Главные вкладки

    Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
    опыты и эксперименты

    Лощенова Наталья Александровна

    «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире

    что-то одно, но открыть так,

    чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

    Оставляйте всегда что-то недосказанное,

    чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз

    возвратиться к тому, что он узнал».

    В.А. Сухомлинский.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.odt43.95 КБ

    Предварительный просмотр:

     Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

    «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире

    что-то одно, но открыть так,

    чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

    Оставляйте всегда что-то недосказанное,

     чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз

    возвратиться к тому, что он узнал».  

    В.А. Сухомлинский.

    Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

    В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

    Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослым, со сверстниками. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

    Исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:

    - способствовать формированию коммуникативных навыков;

    - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

    В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

    Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

    В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.

    Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.

    Исследовательски активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, а с удовольствием возвращается к этой деятельности.

    Таким образом, повышению уровня развития деятельности экспериментирования детей будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее в себя содержание, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной НОД переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей;

    динамичной предметно-развивающей среды в центрах экспериментирования, материал в которых должен находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимальное поддержание интереса дошкольников к деятельности и

    психологический комфорт, невозможный без субъект-субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнера, а не «запрещающего знака».

    Учитывая психофизические особенности детей каждого возраста, я разработала примерную систему работы по экспериментальной деятельности для каждой возрастной группы.

    Ранний возраст:        

    Развитие познавательных интересов через сенсорное развитие ребенка.

     Обследование предметов (цвет, форма, сравнительная величина).

    На данном возрастном этапе ставятся следующие задачи:

    Побудить детей к обследованию предметов с помощью чувственного аппарата. Сформировать представления о форме, цвете, величине предметов. 

    Мир двухлетнего ребенка – это конкретные, реальные объекты и предметы, между которыми еще трудно установить связи, зависимости. Малыши познают этот мир доступным им способом – с помощью анализаторов и манипулирования с предметами. Детям раннего возраста свойственно обследовать предметы, вертеть их, пробовать на вкус, кусать, нюхать, трясти и т.д. Так они постигают признаки предметов, у них развиваются сенсорные способности. Стараясь сохранить первые, наиболее яркие впечатления, и опираясь на первый опыт детей, необходимо побуждать их к самостоятельному исследованию. Таким образом в группе должна быть создана такая предметная среда чтобы, занимательные игры способствовали развитию восприятия и различения основных цветов, формы, величины, умению группировать предметы по определенному соответствию.

    Примерный перспективный план

    экспериментальной деятельности в группе раннего возраста.

    • Сентябрь: «Мыльные пузыри»; «Рябь на воде»; «Бутылочка с сюрпризом».
    • Октябрь: «Вода холодная и горячая»; «Чудесный мешочек» (по форме); «Воздух под водой».
    • Ноябрь: «Лёгкий — тяжелый»; «Игры с губкой»; «Шарики с сюрпризом».
    • Декабрь: «Прищепки»; «Бумага»; «Чудесный мешочек» (по цвету);
    • Январь: «Игра с перышком»; «Игра с султанчиками»; «Чудесный мешочек» (по ощущениям).
    • Февраль: «Развесим платочки»; «Найди по звуку»; «Снег. Какой он?»
    • Март: «Что в пакете?»; «Открываем, закрываем»; «Найди такую же бутылочку по звуку».
    • Апрель: «Поиграем с солнечным зайчиком»; «Ветер по морю гуляет»; «Играем с песком».
    • Май: «Плавает, тонет»; «Что в трубке лежит?»; «Доска Самоделкина».

    Младший дошкольный возраст :

    Формирование представлений о свойствах и качествах предметного мира.

    Совершенствование чувственного аппарата (зрительное восприятие, слух, обоняние,осязание).

    Определение качеств предметов (их особенностей).

    На данном возрастном этапе реализуются следующие задачи:  

    Совершенствовать  чувственный опыт  детей через обследование предметов  из  материалов  разного  качества (шершавые, мягкие, колючие, твердые, гладкие и т. д). Развивать у детей умение определять и называть особенности: свойства определенного предмета или игрушки.     

     Исследовательская деятельность строится на сенсорном опыте детей, где с помощью воспитателя дети пытаются делать свои первые выводы, например: камушек ровный и гладкий, он успокаивает, ласкает и гладит ладошку. На первый взгляд действия, которые выполняют дети, могут показаться примитивными, но они имеют исключительное значение для интеллектуального развития ребенка. Благодаря этим действиям, ребенок уже способен познать свойства окружающего предметного мира (твердый - мягкий, легкий - тяжелый, гладкий - шершавый и т. д.) Дети узнают, что предмет не может обладать одновременно взаимоисключающими свойствами (например, песок не может быть одновременно сухим и мокрым, а игрушка одновременно твердой и мягкой), что свойства предметов относительны. Занимаясь и играя, у детей закрепляются не только сенсорные представления - определять внешние признаки (цвет, форму, величину), но и формируются знания и о самом предмете (назначение, функции, качества и свойства материалов). Дети накапливают чувственный опыт, учатся обследовать окружающую их в группе предметную среду. У них формируются такие познавательные процессы, как непроизвольное внимание, предметное восприятие, значительно активизируется активная речь.

    Примерный перспективный план экспериментальной деятельности

    в группе младшего дошкольного возраста.

    • Сентябрь: «Есть ли у воды вкус?»; «Какого цвета вода?»; «Овощи, фрукты»; «Сухой и мокрый песок».
    • Октябрь: «Какие предметы держатся на воде?»; «Камни»; «Солнечный зайчик»; «Что в коробке?».
    • Ноябрь: «Легкий — тяжелый»; «Волшебная кисточка»; «Как вода гулять отправилась»; «Рыбалка».
    • Декабрь: «Тонет — не тонет»; «Лёд и снег»»; «Тает льдинка»; «Свойства снега».
    • Январь: «Свойства снега»; «Изготовление цветных льдинок»; Экспериментирование со снегом».
    • Февраль: «Экспериментирование с песком»; «Экспериментирование со снегом»; «Солнце в феврале»; «Музыка или шум?»
    • Март: «Бумага, ее качества и свойства»; «Куда бегут ручейки?»; «Куда делась лужица?»; «Что звучит?»
    • Апрель: «Температура предметов на солнце и в тени»; «Свойства воды»; «Уголь и мел»; «Нагревание воды».
    • Май: «Древесина, ее качества и свойства»; «Ткань, ее качества и свойства»; «Свойства песка»; «Свойства глины».

    Средний дошкольный возраст:

    Формирование представлений о физических свойствах жидких и твердых тел.

    Исследование твердых и жидких тел в разных состояниях (вода, песок, камни, магниты и т.д)

    Через опыты определять физические свойства тел, самостоятельно делать умозаключения.

    Исследовательская деятельность детей среднего возраста направлена на формирование представлений о физических свойствах жидких и твердых тел. На данном этапе решаются следующие задачи:

    Развивать у детей умение исследовать жидкие и твердые тела в разных их состояниях (вода, песок, камни, магниты и т. д.)

    Через игры-опыты развивать у детей умение определять физические свойства различных тел, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования (в соответствии с возможностями возраста).

    Специально организованное исследование свойств и качеств жидких и твердых тел во время экспериментирования – это грандиозные открытия для детей, неиссякаемый источник новой информации. Экспериментальная деятельность, организованная в уголке природы, способствует формированию понятий, выработке умений сравнивать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы.

    Игры, эксперименты с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому необходимо использовать песочницу в развивающих занятиях, в свободной деятельности в любое время года. Строя башни из песка, играя с ним, придумывая различные истории, дети получают знания о физических свойствах песка (в сухом, мокром состоянии, в сравнении с глиной и почвой).

    Игры с водой и песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. Экспериментируя со снегом, водой, льдом, дети учатся самостоятельно характеризовать воду в трех физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твердой, в виде льда и в виде подвижного летучего пара, получают начальное представление о круговороте воды в природе. Маленькие исследователи, играя с воздухом и водой, открывают для себя элементарную закономерность: воздух есть везде, им дышит все живое, он легкий, невидимый, его можно увидеть в воде в виде пузырьков, движение воздуха - это ветер и т. д.

    Примерный перспективный план экспериментальной деятельности

     в группе среднего дошкольного возраста.

