Диагностика НПР детей с1г. до 2 лет
методическая разработка ( группа) на тему

Силантьева Наталья Владимировна

  Вметодической разработке объединены материалы многих диагностик, что поможит лучшему мониторингу пед. процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoe.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Диагностика НПР детей с 1-2 лет (на 1год)

НПР

                                                                                  Диагностика

А. Р.

Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определённой интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослого; («Психоневрологические функции»).

Использует 3-4 «лепетных слов», с соотнесением (Е.М. Мастюкова 1981г.)

Легко подражает новым слогам; произносит 5-10 облегченных слов (Н. М. Аксариной, К. Л. Печоре + «Психоневрологические функции»)

Использует два или более слова (или жеста) для обозначения объектов или называния людей; имитирует знакомые двусложные слова, состоящие из двух разных слогов. («Каролина»)

П. Р.

Выполняет много команд по просьбе; узнаёт значение слов; коротких фраз; различает несколько предметов по названиям; ищет спрятанную игрушку («Психоневрологические функции» + Е.М. Мастюкова 1990г.).

Понимает простые инструкции, дополненные жестом (Е.М. Мастюкова 1981г.).

Понимает названия предметов, игрушек, имена некоторых взрослых, названия действий и предметов; понимает слово «нельзя»; выполняет поручения: принеси, найди (Н. М. Аксариной, К. Л. Печоре)

Реагирует на просьбу «дай мне»; идентифицирует три названных предмета или человека («Каролина»)

С. Р.

Может перелистывать страницы у картонной книжки; опускает мелкие предметы в узкое отверстие; показывает отдельные предметы в быту («Психоневрологические функции»)

Хороший пинцетный захват (Лаборатория Виндзор 1994г.)

Различает предметы по форме, узнает на фотографии знакомого взрослого (Н. М. Аксариной, К. Л. Печоре)

Смотрит на правильное место (из двух возможных), куда спрятали предмет; находит игрушку, спрятанную  под тремя наложенными друг на друга скрывающими предметами; реагирует на отличающийся предмет в группе похожих предметов; находит предметы, спрятанные от него в разном сыпучем материале; играет с мягкими на ощупь материалами;  бросает четыре предмета, чтобы они оказались в коробке; снимает кольца со столбика; использует обе руки для выполнения какого-либо действия; играет с игрушками, которые расположены по средней линии тела, при этом одной рукой держит игрушку, а другой - манипулирует ею («Каролина»)

Игра

Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек, захватывает третью игрушку; играет с мячом («Психоневрологические функции»).

Длительность сосредоточения-до 30 сек.; предметно-манипулятивная игра (А. Н. Корнев 2000г.)

Самостоятельно выполняет разученные действия с предметами: водит куклу, кормит, баюкает; переносит разученные действия с одного предмета на другой (Н.М. Аксариной, К. Л. Печоре)

Помнит, куда он положил игрушку или куда она упала несколько минут назад; ищет предметы, ушедшие из поля зрения;

имитирует действия, связанные с функцией предмета; когда игрушка перестает работать, усиливает обычные действия с ней или ищет другие способы; подражая, строит башню из двух кубиков («Каролина»)

Дв.

Ходит самостоятельно («Психоневрологические функции» + Н.М. Аксариной, К. Л. Печоре)

Продвигается (ползает) на четвереньках; высоко поднимает одну руку стоя на четвереньках; сидит без поддержки; подтягиваясь, встает; держась за опору, шагает вправо и влево; держась за опору, наклоняется, чтобы поднять игрушку; отнимает руки от опоры и стоит самостоятельно; шагает самостоятельно («Каролина»)

Нав.

Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье («Психоневрологические функции» + «Каролина»)

Самостоятельно пьет из чашки, берет ее руками (Н. М. Аксариной, К. Л. Печоре)

Участвует в процессе одевания и раздевания; снимает носки и стягивает частично снятую через голову рубашку («Каролина»)

Соц.

По просьбе обнимает родителей («Психоневрологические функции»).

