Роль музыкально-дидактических игр в формировании элементарных математических представлений
консультация ( группа) на тему

Глушкова Валентина Евгеньевна

Семинар-практикум  для педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glushkova_mdi_na_femp.docx25.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Роль музыкально-дидактических игр в формировании элементарных   математических представлений.»

         Методические рекомендации по формированию  элементарных              

                     математических представлений средствами музыки.

                                                               

                                                                                  Составитель: муз. руководитель

                                                                                                                    МАДОУ «Березка»

                                                                                                             Глушкова В.Е

Число и ритм.

«…Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве» (Э.Жак-Далькроз).

       Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

      Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

        Связь между понятиями.

Математика (греч. - знание, наука). Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства.

Слово “музыка” (греч. – искусство муз), значит искусство, отражающее действительность в звуковых, художественных образах.

Между математикой и музыкой размещается вся творческая духовная деятельность человека. Музыкальная логика и математика развивают мышление, даже упражнение пальцев при игре на музыкальных инструментах укрепляет мозговые клетки.

        Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть менее или более активным.

       Первоначально слово ритм (греч. «движение», «такт») обозначало членение времени или  пространства, например, в пропорциях статуи. Позже оно стало обозначать упорядоченность движения, в особенности соотношение отрезков времени в музыке, танце, поэзии.

ОДИН- это удары метронома.

Хлопки на каждый удар.

Степ одной ногой на каждый удар.

Кивок головой на каждый удар.

 

ДВА. С ударением на первом слоге строится ритм колыбельной:

Ба-ю, ба-юш-ки, ба-ю.

Ба-ю О-лень-ку мо-ю…

С ударением на втором слоге ритм получается более бодрый:

При-шел Про-коп, ки-пел укроп.

У-шел Про-коп, Ки-пел у-кроп…

           Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими(“Звучащий клубок”, “Игры с пуговицами”, “Птички и птенчики”, “Три медведя”, “Музыкальные птенчики” и т.п). В музыкальных школах России существует традиция называть долгие и короткие звуки слогами «ТА» и «ти».

        Подвижная музыкальная игра “Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра “Веселый круг”, Игра-танец “Мы вместе” и т.п.). используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества (“Веселый счет”). Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета.

        Математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве и т.п. (журнал “Музыкальная палитра” №2. 2003год)

        МДИ можно разделить на подгруппы:

§   музыкально-дидактические игры на развитие серийности и координации движений («Хлопаем в ладоши — играем ручками» и т. п., а также различные игры с пальчиками);

§   музыкально-дидактические игры на развитие восприятия-воспроизведения простейших ритмических структур (ритма повторности и чередования 1:1 на основе различного качества звучания) с ритмическим проговариванием в такт музыке и движениям;

§   музыкально- ритмические движения, развивающие ориентировку детей в пространстве зала: передвижения по залу (вперед, назад), в центр (в середину), собраться в середине (вокруг взрослого или игрушки), разойтись по всему залу (по сигналу);

§   музицирование  на  различных музыкальных инструментах: пианино, барабане, металлофоне, дудочке, триоле, треугольнике, марокасе, а также на самодельных музыкальных инструментах — ложках, горшках, трещотках, погремушках, закрытых баночках с сыпучим материалом (крупа, песок), колокольчиках и т. п.

         Можно организовать с детьми игры, в которых они почувствуют связь числа и ритма. Дети играют в ладошки в парах: на счет «один» (и далее все нечетные числа) дети сами хлопают в ладоши, на четные – в ладоши партнера.

         Два – число симметрии. Оно делит числа на четные и нечетные. В ходе игры можно попросить детей называть нечетные числа тихо, а четные (т.е. те, на которые приходится хлопок в ладоши друг друга) – громко.

Один (хлопок громко), два(притоп – тихо) итд.

Дети стоят в кругу. Начинает воспитатель: на счет «один» притопывают правой ногой, на счет «два» - левой и дотрагиваются до руки соседа, стоящего слева, как бы передавая эстафету. Тот под правую ногу считает «три», под левую – «четыре», дотрагивается до соседа и т.д. Это достаточно трудное упражнение. Считают хором все дети вслух. Можно также, считая наизусть, ударять при каждом втором счете в бубны, маракасы или «шумелку» из жестяной банки.

Можно сделать из дермантина расстилаемый на полу числовой ряд. Сначала дети прыгают в каждый круг, считая подряд, затем – только в четные, пропуская нечетные.

Один из многочисленных вариантов притопа в русском народном танце: более сильный удар правой ногой на каждый нечетный счет. Можно также (этот вариант используется в цыганском танце) вывести правую ногу вперед скрестно и как бы припадать на нее.