    • Сентябрь: «Окрашивание воды»; «Игры с веерами и султанчиками»; «Поиграем с солнышком»; «Свойства песка»
    • Октябрь: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»; «Почему все звучит?»; «Прозрачная вода»; «Вода принимает форму»
    • Ноябрь: «Какие предметы могут плавать?»; «Делаем мыльные пузыри»; «Подушка из пены»; «Воздух повсюду»
    • Декабрь: «Воздух работает»; «Каждому камешку свой домик»; «Можно ли менять форму камня и глины»; «Свет повсюду»
    • Январь: «Свет и тень»; «Замерзшая вода»; «Тающий лед»; «Разноцветный лед»; «Разноцветные шарики»
    • Февраль: «Таинственные картинки»; «Все увидим, все узнаем»; «Песочная страна»; «Где вода?»
    • Март: «Водяная мельница»; «Звенящая вода»; «Угадай-ка»; «Ловись, рыбка, и мала, и велика»
    • Апрель: «Фокусы с магнитом»; «Солнечные зайчики»; «Что растворяется в воде?»; «Что отражается в зеркале?»
    • Май: «Волшебное сито»; «Цветной песок»; «Игры с песком»; «Фонтанчики»

    Старший дошкольный возраст:

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественнонаучных представлений

    Формирование представлений о человеке и окружающих его природных явлениях-стихиях (воздухе, огне, воде, земле)

     Формирование представлений о географических особенностях родного края;  

    Формирование представлений о земле, как о планете солнечной системы; о космосе

    Наблюдения за явлениями в окружающей природе - это удивительные открытия детей, поводы для бесед и экспериментирования. Организованные наблюдения за природой обогащают практический опыт детей и побуждают к практической исследовательской деятельности: наблюдая за дождем, дети определяют, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. У детей появляется желание сделать такой же дождь у себя в группе, используя для этого любые предметы: лейку, капельницу или просто свои ладошки. На практическом опыте дети убеждаются, что намоченные водой предметы также изменяются, как на улице после дождя. Наблюдая за снегом на прогулке, дети отмечают его внешние свойства и особенности, придумывают слова-сравнения, определяя, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивает к экспериментированию: снег тает в теплой группе, снег - это вода.

    Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - необходимое условие успешного становления личности дошкольника, оно способствует развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. В результате целенаправленной работы, у детей появляются предпосылки для реализации следующего этапа  исследовательской деятельности: расширяется словарный запас, появляется восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, значительно обогащается начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Исследовательская работа влияет на развитие таких психических процессов, как умение обобщать, сравнивать, классифицировать, способствует развитию мышления, ускоренному развитию восприятия. Дети готовы к успешному накоплению более глубоких, новых знаний по естественнонаучным представлениям.

    1. Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в группе старшего дошкольного возраста:

    • Сентябрь: «Где тяжелее идти, ехать?»; «Почему не тонет шар (мяч)?»; «Где есть воздух?»; «Какой лист утонет?»
    • Октябрь: «Что случилось с хлебом?»; «Как сохранить яблоко?»; «Узнай по запаху, по вкусу, на ощупь?»; «Найди то о чем прошу»
    • Ноябрь: «Почему мы стали теплее одеваться?»; «Это кто? Теневой театр»; «Вырастим кристаллы соли»;  «Почему не тонет яйцо»
    • Декабрь: «Какого цвета снег?»; «Что случилось с варежкой?»; «Освободим игрушку из ледяного плена»; « «Что случилось с водой? Украсим елку»
    • Январь: «Чего боится лед?»; «Цветной снег»; «Какие разные снежинки»; «Почему не лепится снег?»
    • Февраль: «Что случилось с бутылкой?»; «Почему так скользко?»; «Зоркий глаз»; «Поймай ветер»
    • Март: «Подбери нужную почву»; «Бумажный вихрь»; «Какой кораблик прочнее?»; «Как заводы загрязняют воздух?»
    • Апрель: «Высушим платочки»; «Как можно очистить воду?»; «Отделите рис от манки»; «Поменяй настроение»
    • Май: «Солнечные зайчики»; «Сила ветра»; «Поймай капельку»; «Что и чем можно измерить»

    В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать. Необходимо поддерживать познавательный интерес детей, стимулировать  их к  дальнейшему исследованию предметов и восприятию окружающего мира.

    Разрабатывая содержание занятий по организации экспериментальной деятельности детей, следует ориентировались на то, что ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет культурно-исторический путь человечества: сам обследует предметы и приобретает опыт пользования ими. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

    В заключении своего доклада, хотелось бы сказать, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса и целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

    Благодарю за внимание!

    ДО МБОУ «Основная общеобразовательная школа п. Школьный»

    Доклад на тему:

    «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

    Составила: Лощенова Н.А.

    Воспитатель 1 категории


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

    Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

    Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

    Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

    Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

    В данном докладе представлена работа  логопедической подготовительной группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования....

    педсовет по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

    Педсовет в форме деловой командной игры по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...

    Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

    Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

    Педсовет № 2 Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

    Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....