Протягивает другому ребенку игрушку, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком (Н. М. Аксариной, К. Л. Печоре)

Смеется или улыбается, когда взрослые демонстрируют «детское» или другое неожиданное поведение; выражает желание быть отпущенным или опущенным на место каким-то постоянным способом, не крича и не нервничая; играет в игры, требующие взаимодействия (например, там, где надо играть по очереди, издавая звуки, хлопая в ладоши и т.д.); уходит в сторону от матери, находящейся в той же комнате; дает вещи (игрушки) другим людям по их просьбе («Каролина»)

                                                              Диагностика НПР детей с 1-2 лет (на 1.3 мес.)

НПР

                                                                Диагностика

А. Р.

Повторяет услышанные короткие слова; соотносит слоги с определённым предметом («Психоневрологические функции» + «Каролина»).

Словарный запас увеличивается до 6 слов (Е.М. Мастюкова 1981г.)

Формирование активной речи (Ж. Пиаже)

Пользуется лепетом, облегченными словами (Печора К.Л.)

Использует три или более слов (или жеста) для обозначения объектов или называния людей; использует одно или более восклицаний или жестов в соответствующих ситуациях; имитирует новые односложные слова («Каролина»)

П. Р.

Показывает несколько частей тела («Психоневрологические функции»)

Понимает простые инструкции без жестов (Е.М. Мастюкова 1981г.+ «Каролина»)

Узнаёт изображение отдельных предметов (Е.М. Мастюкова 1990г.).

Понимание слов и предложений вне ситуации; представление о постоянстве объекта: целенаправленный поиск в разных местах (Ж. Пиаже)

Запас понимаемых слов быстро увеличивается (Печора К.Л.)

Узнает наиболее привычные предметы, когда их называют («Каролина»)

С. Р.

Переворачивает одновременно 2-3 страницы; узнаёт несколько простых картинок (около 5) («Психоневрологические функции»).

Использует все виды захватов, совершая движение двигает предплечьем; использует метод проб и ошибок для достижения цели; гибкое планирование: изменение способа действий и подбора средств в зависимости от условий

(Ж. Пиаже)

Ладонный захват- на карандаш (Лаборатория Виндзор 1994г.)

Может держать карандаш и оставляет следы на бумаге (В. Манов- Томов 1997г.+ Печора К.Л.+ «Каролина»)

Ориентируется в 2-х предметах разной величины (2 куба) (Печора К.Л.)

Смотрит именно на то место (из трех возможных), куда спрятали предмет; находит предмет после того,  как его перепрятали невидимо для ребенка под один из двух скрывающих предметов; достает игрушки из коробки (непрозрачной банки, ящика) после того, как они были туда брошены через дырку в крышке; кладет предмет круглой формы в соответствующее по форме отверстие в коробке; размазывает мягкие материалы пальцами; бросает множество предметов в коробку; захватывает два небольшой предмета рукой; вынимает маленькие круглые палочки из отверстий; вкладывает большую круглую палочку в отверстие; разнимает бусы – конструктор; держит палочку в одной руке, а другой надевает на нее кольцо («Каролина»).

Игра

Строит простые структуры из блоков; играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками («Психоневрологические функции»).

Имитирует игровые действия (М. Питерси, Р. Трилор 2001г.).

Цепочка целенаправленных действий; интерес к свойствам предметов (Ж. Пиаже)

Накладывает один кубик на другой, кирпичики кладет плашмя, воспроизводя действия взрослых. Воспроизводит в игре разученные действия (Печора К.Л.)

Реагирует на изменения в привычной процедуре или игре; удивляется, если предмет «исчезает» или перестает функционировать как обычно; тянет за веревку, чтобы достать игрушку из-за барьера; спонтанно играет с разными предметами, демонстрируя их функции; подражая, строит башню их трех-четырех кубиков («Каролина»)

Дв.

Ходит длительно, поворачивается («Психоневрологические функции» + Печора К.Л.)

Нагибается и приседает, чтобы взять предмет; залезает на возвышение; взбирается по лестнице (Ж. Пиаже)

Ползает вверх по лестнице; сползает вниз по лестнице спиной вперед; из положения стоя на четвереньках приподнимается, опираясь на стопы и кисти, а затем встает («Каролина»)

Нав.

С помощью подносит ложку ко рту; пьёт из чашки не проливая; снимает простые предметы (варежки, шапки) («Психоневрологические функции» + «Каролина» + М. Питерси, Р. Трилор 2001г.).

Пользуется салфеткой с помощью взрослого; учится самостоятельно есть густую пищу; снимает носки, ботинки, учится снимать колготки; надевает шапку; помогает одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног; обращает внимание на грязные руки; с помощью взрослого моет и вытирает руки; реагирует на мокрые штанишки; когда хочет в туалет, даёт знать, проявляя беспокойство или издавая какой-то звук (М. Питерси, Р. Трилор 2001г.+ «Каролина»).

Самостоятельно ест густую пищу (Печора К.Л.)

Соц.

Появляется сопереживание, утешение; использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие; наблюдает за игрой других детей; узнаёт и показывает себя и знакомых на фотографии («Психоневрологические функции»).

Начинает настаивать на своём; осознавать свои чувства; использовать речь, чтобы выразить свои желания; нуждается в поддержке и одобрении; играет один или рядом с другими детьми; неохотно делится игрушками; активен, нуждается в присмотре; интересуется окружающем миром и людьми; может быть пугливым и стесняться (М. Питерси, Р. Трилор 2001г.)

Дифференцированные межличностные отношения; рост поведенческого репертуара; положительный фон настроения; эмоциональная лабильность; личностно- деловое взаимодействие; языковые средства общения (А. Н. Корнев 2000г.)

Использует помощь родителей для решения проблемы; использует слова или жесты, чтобы выразить желание; через издаваемые звуки, указывание или другие коммуникационные сигналы просит помощи взрослого, чтобы исследовать окружающую обстановку; на короткое время во время игры уходит из поля зрения матери; делает выбор; спонтанно делится со взрослыми; демонстрирует любовь (гладит, целует) («Каролина»)

                                                               

                                                      Диагностика НПР детей с 1-2 лет (на 1.6 мес.)

НПР

                                                              Диагностика

А. Р.

«Вставляет» слова в знакомые стихи; выражает желание с помощью речи (появление глаголов); говорит около 10 слов («Психоневрологические функции»).

Словарный запас 7-20 слов (Е.М. Мастюкова 1981г. + «Каролина»)

Отдельные аморфные слова в роли предложений (29 слов); есть названия лиц, предметов (22 слова); появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов); часто воспроизводит один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога «га-га», «ту-ту»; есть ударные а,о,у,и,м,п,б,к,г,дь,ть,нь,ль,с (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева 1990г.).

Формирование активной речи (Ж. Пиаже)

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности (Печора К.Л.)

Имитирует звуки окружающей среды во время игры; адекватно отвечает «да» или «нет» в ответ на вопросы («Каролина»)

П. Р.

Показывает все части тела; узнаёт простые картинки в книге («Психоневрологические функции»).

Показывает одну из частей тела (Е.М. Мастюкова 1981г.).

Узнаёт изображение отдельных предметов на сюжетных картинках (Е.М. Мастюкова 1990г.).

Понимание слов и предложений вне ситуации; представление о постоянстве объекта: целенаправленный поиск в разных местах (Ж. Пиаже)

Отыскивает предметы по слову взрослого (Печора К. Л.)

Смотрит на то место, где находится предмет, последовательно перед этим помещенный в три разных места. Указывает на объекты или картинки, изображающие разных представителей называемой вами категории (кошки, собаки, дома); по просьбе взрослого достает знакомый предмет с обычного места в другой комнате; приносит по просьбе предметы, находящиеся в той же комнате; идентифицирует две части тела, когда их называют («Каролина»).

С.Р.

Рисует каракули, росчерки; разрывает бумагу («Психоневрологические функции» + «Каролина» + В. Манов- Томов 1997г.+ Печора К.Л.).

Использует все виды захватов; совершая движение, двигает предплечьем; использует метод проб и ошибок для достижения цели; гибкое планирование: изменение способа действий и подбора средств в зависимости от условий

(Ж. Пиаже).

Ладонный захват (Лаборатория Виндзор 1994г.).

Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) (Печора К. Л.)

Достает предмет из-за «препятствия»; заходит за «препятствие», чтобы достать предмет; кладет крупный предмет квадратной формы в соответствующее по форме отверстие в коробке; размазывает густые или плотные материалы руками; вкладывает пять – шесть маленьких круглых палочек в отверстия; разворачивает обертку, внутри которой находится съедобный предмет; просовывает карандаш сквозь отверстие в куске картона («Каролина»)

Игра

Тянет в рот только съедобное («Психоневрологические функции»).

Цепочка целенаправленных действий; интерес к свойствам предметов (Ж. Пиаже)

Отображает отдельные действия, знакомые по собственному опыту; ставит кирпичик на узкую грань (Печора К. Л.)

Имитирует поведение взрослых с вещами; строит «стул» из кубиков, подражая взрослому; подражая, строит башню из шести-восьми кубиков («Каролина»)

Дв.

Нагибается и приседает, чтобы взять предмет; залезает на возвышение; взбирается по лестнице (Ж. Пиаже)

Перешагивает через препятствия приставным шагом (Печора К. Л.+ «Психоневрологические функции»)

Ходит боком; ходит спиной вперед; идет вверх по лестнице, держась за перила, ставит обе ноги на одну ступеньку; стоит на одной ноге, когда его держат за руки («Каролина»)

Нав.

Зачерпывает пищу ложкой; полностью пережёвывает пищу («Психоневрологические функции» + «Каролина»).

Пьёт из чашки, которую держит двумя руками; пользуется салфеткой с помощью взрослого; учится самостоятельно есть жидкую пищу; снимает носки, ботинки, учится снимать колготки; надевает шапку; помогает одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног; обращает внимание на грязные руки; с помощью взрослого моет и вытирает руки; реагирует на мокрые штанишки; когда хочет в туалет, даёт знать, проявляя беспокойство или издавая какой-то звук (М. Питерси, Р. Трилор 2001г.).

Самостоятельно ест жидкую пищу (Печора К.Л.)

Развязывает ботинки и шапочку, чтобы раздеться; расстегивает молнию с большим замочком; позволяет чистить себе зубы («Каролина»)         

Соц.

Использует «да» (слово, звук, жест), выражая согласие; играет самостоятельно, если рядом взрослый; начало функциональной игры («Психоневрологические функции»).

Начинает настаивать на своём; осознавать свои чувства; использовать речь, чтобы выразить свои желания; нуждается в поддержке и одобрении; играет один или рядом с другими детьми; имитирует игровые действия; неохотно делится игрушками; активен, нуждается в присмотре; интересуется окружающем миром и людьми; может быть пугливым и стесняться (М. Питерси, Р. Трилор 2001г.).

Дифференцированные межличностные отношения; рост поведенческого репертуара; положительный фон настроения; эмоциональная лабильность; личностно- деловое взаимодействие; языковые средства общения (А. Н. Корнев 2000г.)

Имитирует действия родителей, решая проблемы; использует интонационные образы вокализации (или использует жесты, как будто делает знаки); приветствует членов семьи и знакомых соответствующим звуком или жестом; просит у взрослого нужную информацию с помощью вопросительного взгляда, изменения издаваемого звука и/или словами; достает игрушки из ящика или полки и играет самостоятельно 15 мин.; пытается доставить удовольствие другим; играет рядом с другими детьми, иногда меняясь с ними игрушками («Каролина»)

                                                       Диагностика НПР детей с 1-2 лет (на 1.9 мес.)

НПР

                                                              Диагностика

А.Р.

Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук; «телеграфная речь»: двухсловные предложения («Психоневрологические функции» + «Каролина»).

Словарный запас-20слов; использует фразу из 2 слов (Е.М. Мастюкова 1981г.+ Печора К. Л.)

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов); появляются неспрягаемые глаголы во 2-ом лице единственного числа повелительного наклонения: «дай», «ниси», «ди», «писи»; воспроизводят двухсложные слова, в трёхсложных словах часто опускается один из слогов «мако» (молоко); есть согласные звуки х, п, й; часто в слове опускается начальный или конечный согласный звук; появляются в середине некоторых слов: -льк-, -сык-, -пк-, -цьк- (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева 1990г.)

Облегченные слова заменяет правильными (Печора К.Л.)

Осмысленно говорит или показывает «нет»; правильно использует 15 слов или жестов («Каролина»)

П. Р.

Показывает все объекты в быту; может выполнить поручение из 1 действия («Психоневрологические функции»).

Показывает 3 части тела (Е.М. Мастюкова 1981г.)

По слову взрослого отыскивает на картинках изображения знакомых действий (Печора К.Л.)

Узнает изображения (на картинках), по крайней мере, четырех животных, когда их называют; узнает 15 или более обычных предметов по их изображениям («Каролина»)

С. Р.

Дифференцирует форму и величину объёмной игрушки; дифференцирует количество предметов; подбирает парные игрушки и картинки; переворачивает по одной странице («Психоневрологические функции» + «Каролина»).

Переход от метода проб к примериванию и зрительной ориентировке; есть анализ, синтез, сравнение (Ж. Пиаже).

Оставляет след на бумаге, не выходя за пределы листа. Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов (Печора К.Л.+ В. Манов- Томов 1997г.)

Сортирует предметы по категории; сортирует по цвету; кладет круглый, квадратный и треугольный предметы в отверстия, соответствующие по форме, когда эти предметы представлены ребенку одновременно; собирает простейшие пазлы; тычет пальчиками или играет с глиной; опускает небольшой предмет в коробку через маленькое отверстие; отвинчивает небольшие крышки; собирает бусины – конструктор; подражая, проводит отдельную вертикальную линию («Каролина»)

Игра

Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами; строит простые сооружения из кубиков; толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков («Психоневрологические функции» + «Каролина»).

Усложнение цепочек предметных и игровых действий; игра с предметами-заменителями и воображаемыми объектами; использование перцептивных действий (Ж. Пиаже+ Печора К.Л.)

Воспроизводит несложные постройки (Печора К.Л.)

Достает свои игрушки из того места, где они обычно хранятся («Каролина»)

Дв.

Бегает; стоит на одной ноге; во время ходьбы держит в руках предмет (Ж. Пиаже+ «Каролина»)

Умеет ходить по узкой доске (ширина 15-20 см, высота от пола 15-20 см) (Печора К.Л.)

Идет вверх по лестнице, не держась за перила; ставит обе ноги на одну ступеньку; сидит на корточках во время игры;  идет, ступая одной ногой по бревну, а другой по полу («Каролина»)

Навыки

Снимает застёгнутое пальто, куртку («Психоневрологические функции»).

Держит чашку одной рукой; пьёт и ест аккуратно; пользуется салфеткой, если попросить вытереть рот; снимает расстёгнутые штанишки, куртку, пальто; с небольшой помощью моет руки, вытирает их полотенцем; контролирует свой стул, снимает штанишки, когда садится на горшок; регулярно проглатывает слюну; чистит зубы по подражанию (М. Питерси, Р. Трилор 2001г.).

Умеет частично раздеваться (с помощью взрослого) (Печора К.Л.)

Кладет предметы обратно на место; не сосет больше грудь или бутылочку; ест самостоятельно, не разливая – помощи почти не требуется; надевает шапочку; сам моет руки («Каролина»)

Соц.

Помогает в простейших работах (по инструкции или подражая); любит тянуть, перетаскивать игрушки («Психоневрологические функции» + «Каролина»).

Начинает настаивать на своём; осознавать свои чувства; использовать речь, чтобы выразить свои желания; нуждается в поддержке и одобрении; играет один или рядом с другими детьми; имитирует игровые действия; неохотно делится игрушками; активен, нуждается в присмотре; интересуется окружающем миром и людьми; может быть пугливым и стесняться (М. Питерси, Р. Трилор 2001г.).

Дифференцированные межличностные отношения; рост поведенческого репертуара; положительный фон настроения; эмоциональная лабильность; личностно- деловое взаимодействие; языковые средства общения (А. Н. Корнев 2000г.)

Узнает свои и чужие вещи: одежду, игрушки и др; решает простые проблемы без помощи взрослого; экспериментирует с высказываниями из двух слов (или жестами из двух знаков), чтобы добиться своей цели (например, «иди ко мне», «подними мишку», «сядь, папа»); предлагает сверстникам или взрослым начать игру; исследует; устраивает «представления» для других («Каролина»)

                                                                  Диагностика НПР детей с 1-2 лет (на 2года)

НПР

                                                    Диагностика

А. Р.

Составляет предложения из 3-4слов («Психоневрологические функции» + Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева 1990г.+ Печора К.Л.)  

Имеет словарный запас минимум 50 слов; неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов (Е.М. Мастюкова 1981г.+ «Каролина»)

Появляется согласование именительного падежа существительного с глаголом, развиваются разные подчинения глаголу; появляются словоизменения; появляются первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа, инфинитивов, настоящее и прошедшее время 3-го лица единственного числа (окончание –ет, -ит, -а); опускаются приставки; первые возвратные глаголы; появляются местоимения, наречия: вот, там, где, ещё, хорошо, не надо, надо; может говорить о себе в третьем лице; есть сложные твёрдые н, т, д; стечение согласных заменяются одним звуком (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева 1990г.)  

Самостоятельно декламирует простые стишки и поет простые песенки; называет три или более знакомых предмета на картинке; имитирует слова из трех слогов; кстати самостоятельно говорит знакомое приветствие и прощание или использует соответствующие жесты; говорит (или показывает жестами) «нет», чтобы выразить протест, когда у него что-то забирают; самостоятельно использует слова (или жесты) при ролевой игре; использует комбинации слов (или жестов), чтобы описать недавно случившееся событие; использует слова (или знаки), чтобы попросить о чем-то; отвечает на простые вопросы словами, жестами или знаками («Каролина»)

П. Р.

Показывает много картинок; узнаёт знакомые предметы по ТВ («Психоневрологические функции»).

Подбирает предметы к картинке; показывает на картинке названный предмет; показывает одну из частей тела (Early Intervention development).

Показывает 5 частей тела; понимает двухэтапную инструкцию (Е.М. Мастюкова 1981г.+ «Каролина»)

Понимает короткий рассказ (без показа) о событиях, многократно повторяющихся, имевших место в собственном опыте (Печора К.Л.)

Достает домашние предметы с их обычных мест по просьбе, высказанной взрослыми; понимает два или более названия категорий; выполняет три различные команды из трех частей («Каролина»)

С. Р.

Формируется предпочтение руки, по показу повторяет вертикальные и круглые линии; различает «один- много», «большой-маленький»; частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок; собирает закручивающиеся игрушки («Психоневрологические функции» + Early Intervention development+В. Манов- Томов 1997г.+ Печора К.Л.+ «Каролина»).

Осуществляет целенаправленный поиск (стаканчик и три салфетки); сортирует предметы по словесной инструкции в стаканчики на группы с одинаковыми предметами (5 карандашей и 5 ложек); вкладывает 6 фишек в отверстия мозаики за 34 сек.; нанизывает 4 крупных бусины за 2 мин.; вкладывает круг, треугольник, квадрат способом проб и ошибок; строит башню по образцу из 6 кубиков; по просьбе ставит один на другой 3 кубика; складывает бумагу, подражая взрослому; переворачивает по одной 2-3 стр. в книге, чтобы найти названную картинку; вынимает из коробки 6 предметов по одному. (Early Intervention development).

Переход то метода проб к примериванию и зрительной ориентировке; есть анализ, синтез, сравнение (Ж. Пиаже).

Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов (Печора К.Л.)

Сортирует большие и маленькие предметы и игрушки; показывает или иначе идентифицирует круг и квадрат; использует вспомогательные предметы для решения пространственных проблем; кладет один шарик в бутылку; поворачивает ручку двери вращением кисти; нанизывает на веревочку три большие бусины («Каролина»)

Игра

Строит по показу поезд, башенку; делает куличики («Психоневрологические функции»).

Находится на стадии функциональной игры, использует свойства возможности игрушки (катает мяч, строит башню, толкает коляску, машину…); при прокатывании мяча под аркой может предугадать его появление с другой стороны. (Early Intervention development).

Усложнение цепочек предметных и игровых действий; игра с предметами-заменителями и воображаемыми объектами; использование перцептивных действий (Ж. Пиаже)

Воспроизводит постройки типа: стол, стул, кровать; в игре воспроизводит ряд последовательных действий

(Печора К.Л.)

Говорит, обращаясь к куклам, игрушечным зверям, заставляя их взаимодействовать («Каролина»)

Дв.

Пытается бегать; поднимает и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила («Психоневрологические функции»+ «Каролина»).

Ходит по кирпичикам (ширина дорожки 15-25 см); ходит по доске, приподнятой на 10 см от пола (ширина доски 15-25 см); переступает по кирпичикам, находящихся на расстоянии 10-15 см друг от друга; ходит по наклонным доскам (ширина 30 см, высота подъёма 20-30 см); перешагивает через предметы (Early Intervention development).

Бегает; стоит на одной ноге; во время ходьбы держит в руках предмет (Ж. Пиаже+ «Каролина»)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом (Печора К.Л.)

Подпрыгивает, отрывая обе ноги от пола; соскакивает обеими ногами со ступеньки; стоит на одной ноге без посторонней помощи; идет по прямой линии в заданном направлении («Каролина»)

Нав.

Ест твердую пищу и пьёт самостоятельно; просится на горшок в дневное время; самостоятельно моет и вытирает руки; застёгивает и расстегивает молнию («Психоневрологические функции»).

Пьёт через соломинку; может развернуть конфету, очистить банан; быстро раздевается полностью (кроме застёжек); пытается самостоятельно обуться; пытается застегнуть крупную молнию; регулярно опорожняется 1 раз в день в одно и тоже время; позволяет посадить себя на горшок (Early Intervention development).

Держит чашку одной рукой; пьёт и ест аккуратно; пользуется салфеткой, если попросить вытереть рот; снимает расстёгнутые штанишки, куртку, пальто; частично одевает на себя одежду с небольшой помощью взрослого; с небольшой помощью моет руки, вытирает их полотенцем; в течение дня регулярно остаётся сухим; регулярно проглатывает слюну; чистит зубы по подражанию (М. Питерси, Р. Трилор 2001г.)

Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) (Печора К.Л.)

Убирает вещи на место; привычно пользуется при еде ложкой, тарелкой, чашкой; различает, что съедобно, а что нет; надевает носки, свободную обувь и ползунки из растягивающейся ткани; снимает простую одежду (расстегнутую рубашку или кофту, ползунки на резинке); вытирает нос, когда ему дают носовой платок («Каролина»)

Соц.

Активно пользуется жестами; острая реакция на отсутствие матери; предпочитает активные игрушки (поезд, телефон…) («Психоневрологические функции»).

Начинает настаивать на своём; осознавать свои чувства; использовать речь, чтобы выразить свои желания; нуждается в поддержке и одобрении; играет один или рядом с другими детьми; имитирует игровые действия; неохотно делится игрушками; активен, нуждается в присмотре; интересуется окружающем миром и людьми; может быть пугливым и стесняться (М. Питерси, Р. Трилор 2001г.).

Показывает на себя, когда спрашивают: «Где (имя)?» (Early Intervention development).

Дифференцированные межличностные отношения; рост поведенческого репертуара; положительный фон настроения; эмоциональная лабильность; личностно- деловое взаимодействие; языковые средства общения (А. Н. Корнев 2000г.)

Сопротивляется попыткам взрослых помочь ему во время еды; просит дать ему фрукты, сок, конфеты или другую еду; пытается утешить других, когда им плохо; спонтанно делится со своими сверстниками («Каролина»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей....

Диагностика одарённости детей дошкольного возраста

Предлагаемый комплект методик для углубленного изучения сфер деятельности одаренных детей по критериям психологического мониторинга. Можно выбрать одну или несколько методик, в зависимости от индивид...

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

Диагностика знаний детей о родном городе

Авторская диагностика по определению знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе....

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...