Движения рук: на нечетный счет разводятся в стороны на уровне груди, на четный – закрываются обратно к груди. Это два фундаментальных жеста, сопоставимых с утверждениями «да» и «нет». Первый показывает, что человек открыт миру и другим людям, второй- что закрыт.

Игра «Ручеек».

Два ряда стоят друг напротив друга: одновременно они начинают ( под пение) сходиться навстречу друг другу, затем -  расходятся.

Два ряда стоят друг напротив друга: один ряд начинает идти на второй, второй стоит (игра «Бояре»). Затем ряд отходит назад, и движение повторяет тот ряд, который стоял.

Игра «Веселый круг».

Дети стоят в круг, взявшись за руки. Раскачивание с ноги на ногу с пением:

 

« Вправо и влево, вправо и влево,

Вправо и влево, вправо и влево»

 

Держась за руки, двигаются боковым галопом по кругу с пением:

 

«Вправо прыг, вправо скок,

Это боковой галоп.

Вправо прыг, вправо скок,

А потом все вместе стоп».

 

«Влево прыг, влево скок,

Это боковой галоп.

Влево прыг, влево скок,

А потом все вместе стоп».

ТРИ. Это ритм вальса. Обратите внимание, что ритм, при котором ударной оказывается первая доля, является как бы нисходящим, плавным, успокаивающим, а ритм с ударной третьей долей, наоборот, бодрящим, активизирующим.

Можно дать детям послушать различные варианты вальса, разучить фигуры фигурного вальса с теми, кто захочет ( дети могут танцевать его не в парах, это проще).

Работа с числовой осью на полу: прыгаем только в кружок «три» и далее – через два кружка в третий, объявляя то число, в которое попал.

Рисуем узоры: под общий счет на большом листе бумаги дети рисуют веточки: направленные влево короткие мазки- под нечетные числа, длинные и направленные вправо- под четные.

Предложите детям рисовать то, что захочется, включив вальс(в разном темпе, разные мелодии), а затем обсудите, что чувствовал каждый ребенок, с чем у него ассоциировалась эта музыка.

Полезно вспомнить игру «Питер играет с одним молотком». 

«Мяч по три»

Стоим тройкой и бросаем мяч по кругу под музыку. Движение в 3 круга.

ЧЕТЫРЕ. Это ритм марша.

Дети стоят в парах. Хлопают в ладоши, считают  «один» - прыгают вправо под углом 90*, два – еще 90* (180* от исходной позиции), три -270* от исходной, четыре – исходная позиция, хлопок в ладоши. Счет продолжается, по крайней мере, до 20.

Рисование квадратов под счет. Рисует как бы солдат, который делает повороты на каждый счет.

Стоим четверкой и бросаем мяч по кругу. Если есть площадка песка, можно катить мяч друг другу, дорожки постепенно образуют квадрат.

ПЯТЬ.

Достаточно быстро загибаем пальцы под счет. На загибание большого приходятся числа, кратные пяти, их можно произносить несколько громче.

Выделение каждого пятого счета звуком музыкального инструмента.

ВОСЕМЬ.

Учимся танцевать танец «Сиртаки».

Знакомство с длинными и короткими звуками.

«Задача учителя – облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям». (Э.Жак – Далькроз).

В музыкальных школах России существует традиция называть долгие и короткие звуки слогами «ТА» и «ти».

Комбинация- «Пятка-пятка, домик-домик, ручка-ручка, гномик-гномик» (пятка-пятка, на место-обратно, ручка-ручка, на пояс-на пояс) – со счетом- 1.2.3,4,5,6,7,8.

«Игры с пуговицами».

Проводятся аналогично игре с солнышками. Педагог выкладывает на полу ритмические цепочки из пуговиц разной величины. Закрепляя понятияТА и ти, он просит отдельных детей помочь ему: «Машенька, принеси мне одну пуговицу ти ( ти произносит отрывисто) . Андрюша, а ты – одну ТА( произносит долго, протяжно). Если ребенок ошибся, то педагог просит детей назвать принесенную пуговицу, еще раз напоминая детям, что большая пуговица – ТА, а маленькая – ти.

Пуговицы можно изготовить из больших и маленьких коробочек из-под сыра, проделать в них дырки, прошить разноцветными нитками.

    Таким образом,  у детей развивается внимание, память, сообразительность. Закрепляются  первоначальные математические представления о величинах и их свойствах.

«Математика и музыка очень разные, но они нужны друг другу»

 «Задача учителя – облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям». (Э.Жак – Далькроз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Математика - это язык, на котором написана кн...

консультация для родителей Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей "Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

В консультации описаны несколько дидактических игр, методы и приемы, с помощью которых родители помогут своим детям в обучении математике....

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Понятие «формирование математических способностей» состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавате...