Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе в ДОО
статья ( группа) по теме


Предварительный просмотр:

Лебедева Марина Вячеславовна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №40 Пушкинского района

Санкт-Петербурга.

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе в ДОО

Опыт использования достижений народной педагогической практики в современной семье, в образовательных учреждениях показывает, что активное освоение традиционной культуры поможет нашим детям лучше осознать и  сохранить собственную индивидуальность. Ребенок, который прикоснулся к народной игровой культуре, будет уметь полноценно, с достоинством играть в семье, общественной и трудовой деятельности любую роль, которую предоставят ему жизненные обстоятельства, в том числе, и не «престижную». Результат такой жизненной позиции – гармоничное, спокойное отношение к жизни, ее трудностям, стремление жить так, чтобы твое счастье зависело не от «удачи» или «неудачи», а от умения строить свою деятельность на основе осознания целого и тважности твоей роли в этом целом, какова бы она ни была.

Традиционная народная педагогика несет в  себе громадный практический опыт развития ребенка. В различных играх и развлечениях, которые проводились с малышами трех-семи лет взрослыми и старшими детьми, создавались предпосылки для развития речи, общения, навыков устно счета, укреплялись память и внимание, шлифовалась чистота произношения, формировалось образное  и логическое мышление. В подвижных играх постепенно складывалось умение действовать в коллективе, развивались артистические способности детей, оттачивался музыкальный слух и ритм.

Идеальный образ человека, к воплощению которого стремилась народная культура,  включает в себя духовную и телесную красоту, умение достойно обращаться со старшими, равными и младшими членами семьи и общины, практические знания и навыки.

В процессе решения задач развития детей в народной традиции сложился солидный массив детского фольклора: игры, сказки, загадки, скороговорки. Особого внимания заслуживает культура игры в куклы.

С помощью кукольных игр можно решать разнообразные педагогические задачи. Прежде всего сам процесс изготовления простейшей тряпичной куклы: кройка лоскутков без помощи ножниц, завязывание, скатка валиков, драпировка и закрепление лоскутков, способствует развитию ловкости и точности тонких движений кисти. Создание куклы воспитывает у ребенка вкус, чувство гармонии форм, цветовых соотношений, знакомит с основными элементами и принципами строения национального костюма.

Для детей старшего дошкольного возраста могут быть весьма полезны ролевые игры с разыгрыванием повседневных жизненных ситуаций, обучением традиционным формулам вежливости, воспитанием верного тона общения и поведения. Малыши также смогут разыграть с помощью кукол простейшие сюжеты типа «дочки-матери», «приход гостей» и т.п.

Разыгрывание с куклами в руках традиционных юмористических диалогов, поможет привнести в воспитательный процесс элементы театра. Шутливые сценки, передававшиеся в семьях из поколения в поколение, воспитывают в детях чувство юмора, прививают им вкус к критическому взгляду на жизненные ситуации, развивают их актерские способности. Типажи, которые действуют в таких коротких сценках, очень колоритны и лают возможность исполнителям передать голосом характер персонажа и комизм ситуации. Среди этих персонажей мы найдем ленивого Тита, самоуверенного мужика, который «медведя поймал», медленно соображающего Федула, глухую «куму» и других смешных героев народного юмора. Разыгрывая такие диалоги – анекдоты с куклами в руках малыши раскрепощаются, лучше чувствуют комизм ситуации и ярко передают его в своей роли.

Кума, аль ты глуха?

- Здорово, кума!

- А? На рынке была.. (приставив руку к уху)

- Кума, аль ты глуха?

- Купила курицу да петуха..

- Прощай, кума!

- Пять алтын дала..

Если выразительно рассказывать этот смешной диалог, то ребенок обязательно поймет, что именно здесь смешно: каждый о своем – «поговорили»..

Наиболее сложной, но вместе с тем и интересной формой использования простейших тряпичных кукол является разыгрывание с ними традиционных сказок. Такая игра уже требует минимального реквизита, музыкального оформления (в то числе с помощью свистулек и шумовых инструментов: погремушек, трещоток), разучивания с детьми песенок и диалогов. Однако труд, затраченный на подготовку такого спектакля, с лихвой окупится его творческим результатом, при обязательном условии активного участия в нем в качестве исполнителей самих детей.

В народной традиции сказки, являясь прежде всего повествованием, имеют в себе немало игровых элементов. Перед основным повествованием часто рассказывается так называемая присказка, в конце сказка заключается особой словесной формулой-концовкой. В процессе рассказа сказочник изображает голос различных персонажей, подражает звукам природы, голосам животных и  птиц, даже музыкальным инструментам.

В связи с этим сказки являются наиболее благодатным материалом для разыгрывания их с детьми. Представление с куклами в руках играется на обычном столе, где выкладываются «декорации» из лоскутков ткани и небольших предметов.

Во многих сказках действуют животные, которых иллюстраторы детских сказок, традиционно изображают в русских народных костюмах, подчеркивая в сказочных персонажах – животных их сходство с типажами – людьми. При создании сказочного спектакля можно воспользоваться тем же приемом, делая куклам-животным (можно использовать мягкие игрушки) костюмы из лоскутков, приемом завязывания их на фигуре персонажа, без сшивания, с соблюдением традиционных пропорций и цветовой гаммы. Создание костюма без сшивания его деталей даст возможность самым маленьким детям пережить радость рождения образа сказочного персонажа в собственных руках.

При создании сценария на основе традиционной сказки необходимо сохранять все ее художественные элементы, отличающие сказывание сказки от простого пересказа: троекратные повторы, рифмованные или ритмизированные строчки, особые повторяющиеся обороты. В традиционную сказку, адресованную детям, входят особые напевные элементы (песенки персонажей), которые отмечают смысловой и эмоциональный акцент повествования.

Русские народные коллективные игры разнятся по своему содержанию, тематике и организации игры; отличаются свободой применения игровых движений, большими возможностями для проявления инициативы и творчества в двигательной сфере. Существующие в этих играх правила регламентируют не только движения, но и структуру игры в целом. Опыт показывает, что народные игры легко воспринимаются детским коллективом и скоро становятся желанным событием досуга детей. Традиционные коллективные игры можно подобрать в зависимости от места их проведения (в помещении или на улице), количества участников, их возраста и других обстоятельств (например, есть ли у детей  возможность побегать и покричать, или они должны во время игры сидеть на своих местах).

В каждой игре есть главное действующее лицо – водящий. Его лучше выбирать по считалке. Считалки либо скандируются нараспев, либо поются. Такие считалки помогают развить у детей точность музыкальной интонации и чувство ритма. Кроме того, обыкновенные считалки - это наиболее простой текст, для обучения детей устному счету. В народной традиции почти на каждое числительное можно найти считалку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Букой вздумали пугать.

Три, четыре, пять и шесть,

Вы не верьте, что он есть;

Пять, шесть , а дальше семь,

Буки, братцы, нет совсем.

Кроме того, в народной традиции существует немало специальных игр с перечислением, которые можно использовать как упражнения повышенной сложности дл тренировки в устном счете, а также для развития памяти и внимания. Последняя задача решается также с помощью кумулятивных сказок (сказки с нарастающим перечислением), специально предназначенных для состязаний в цепкости и объеме памяти.

Материалом для соревнований по чистоте произношения, конечно, являются скороговорки. Но помимо забавы скороговорки делают полезное дело – учат четкости произношения. Прежде чем произносить их быстро, нужно научиться четко выговаривать медленно. Для тех, кто это уже умеет – одно удовольствие. А малышам зачастую нужно научиться выговорить неподдающиеся звуки, заставить активно работать губы и язык. И тогда выбираем полезные упражнения:

Бей, барабан,

Бей, барабан,

Бей, барабан, бей!

И добиваемся, чтобы согласные звуки звучали четко и активно.

Еще один вид великолепных упражнений для ума – это традиционные загадки. Они хорошо развивают ум и воображение. Опыт показывает, что в педагогической практике загадку можно использовать не только по ее прямому назначению. Ребенок сам часто не может догадаться о явлениях и вещах, пока еще ему мало известных. Но если объяснить ему текст загадки с целью обратить внимание малыша на связь явлений и вещей, помочь «заглянуть в корень», то отгадка откроется ребенку не логическим путем, а через переживание художественного образа. И даже тогда, когда у ребенка уже появится охота отгадывать и решать трудные задачи, педагог может помочь ему намеком, объяснением хода мысли в загадке. Тогда игра в загадки станет для детей огромной радостью.

Использование достижений народной педагогики в повседневной работе с детьми приносит пользу лишь тогда, когда воспитатель терпеливо передает детям практические навыки игры, пения, простейших приемов рукоделия. Дети не должны быть пассивными наблюдателями того, что показывают им взрослые, а активно включаться в творческий процесс, становясь полноценными наследниками традиционной народной культуры.

Литература:

1. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: Методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина, Л.Н. Иванищенко; под общей ред. Е.И. Якубовской – Спб.: СПбАППО, - 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада.

Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведен...

"Традиционные игры в образовательно - воспитательном процессе детского сада"

В статье раскрывается роль игры, как эффективного средства формирования личности ребенка....

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада...

Статья: Влияние дидактические игры на образовательно- воспитательном процессе детей 6 года жизни.

В статье описано как дидактические игры влияют на развитие детей в разных областях...

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада

Игра – великое изобретение человека, она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а может быть, даже и большее значение....

Традиционные игры в образовательно – воспитательном процессе детского сада ( из опыта работы воспитателя)

Исследования психологов и педагогов, посвященные влиянию игровой деятельности на развитие дошкольников, показывают, что необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста — и...