Творческая встреча с педагогами «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ средствами детского фольклора»
материал ( группа) на тему

Кашевич Валентина Адамовна
Творческая встреча с педагогами
«Адаптация детей раннего возраста к  ДОУ средствами детского фольклора»
 
Подготовила
Воспитатель МБДОУ «Ягодка»
Кашевич В.А.
 
Начиная с самого рождения, человеческий организм приспосабливается к условиям среды и обитания. В научной литературе приспособительные реакции челове­ческого организма и его психики к новым условиям жизни называются адаптацией.
Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внес Ж. Пиаже. Именно Ж. Пиаже в своей концепции впер­вые стал рассматривать взаимоотношения человека с соци­альной микросредой.
Успешность адаптации проявля­ется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Показателями успешности адаптации являются:
-          настроение (благоприятный эмоциональный фон ребенка в течении дня);
-          аппетит (малыш хорошо ест);
-          сон (быстро засыпает, спит весь тихий час);
-          активность в игре и речи;
-          общение со взрослыми и свер­тками (ребенок охотно общается, проявляет инициативу в общении).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorches.vstr_.adaptats.k_dou.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая встреча с педагогами

«Адаптация детей раннего возраста к  ДОУ средствами детского фольклора»

Подготовила

Воспитатель МБДОУ «Ягодка»

Кашевич В.А.

Начиная с самого рождения, человеческий организм приспосабливается к условиям среды и обитания. В научной литературе приспособительные реакции человеческого организма и его психики к новым условиям жизни называются адаптацией.

Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внес Ж. Пиаже. Именно Ж. Пиаже в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Показателями успешности адаптации являются:

-        настроение (благоприятный эмоциональный фон ребенка в течении дня);

-        аппетит (малыш хорошо ест);

-        сон (быстро засыпает, спит весь тихий час);

-        активность в игре и речи;

-        общение со взрослыми и свертками (ребенок охотно общается, проявляет инициативу в общении).

        Задача педагогов и родителей в этот непростой период – создать такие условия, для ребенка которые способствовали бы легкой и быстрой адаптации.

Одним из методов успешно используемый  в работе с малышами в период привыкания к детскому саду является фольклор.

История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий  их мир природы и свое место в нем.

Словесный фольклор - это специфическое искусство. Изначально оно существовало только в устной форме. Фольклорное произведение передавалось из уст в уста, в процессе передачи видоизменялось, появлялись варианты одного и того же произведения.

 Фольклор бытует как во взрослой, так и в детской среде. Большое значение в жизни детей дошкольного возраста имеют детский фольклор и сказка.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики.

Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше - потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него  Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.

Пестушки предназначены для развлечения и забавы ребенка, поддержания в часы бодрствования радостных эмоций для воспитания здорового, жизнерадостного и любознательного человека.

Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребенка в игру.

Потешки сменяются прибаутками. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом,

например:

Скачет галка по ельничку-березничку, (слайд)

Плачет: наехали разбойники,

Сняли чёрные сапоги

Не в чем теперь скакать по городу,

Не в чем плясать.

Песенки и прибаутки относятся к тем жанрам фольклора, которые занимают переходное положение между фольклором пестования и детским».

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей

Фольклор оказывает психофизическое воздействие на ребенка: вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, учит преодолевать страх.

Одним из важных условий адаптации детей  является создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность.

Произведения устного народного творчества способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между педагогами и детьми.

Знакомя детей с новичком, можно использовать потешку:

Кто у нас хороший? (слайд)

Кто у нас пригожий?

Боренька (Коленька) хороший,

Боренька (Коленька) пригожий.

Малыши проявляют интерес к колыбельным песням, пестушкам,

потешкам, они помогают «разговорить» детей, положительно влияют на эмоциональное самочувствие, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Именно поэтому естественно использовать детский фольклор, особенно в период адаптации, включая во все режимные моменты жизни ребенка.

Пестушки и потешки, сопровождающие игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным.

Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства

Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь.

Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в  дошкольном учреждении.

Многие фольклорные произведения построены в форме диалога.

например:

Курочка-рябушечка, куда идешь? (слайд)

На речку.

Курочка-рябушечка, за чем идешь?

За водой.

Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

Цыплят поить. Они пить хотят,
На всю улицу пищат: «Пи-пи-пи!»

В период адаптации многие дети отказываются от каких-либо движений, «забиваются» в уголок, уединяются.  Поэтому  с помощью игрушки и рассказанной потешки мы  вызываем у ребенка желание двигаться, включиться в игровое упражнение,

Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:

Например:

Кашка из гречки (слайд)        .

Варилась на печке,

Варилась и прела,

Чтобы Оля(Катя, Вера) ела.

Или:

Умница, Катенька (Наташенька, Сашенька),

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Таким образом, роль детского фольклора в адаптационный период чрезвычайно велика. Детские песенки, пестушки и потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Для реализации своей темы самообразования

Я  поставила перед собой задачу:

разработать методику по использованию произведений устного народного творчества, в частности материнского фольклора, с целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.  

На подготовительном этапе работы : (слайд)

-        подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;

-        составлена картотека колыбельных песен, поэзии пестования для всех режимных моментов;

-        подготовлена письменная информация для родителей «Колыбельная песня в жизни малыша»;

-        оформлена папка-передвижка «Наши пальчики играли...» с фольклорными произведениями, сопровождающими игры с пальчиками;

-        подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями;

-        проведена родительская гостиная  на тему:  «Потешка для всех режимных моментов».

- выпущена серия журналов «Карамелька» .

На основном этапе организована работа,  с использованием  фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.

Например: (слайд)

Доброе утро, заинька мой,

Доброе утро, Алешенька дорогой.

Я Алешеньку люблю,

Ему песенку спою.

Практика показывает, что каждому ребенку хочется услышать то, что придумано  именно для него, это сближает педагога и малыша, особенно в период адаптации. В первые дни пребывания ребенка в детском саду многие дети отказываются от каких-либо процедур: умывания, раздевания, усаживания на горшок. Мы создаем у детей положительную установку на предстоящие режимные моменты с помощью потешек, песенок.

Например, при умывании: (слайд)

Водичка, водичка,

Умой Насте (Леше) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

При одевании на прогулку: (слайд)

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

Например:

обучая детей мыть руки, мы показываем последовательно весь процесс, сопровождая словами свои действия (закатываем рукава, намыливаем руки и смываем мыло, «отжимаем» руки и вытираем насухо полотенцем). Когда дети моют руки, сопровождаем  их действия потешками.

Ай, лады, лады, (слайд)

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Или:

В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто,

Моем быстро, быстро, быстро.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,

На себя мы любовались.

Главное в адаптационный период – создать условия, предотвращающие возможность истощения детского организма, поскольку длительное бодрствование в коллективе приводит к  накоплению утомления даже на фоне интересной организации жизни детей.

В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, мы обыгрываем процесс укладывания с куклой прямо в спальне.  

Например: (слайд)

  «Детки, смотрите, эта кроватка ждет кого-то, и подушечка приготовилась, и одеялко распахнулось. Катенька (педагог -  обращается к кукле), что-то ты не веселая, уставшая, наверное, спать захотела? Ложись, мы тебе песенку споем (воспитатель укладывает куклу, поет колыбельную песню тихим, ласковым голосом)».  

Педагог  предлагает детям ложиться в кроватки и уложить свои игрушки. Он ласково поглаживает ребенка (если ребенок позволяет) и поет колыбельную песню. По мере засыпания детей мы подсаживаемся к разным детям, продолжаем петь другие колыбельные.

Процесс пробуждения детей мы также сопровождаем чтением потешек, пестушек:

Вот проснулся петушок, (слайд)

Встала курочка.

Подымайся (просыпайся), наш дружок.

Встань, наш Юрочка.

В процессе работы часто приходится прибегать к импровизации и придумывать свои тексты, в основу которых положены фольклорные произведения,

например:

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь.

После пробуждения всех детей мы будим куклу Катеньку, сопровождая свои действия ласковыми движениями, способствующими пробуждению, заправляем кроватку со словами:

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так, вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так, вот так.

Таким образом, мы используем фольклор не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и приучаем детей к порядку, а так же используем пальчиковые игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния.

например: (слайд)

Пальчики,пальчики,

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Сашенька,

Посередочке Сергей,

Аза ними Алексей,

Ну а это Гришка,

Гришка-шалунишка.

Или:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик — мамочка.

Ну а этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

Родители заинтересовались данными играми и стали разучивать новые игры дома. Приходя в группу, дети         устраивают                       маленькие концерты, демонстрируя новые игры с пальчиками. Это забавляет  и сближает малышей.

Для того чтобы дети не только слышали фольклорные произведения, но и видели их зрительно, мы знакомим малышей с иллюстрированными изданиями. В ходе работы мы заметили, что детям очень нравится, когда знакомая потешка сопровождается показом иллюстраций из книг. (слайд)

 После знакомства с книгой мы оставляем ее в книжном уголке. Дети с большим удовольствием берут эти книги и «читают» их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога.

Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогают детям запомнить их. Использование произведений народного творчества в играх и повседневной деятельности, значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

Применяя в работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием материнского фольклора, мы заметили, что дети стали «заказывать» полюбившиеся им произведения. Так, мы стали рассказывать потешки, пестушки, исполнять колыбельные песни по «заявкам» детей, чередуя их с новыми произведениями.

(слайд)

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствуют его дальнейшему психическому и физическому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затрудне...

Рекомендации для педагогов "Адаптация детей раннего возраста в условиях детского сада"

Материал предназначен для педагогов ДОУ с целью взаимодействия с родителями детей раннего возраста по периоду адаптации в детском саду....

Игра, как средство легкой и успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. В первое время малыши испытывают эмоциональное напряжение, вызванное разлукой с близкими, сменой предмет...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Методические рекомендации для педагогов "Адаптация детей раннего возраста в условиях детского сада"

Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узна...