать на бумагу)
6.Рисование солью.
Нарисовать краской рисунок, посыпать солью, соль пропитается краской и после высыхания получаем эффект зернистости.
7.Монотипия.
Техника используется для изображения зеркального отражения объектов. Рисуем объект – лист складываем пополам и проглаживаем. (Отпечаток)
8.Раздувание краски.
На бумагу наносим несколько капель, берем трубочку, нижний конец направляем в центр кляксы, с усилием дуем в трубочку ( управляем пятном)
9.Фотокопия.
Рисование свечой. При окрашивании рисунок будет проявляться.
10.Граттаж.
Процарапывание острым предметом. Лист натереть свечой, по восковому слою наносим тушь (несколько капель жидкого мыла)
11. Батик.
Рисование по ткани.
12. Цветная пена.
В пластиковые стаканчики налить 1/5 часть жидкого мыла, 1/5 часть воды – размешать трубочкой, покрасить кистью пену, приготовленным листом накрыть цветную пену и снять, добавить детали.
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:Мозаика – Синтез, 2010г.
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество./ А.А.Грибовская. Просвещение., 2006г.
3.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду./ Г.Н. Давыдова/ - М.:Скрипторий, 2011 г.
4.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника./ О.М. Дьяченко.-М…
2008г.
6.Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста:развитие
Познавательных процессов./А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин.-М…2004г.
7. КазаковаР.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками./Р.Г Каза-
Кова.-Творческий центр.-М…2008г.
8. Комарова Т.Изобразительная деятельность в детском саду./
Т.Комарова.-М…2006г.
9.Кожохина С.К. Сделаем жизнь наших малышей ярче./С.К.Кожохина, Е.А.Панова.-Ярославль,2007г.
10. Лыкова И.А. Цветные ладошки: программа/ И.А. Лыкова – М.:2008 г.
11. Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду./И.А.Лыкова.-М…Карапуз-Дидактика.2007г.
12. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду./ А.В. Никитина – СПб.; КАРО, 2010. 96с.
13. Г.А. Фролова, С.Н. Савушкин. Карапуз,2012 год, 12 стр.
14. Красная книга Оренбургской области. Оренбург, 1998 г.
15. Сан ПиН 2.4.1. 2660 – 10г.
16. Оренбургская область. Режим доступа :http//www.orenobl.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программа развития и воспитания дошкольников (в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»)) на 2013-2014 учебный год Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения средней общеобразовательной школы .
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………...
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«Волшебные рисунки»Муниципального БЮДЖЕТНОГО дошкольного образовательного УЧРЕЖДЕНИЯ « дЕТСКИЙ САД №1 п. Переволоцкий»...
Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА «Творческая мастерская» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "СОЛНЫШКО"...
Рецензия на программу "Развитие речевой активности детей средством песочной терапии "Веселая песочница"
рецензия...
ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных видов рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей....
ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных видов рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей....