Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».
учебно-методический материал ( группа) по теме

Артамонова Юлия Сергеевна

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то эстетическая, интеллектуальная, физическая или любая другая, у детей недостаточно развиты речевые навыки и моторика рук.

В современном мире многое автоматизировано, и достаточно лишь нажать кнопку, чтобы механизмы пришли в действие. А большая часть застежек заменена липучками и кнопками, которые требуют минимум усилий. Это значительно повлияло на то, что дети стали меньше прикладывать усилий, заставляющих работать «тонкие системы мелких мышц кистей рук». И все чаще можно наблюдать неудачные попытки детей застегнуть пуговицы или завязать шнурки.

Среди воспитателей можно довольно часто услышать выражение «слабо развита мелкая моторика рук». Физиологи подразумевают под этим активность мелких мышц кистей рук, которая напрямую связана с координацией «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Свою педагогическую деятельность я направила на работу по стимуляции мелкой моторики с целью активного воздействия на зоны, отвечающие за речь. В дальнейшем эти навыки потребуются ребенку для рисования, письма и т. д.

Моя  педагогическая деятельность включает в себя изучение методов развития моторики рук у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделила таким средствам развития моторики, как пластилинография и тестопластика. Как показали проводимые мной занятия, подобные методики способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. Кроме того, работа с использованием нетрадиционных материалов развивает моторику рук ребенка, тактильное восприятие, способствует лучшей координации движений рук.

Условием моей успешной работы с детьми в данном направлении является оригинальность заданий, необычность и новизна которых становятся стимулом к творчеству. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В 2011 году, в начале своей педагогической деятельности в МБДОУ №6 «Светлячок» г. Гаджиево, выбрала для самообразования тему «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластичным материалом (пластилинография)», работа в данном направлении складывалась следующим образом:

‒ повышение уровня знаний по теме «Мелкая моторика пальцев рук» (изучение научно-педагогической литературы по данной теме, посещение занятий в изостудии, посещение МО различного уровня, обучение на семинарах, посещение открытых занятий), а также изучение основных методов и форм работы, направленных на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

‒ определение в педагогической деятельности места для внедрения практического использования предмета и объекта исследования, разработка системы упражнений и формы их мониторинга и оценки;

‒ непосредственная работа в группе детей дошкольного возраста с применением выбранной методики и текущее наблюдение за воспитанниками – их интересом к предложенной деятельности, успешность, результативность, степень вовлечённости и др.;

‒ анализ полученных результатов, предполагающий подтверждение или опровержение эффективности выбранных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.

Общей целью  работы я поставила развитие общих речевых навыков и мелкой моторики рук посредством работы с пластическими материалами.

Для достижения поставленной цели сформулировала ряд задач, выполнение которых позволит добиться нужного результата:

  • Изучить влияние работы с пластическими материалами на развитие мелкой моторики пальцев рук (изучение литературы, статьи интернет источников, наблюдение за детьми группы на занятиях).
  • Разработать упражнения для координации движения рук, мелкой моторики.
  • Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей.
  • Разработать перспективный план работы с детьми по направлению «пластилинография» и «тестопластика».
  • Подготовить несколько контрольных занятий на выявление уровня усвоения основных приемов создания лепных работ.
  • Подготовить выступление на городское МО по обобщению опыта по теме самообразования.
  • Подготовить консультацию для родителей «Что такое пластилинография» и занятие «Чем занять ребёнка».

В  2011-2012 учебном  году  детально изучила понятие «мелкая моторика рук», в полной мере оценила значимость раннего и правильного развития моторики рук для последующего успешного формирования речевых навыков, познакомилась с наиболее распространёнными методами и формами работы над развитием мелкой моторики детей дошкольного возраста и др.. Выяснила, что мелкую моторику рук развивают:

‒ различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

‒ игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

‒ игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать ‒  наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;

‒ рисование карандашом (фломастером, кистью);

‒ застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

‒ одевание и раздевание игрушек.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). В своей работе учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

2012-2013 учебный год посвятила изучению понятия «пластилинографии» и работе по данному направлению.

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полу объемных предметов на горизонтальной поверхности.

Данная техника способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, активизирует фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином выполняем коллективные работы, создаем картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

У детей появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.

Использование техники пластилинографии в своей работе начала с сентября 2012 года, ориентируясь при этом на перспективный план занятий, проводимых во вторую половину дня (Приложение 6).

Дети получают знания, умения, навыки, также происходит закрепление информации полученной на занятиях по экологическому воспитанию, ознакомлению с окружающей действительностью, по рисованию, расширяет возможность изобразительной деятельности.

Проводя занятия, руководствовалась следующими приоритетными направлениями:

  1. Снятие мышечного напряжения.
  2. Развитие координации движения рук, мелкой моторики.
  3. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей.
  4. Развитие воображения.

