Семинар - практикум для педагогов "Как сообщить родителю негативную информацию о ребёнке"
консультация ( группа) на тему

Бобкова Татьяна Валерьевна

Цель: формирование у педагогов коммуникативных навыков. Подготовлена психолом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей на тему:

« Как  сообщить родителям негативную информацию о ребенке».

Подготовил педагог- психолог

МБОУ ЦО №34

Ерохина О.В.

Тула 2015 г.

Цель: Формирование  навыков сообщения негативной информации  родителям.

Задачи:        

  1. Познакомить педагогов с  техниками речевого общения: «Я-высказывания», техники постановки вопросов в  стиле «адвокат» и «прокурор».

2. Расширять представления о психологических основах и особенностях профессионально-педагогического общения.

       3. Познакомить педагогов с правилами конструктивного взаимодействия, с «речевыми формулами» для общения с родителями.

       4.  Провести среди педагогов тест «Уровень коммуникабельности педагога в работе с родителями».

Педагогам предлагается пройти тестирование на уровень коммуникабельности педагога с родителями (Приложение 1).

Педагогам предлагается просмотр презентации.

Слайд 1.

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.  

Отсутствие взаимопонимания различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития ребенка – это все ведет к росту недоверия между воспитателем и родителями, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы говорим.

Слайд 2.

Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести, как к непониманию  партнерами др.др., так и к открытому конфликту.
В сложных (конфликтных) ситуациях желательно использовать эффективные техники речевого общения,

1. "Я-высказывания"

2. Техники постановки вопросов.

3. Стили «адвокат» и «прокурор».

Слайд 3

Томас Гордон (Gordon T, 1975) предлагает способ передачи партнеру сообщения о наших чувствах, основанный на "Я-высказывании". Оно не содержит в себе, в отличие от "Ты-посланий", негативной оценки, обвинения другого человека.

"Я-высказывания"  могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному  его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций "Я-высказывания" позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. "Я-высказывание" представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий вербализует (выражает словами) проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений.

Для обучения этому навыку надо составить алгоритм построения "Я-высказывания":

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.

Упражнение  «Скажи правильно» 
Цель: отработка навыка использования «Я- высказываний».
Участники делятся на пары: родитель-воспитатель. «Воспитателям» раздаются карточки с проблемным поведением ребенка (см.  приложение 2), задача: сообщить родителям информацию используя «Я- высказывания», затем «Ты- сообщения». По окончании упражнения «родители» высказываются о том, какое сообщение вызвали меньше отрицательных эмоций.

Слайд 4.

Владение техникой задавания вопросов важно для педагога, поскольку при помощи ее возможно получить недостающую для принятия решения информацию, выяснить точку зрения оппонента, убедиться, правильно ли понял ваши слова собеседник и др. (Митрошенков О.А., 2003).

 

В психологии существуют различные классификации вопросов. Так, потребность получить развернутое или краткое сообщение от собеседника обусловливает деление вопросов на открытые и закрытые. Цель задавания вопросов дает возможность использовать такое деление, как деление на направляющие, возвратные, контрольные вопросы, а также направленные на проверку компетентности, на демонстрацию своих знаний, сбивающие, провокационные и др. (Евтихов О. В., 2004).

Характер и содержание вопросов зависит от ситуации, фазы переговоров, на которой они задаются, от личностных особенностей взаимодействующих сторон. Так, открытые вопросы лучше задавать людям малообщительным, замкнутым. Особенно важны такие вопросы в начале беседы, когда желательно активизировать партнера: "Как мы можем помочь вам в этом?", "Как вы думаете, с каким педагогом необходимо позаниматься вашему ребенку?".

А вот в общении с "жалобщиками" имеет смысл задавать встречные вопросы: "О! Мой сын совсем не хочет учиться. Что мне с ним делать?" - "Чем я конкретно могу вам помочь?".

Слайд 5.

Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей "адвокат" и "прокурор". Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств.

Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций "хорошо" и "плохо", "правильно" и "неправильно", в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно или иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю "прокурор", поскольку здесь одной из главных целей воспитателя или учителя является обвинение (ребенка или его родителей).

Противоположный стилю "прокурор" стиль "адвокат" подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).

Так, стиль "адвокат" рекомендуется использовать педагогу в общении с родителями тогда, когда:

  • те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;
  • родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
  • "педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке, В этом случае разговор можно начать с позиций "адвокат", рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника - человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и Родителям. Главное в позиции "адвокат" - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль "адвокат" легче использовать в повествовательной форме, и многие педагоги с успехом применяют его. Задавать вопросы, используя этот стиль, гораздо труднее, поэтому на тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов с позиций "адвокат". Мы задаем вопросы, чтобы помочь, а не чтобы обвинить!

Позиция "адвокат"        

  • Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
  • Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача - дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

Позиция "прокурор"

  • В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.
  • Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.

Стили "адвокат" и "прокурор" можно проиллюстрировать диалогом между замечательным армянским поэтом Ваганом Карапетяном и его коллегой. Однажды, редактируя литературный журнал, коллега как-то пожаловался:

- Нет хороших стихов, все, что нам присылают, - барахло.
- Странно, - удивился Ваган, - а мы нашли очень много хороших стихотворений для нашего журнала.
- Как вам это удалось? - спросил его коллега.
- Наверное, - ответил Ваган, - кто что ищет - тот то и находит. Вы ищете барахло, вы его и нашли, а мы ищем золото и собираем его по крупицам.

Слайд 6.

Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей работе, это проблема как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные воспитатели чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.

          Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от стиля ее подачи педагогом.

 Рассказывать о трудностях (на занятиях, в поведении), с которыми столкнулся ребенок, нужно не на общем собрании, а индивидуально. На общем собрании можно затронуть проблему только в общих чертах, не называя имен, в противном случае собрание может превратиться в «судилище», в групповое обвинение.

