Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада
методическая разработка (младшая группа) на тему

Назарова Ольга Викторовна

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsionnye_igry_v_obrazovatelno.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада.

Детство-это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Игра для ребенка-основной вид деятельности, форма организации жизни детей. Игра вступает, как средство мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. «Игра-это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В.А.

Учитывая. Что игра является ведущей деятельности детей дошкольного возраста, в детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. Детские игры различаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации и в каждом виде игр решаются определенные педагогические задачи. Я остановлюсь на некоторых из них.

Сюжетно-ролевые игры.

Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «семью»-мы распределяли роли для друзей, придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе сюжет, и с удовольствием играли. Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер малыша, его понятие об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному социальному статусу, профессии. Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребенка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребенка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей. В младшую группу к нам привели детей с разными характерами. Для большинства ребят группа детского сада являлась первым детским обществом, где они должны были приобрести первоначальные навыки коллективных отношений, надо было научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиями большинства, взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребенком.

Перед собой я поставила следующие задачи:научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре, тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. В группе оборудована игровая среда. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, досказывающие новые действия. Большое место отводила показу способов ролевого поведения, дети внимательно наблюдали за моими действиями, а затем и сами включались в игру. Временами я усложняю, обогащаю предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек, способствовала использованию дети строительного материала, пластмассового конструктора, природного материала, поощряем попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для игры. К концу года дети уже будут сами принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре, разыгрывать простейшие сюжеты, подбирать игровой материал.

Дидактические игры.

Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребенка, но и в познании малышом мира обучения его элементарным, но стол необходимым знаниям о форме, цвете, величине и пространстве. Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение. Но благодаря ярки кубикам, фигуркам, ярким игрушкам ребенок с удовольствием принимается за игру, учась группировать предметы, предварительно сравнив их по заданным критериям, по назначению, по внешним признакам (желтые предметы-к желтым или кубики в одну корзину, а шарики в другую). Благодаря дидактическим играм, у ребенка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности. Через игру он быстрее научится различать предметы. Оценивая дидактическую игру и ее роль в образовательно- воспитательном процессе. Словесные дидактические игры развивают в детях не только восприятие и речь, правильное произношение, активировать словарь, развивают умение анализировать и описывать. Они учат обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В своей работе я использую игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?»), слуховой дифференциации («Что звучит?», «Кто кричит?»), на развитие словаря («Кто больше назовёт?»), на формирование грамматического строя речи («Назови ласково»), на классификацию предметов («Фруктово-овощной магазин») и т.д. Немалое место в жизни детей занимают дидактические игры экологического содержания, которые строятся на его занятиях в той области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Такие экологические игры являются одним из методов, которые позволяют сформировать у детей начала экологической культуры, развивают умственную активность и проявление самостоятельности. Для экологической игры используют предметы, природный материал (семена растений, листья,   камушки, ракушки). В младшем возрасте дидактические игры экологического содержания совмещают с движениями («Принеси листок, какой скажу», «К дереву-беги» и т.д.). Воспитание правильного отношения к живой природе и умение бережно обращаться с живыми существами может быть полностью осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье, т.к. семья имеет огромные возможности в осуществлении экологического воспитания. Поэтому родителям рекомендую игры в которые они могут поиграть с ребенком во время прогулок или в свободное время дома.

Подвижные игры.

Движение-это жизнь! Любой ребенок не может усидеть на месте-он любит бегать, прыгать, прятаться. Чрезмерную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру, поэтому систематически включаю подвижные игры в режимные моменты.

Роль подвижной игры в развитии ребенка заключается в том, чтобы помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть по правилам. Подвижные игры развивают творческие способности детей, способствуют развитию положительных эмоции, развивают речь детей. Дети второй младшей группы очень любят играть в такие игры как «Пузырь», «Воробушки и автомобили», «Найди свое место», «Солнышко и дождик».

Все совместные игры развивают в ребенке общительность.