Особое внимание уделяю этапному освоению техники: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучаю пластилинографии в порядке повышения уровня сложности: начинаю с простых картинок в младшем возрасте и постепенно перехожу к созданию более сложных работ.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинографии не ставлю перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать, подкрепляю их уверенность в собственных силах и поощряю даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, применяю игровую мотивацию. Так, в конце занятия предлагаю воспитанникам обыграть свою поделку, при необходимости задаю наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

Условием своей успешной работы считаю оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

В течение 2013-2014 учебного года работала в направлении «тестопластика».

Произведения прикладного искусства из этого материала ‒ совсем другое дело, более высокохудожественное. Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада. Лепить из теста ‒ доступное занятие и для взрослых, и для детей.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка ‒ это и развитие мелкой моторики, и творческие навыки в целом. Кроме того повышается сенсорная чувствительность ‒ формируется тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивается воображение, пространственное мышление, общая умелость. Синхронизируется работа обеих рук. Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что мы лепим вместе с детьми, они ориентируются на наш результат, как образцовый. Что позволяет мне корректировать деятельность детей, решать возникшие вопросы по ходу работы и просто давать советы, которыми дети непременно воспользуются в состоянии сильного интереса.

В старшей группе содержание занятий по лепке носит развивающий характер.

 Я выделила такие задачи:

‒ учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки;

‒ совершенствовать изобразительную технику (продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей);

‒ показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу или по мотивам народного декоративно-прикладного искусства).

За основу для проведения занятий по тестопластике был взят календарно – тематический план по пластилинографии, разработанный в прошлом учебном году. Что позволило сравнить эти две техники, найти сходство и различие в использовании данных пластических материалов.

Изучив теоретическую часть вопроса,  разбила свою работу на несколько этапов.

1этап. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки ‒ декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания ‒ формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвостик. После обучающего периода  провела два контрольных занятия, в рамках которых мы анализировали степень усвоения материала.

2 этап – это вылепливание различных форм: создание фигурок животных, возможно использование баночек и коробочек как основу поделки. Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки и др.

Одним из этапов изготовления поделок стало раскрашивание. Для этого использовали краски – гуашь, акварель, фломастеры. Постепенно дети привыкают использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Данный этап также завершился контрольным занятием.

Таким образом, сегодняшний день большое внимание уделяется вопросам по реализации здоровьесберегающих технологий. На рост и развитие ребенка влияют как внешние, так и внутренние факторы. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления.

Ранняя диагностика индивидуального физиологического профиля ребенка, точное определение характера и степени отклонения функции, углубленный анализ среды является основой эффективности коррекционной работы. Коррекция моторики и рефлекторных движений кисти не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма.

Физическое и психологическое состояние организма сказывается и на кисти. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «Все из рук валится», «руки опускаются» и т.п. Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

В начале исследования были выявлены несколько детей со слабо развитой мелкой моторикой пальцев рук. Основной упор был сделан именно на работу с этими детьми. Проводя различные упражнения и занятия, направленные на развитие моторики (с пластическими материалами в том числе) мы получили улучшение координации движений рук. Дети стали лучше выполнять ранее сложные для них действия (соединение деталей, вылепливание мелких деталей). Они развили свои навыки и умения лепки, в связи с чем наблюдается прогресс в развитии мелкой моторики пальцев рук (в соответствии с возрастными особенностями детей).

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков осуществляется в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и художественным руководителем ИЗО- Студии ДОУ. Это обеспечивает преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и помогает быстрее достичь желаемых результатов.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии

с детьми средней группы

Месяц

Тема

Программное содержание

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

"Вылепи игрушку"

Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.

"Яблоки поспели"

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

"Грибы-грибочки выросли в лесочке"

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

"Золотая рыбка"

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

"Осень золотая"

Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать учить  создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Развивать мелкую моторику рук.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

"Белая снежинка мне на ладошку села"

Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления, наблюдения. Побуждать передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина.

"Новогодние шары так прекрас

ны и важны"

Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.

Я

Н

В

А

Р

Ь

"Зимняя картина"        

Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого.

"Белая, ах какая белая зима!"

Обобщить с детьми признаки зимы. Рассмотреть деревья после снегопада и посредством пластилинографии изобразить их на картине.

Ф

Е

В

Р.

"За окошком снегири"

Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер.

М

А

Р

Т

"Мы веселые матреш

ки"

Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов.

"Розы для принцес

сы"

Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности.

А

П

Р

Е

Л

Ь

"Весна идет, весне дорогу"

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

"Волшебное яичко"

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок.

М

А

Й

"Земляника"

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение опыта работы логопеда по теме: "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи"

В данной статье описаны различные приёмы и методы, помогающие в формировании и развитии мелкой моторики у детей....

Обобщение опыта работы по теме "Влияние развития мелкой моторики на речь дошкольников"

Материал посвящен актуальной проблеме коррекции речи дошкольников посредством развития мелкой моторики рук...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста посредством пластилинографии»

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различн...

Из опыта работы. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способност...

Учебно-методическое пособие по теме:«Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»

У детей с ЗПР страдают все предпосылки успешной деятельности, имеют место эмоционально-волевые нарушения, что в свою очередь приводят к снижению общей активности и низкой мотивации детей. Следует конс...