Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
материал (подготовительная группа) на тему

Веселова Наталья Вячеславовна

В данном докладе представлена работа  логопедической подготовительной группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_po_ekperimentirovaniyu.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Веселова Наталья Вячеславовна

воспитатель логопедической подготовительной группы,

МБДОУ «Детский сад №14», г. Урай

Доклад на тему:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. 
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

В условиях группы мы используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:

  • во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
  • во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
  • в - третьих, они практически безопасны;
  • в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально эффективно экспериментирование в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте исследование – естественный для ребенка процесс. Он изучает все, что происходит вокруг, но чаще всего это происходит бессистемно. Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут расширить представления ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем-то таким, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту. Педагог в данном случае выступает не субъектом влияния на объект (обучающегося), а становится с ним в один ряд, исследуя и познавая совместно. Цель такого занятия – помочь ребенку: выбрать объект; найти метод; собрать наиболее полную информацию. Эти задачи для малыша лежат в зоне ближайшего развития, то есть пока не могут быть осуществлены им самостоятельно.

Какие мы преследуем цели?

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Результаты тоже должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваемся мы, проводя такие необычные и интересные занятия в своей группе? Итог нашего педагогического процесса должен быть следующим: у детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре. Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им. Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться. Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру. Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.

В нашей группе создан центр экспериментирования. Он наполнен  предметами и материалами, которые используются в процессе занятия.

  1. Тара. Все, в чем хранятся материалы и  образцы. В большинстве своём баночки, коробочки и бутылочки состоят из пластика. Возможно использование деревянных и металлических емкостей.
  2. Коллекция природных материалов. Здесь мы используем все, что нас окружает (крупы, образцы грунта: песок, глина, лесная или садовая почва, гравий, ракушки и т. д.). У нас есть  камни интересных форм и расцветок, шишки, гербарии или сухоцветы, а также живые комнатные цветы. Кроме растений мы показываем  детям рыбок в аквариуме – за ними интересно понаблюдать, их можно покормить и узнать много нового.
  3. Коллекция бумаги, тканей, фольги и других интересных фактур. Магниты разных размеров и силы, а также металлические предметы. Фонарики, лампочки, свечи и прочие источники света. В планах приобрести лупы по количеству детей и хотя бы один микроскоп и бинокль. Безопасные красители (можно взять пищевые). Пипетки, шприцы без иглы. Воздушные шары, бумажные или тонкие тканевые ленты (определять направление ветра). Полотенца, салфетки, фартуки и косынки, клеенки или тканевые скатерти для покрытия столов при проведении опытов. Тематическая литература, иллюстрации, зарисовки проводимых экспериментов. Измерители времени: часы со стрелкой, песочные, календари. Весы: электронные и классические, с гирьками. Зеркала, желательно в пластиковых рамках и на подложках - такие сложнее разбить.

На данный момент в нашей группе организован долговременный проект «Огород на подоконнике». Цель нашего проекта: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей и родителей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

 

      Сегодня я представлю вам мастер–класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

      Чем разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок, тем  быстрее  и  полноценнее  идёт  его  развитие.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».  Это отражает всю сущность окружающего мира.

     Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

      Это занятие я проводила с детьми в рамках Методической недели по теме «Диссеминация образовательных технологий, различных видов образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО в дошкольных образовательных организациях г. Урай».

Сказка «Путешествие любопытного мышонка»

В одной большой мышиной семье жил любопытный мышонок.  Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за пределами их  мышиной норки.

Вылез мышонок из норки и  отправился по тропинке, и вдруг он заметил как к нему подлетает  маленькая божья коровка. Ему захотелось разглядеть ее поближе.

Опыт №1.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь закрепите пленку резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите?

Вывод: У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Если смотреть на предмет сквозь пищевую пленку через воду, то получим эффект увеличительного стекла.

Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки.  Мышонок думал, как же до них добраться?  На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую деревянную лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся не утонет ли лодочка.

Опыт №2

У нас есть таз с водой, представим, что это озеро.  Щепки деревянные – это лодочки, опустите их в таз с водой, посмотрите, что произойдет. Попробуйте опустить в воду, например стеклянные шарики. Что происходит? Почему, как вы думаете?

Вывод: Если предмет легкий, вода держит его на поверхности. Если предмет тяжелый, он давит на воду. Она не может его удержать- предмет тонет.Плавучесть предмета зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера,мышонок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.Какое это было незабываемое зрелище.

Давайте, ребята, тоже попробуем на это посмотреть.

Опыт № 3.

Ребята, помните мы вчера с вами делали бумажные кувшинки? Сейчас они нам пригодятся. Давайте опустим  кувшинки  на воду. Посмотрите, что происходит. Как вы думаете, почему?

    Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа, то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 4

У нас с вами есть бутылка газированной минеральной воды. Возьмите каждый по стаканчику. Я сейчас разолью воду в ваши стаканчики. Возьмите каждый по виноградинке и опустите в свои стаканчики. Понаблюдайте, что будет происходить.

Как вы думаете почему так происходит?

Вывод:Виноградинка  чуть тяжелее воды поэтому сначала она опускается на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их становится  так много, что виноградинка всплывает.На поверхности пузырьки лопаются, газ улетитает. Отяжелевшая виноградинка вновь опускается на дно. Здесь она снова покрываетсяпузырьками газа и снова всплывает. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется.  А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Пока мышонок  внимательно наблюдал за рыбками солнце спряталось, подул ветер, появились тучи   и  пошел дождь.  Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Мышонок добрался до берега и  решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы, и был в недоумении, почему остаются следы.

Опыт № 5

Возьмите в ладошку сначала сухой песок и попробуйте его посыпать, получается? А теперь проделайте тоже самое с мокрым песком. Что вы заметили? Как вы думаете почему на мокром песке можно оставить след?

Вывод: Дело в том, что,  когдапесок мокрый,  его  нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Мышонку очень  понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

1. Как можно рассмотреть маленький предмет не имея лупы?

  2. Почему некоторые предметы тонут, а некоторые плавают на поверхности воды?

  3. Почему плавают рыбки?

4. Почему остаются  следы на мокром песке?

Но у него осталось еще много таких почему!!!

Ребята, а вам понравилось путешествовать с мышонком. Отлично! Тогда я думаю, что в следующий раз мы поможем мышонку ответить и на остальные его вопросы…….

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

    Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Заключение:

«Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

педсовет по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Педсовет в форме деловой командной игры по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...

Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

Педсовет № 2 Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....

Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,чтобы ребёнку захотелось ещ...

Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».

Доклад на тему "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...