Не выносите суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы чаще всего порождают протест со стороны родителей.

         Не осуждать родителей, а предлагать варианты (Родители в ответ на жалобы воспитателей говорят, что они знают какие у них дети, лучше подскажите, что делать.) Если родитель почувствует, что вы собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения, то многие вопросы вы будете обсуждать в более спокойной обстановке, больше будет к вам доверия.

Слайд 7.

Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».

По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).

Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим.

Упражнение  «Сэндвич» 
Цель: отработка навыка сообщения с использованием техники  «сэндвича»
Участники делятся на пары: родитель-воспитатель. «Воспитателям» и «родители» пишут на карточках ситуации с проблемным поведением ребенка , задача: сообщить « родителям» информацию используя технику «сэндвича». По окончании упражнения «родители» высказываются о том, какие эмоции у них возникли в процессе беседы с «воспитателем». Затем участники меняются ролями.

Слайд 8.

Можно использовать такие речевые штампы:

 «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ... » ( обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую ...!»)

 « Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова ... )

  «Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ... ».)

 « Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить ..?» (Сравните: «У Саши ( такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к ...(врачу, психологу, психиатру)»

 «Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»

 «Давайте вместе подумаем, как ...»

 «Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)

 « Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)

Слайд 9.

При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.» Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).

Слайд 10

Стиль «адвокат» рекомендуется использовать  в общении с родителями когда:

  • Родители просят совета педагога, обращаются за помощью. Делятся своими проблемами, интересуются поведением ребенка;
  • Родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
  • Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. В этом случае разговор можно начать с позиции «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиции его защитника- человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции «адвокат»- не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль «адвокат» легче использовать в  повествовательной форме, задавать вопросы гораздо труднее. Мы задаем вопросы. Что бы помочь, а не что бы обвинять.
Позиция «адвокат»:

  • Какой бы серьезной  ни была ситуация мы попытаемся найти выход;
  • Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит  существуют какие-то причины. Мы разрешим данную ситуацию.

Позиция «прокурор»:

  • В сложившейся ситуации есть доля вашей вины;
  • Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию.

По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).

Упражнение «Пойми меня правильно».

Цель: отработка навыка постановки вопросов в стиле «адвокат». 
Содержание: Перед началом упражнения психолог сообщает, что сейчас участники попробуют использовать стиль «адвокат» на практике. 
Психолог разбирает одну-две ситуации вместе с участниками. Например, родитель приходит к  воспитателю и жалуется: «Мой ребенок часто жалуется на то, что его обижает Саша». В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что ваш сын сам в этом виноват» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что это не справедливо. Как вы думаете, в чем причина? Мы попробуем разрешить эту ситуацию вместе. Хорошо, что вы пришли с этой проблемой. и т.д.». Затем ведущий предлагает участникам придумать свои ответы.
После этого участники делятся на две равные подгруппы. Участники подгрупп пишут на карточках  с кратким описанием какой-либо ситуации. Каждый участник первой подгруппы (родитель) получает карточку, после ознакомления с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (воспитателем) и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник второй подгруппы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы участники меняются «ролями».

Обсуждение: В процессе обсуждения психолог предлагает участникам ответить на следующие вопросы: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос?

Подведение итогов, обратная связь, раздача памяток для педагогов.

Приложение 1

Тест «Уровень  коммуникабельности педагога в работе с родителями».

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю  оценить Ваш уровень  коммуникабельности с родителями.

Диагностика, оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

Инструкция.

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для  родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь статъ общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Приложение 2.

Я-высказывание.

Ребенка поздно забирают из детского сада.

Ребенок беззаботно шлепает по лужам или кувыркается в снегу, невзирая на  замечания.

Ребенок не  хочет заниматься.

Сэндвич.

Ребенок отвлекается во время занятий

Ребенок не реагирует на замечания

Ребенок мешает играть другим детям

Адвокат.

Ребенок не умеет правильно держать карандаш  

Ребенок плохо разговаривает

Ребенок говорит плохие слова

Родитель – педагогу.

Ребенок рассказал дома, что на него кричат в саду и говорят, что он всем мешает.

Наташа  замечательно  рассказывает стихи, почему  она не выступает на утренниках?

Приложение 3.

Памятка для педагогов.

        «Способы сообщения негативной информации о ребенке».        

  1. Принцип «сэндвича».

В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным.

        Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

        Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте.

        Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.

  1. Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.

Можно использовать такие речевые штампы:

· «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ... » ( обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую ...!»)

· « Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова ... )

· «Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ... ».)

· « Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить ..?» (Сравните: «У Саши ( такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к ...(врачу, психологу, психиатру)» · «Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»

· «Давайте вместе подумаем, как ...»

· «Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)

· « Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)

  1. Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.

При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого.

        Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка.

        Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.» Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).

  1. Применение при общении стиля «адвокат».

При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:

· Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

· Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.

· Для меня важно не выявление  причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.

· Я педагог, и моя профессиональная задача - дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное взаимодействие педагога с родителями или как сообщить родителям негативную информацию о ребенке.

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образов...

Консультация для воспитателей "Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке".

Способы сообщения негативной информации родителям о ребёнке...

Эффективное взаимодействие педагога с родителями. Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке.

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. Приэтом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому,так как именно он является официальным представителем образоват...

Эффективное взаимодействие педагога с родителями «Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке»

Данная статья поможет воспитателям позитивно выстраивать отношения с родителями....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как сообщить родителям негативную информацию о поведении ребенка"

Цель: Формирование навыков сообщения негативной информации родителям.Задачи:1. Познакомить педагогов со специальными техниками речевого общения.2. Расширить представления о психологичес...