Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста посредством пластилинографии»
рабочая программа (средняя группа)

Чегаровская Екатерина Евгеньевна

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

В результате дети:

-Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_18_-_19.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Ф.И.О. педагога: Чегаровская Екатерина Евгеньевна

Образование: средне - специальное

Специальность: воспитатель

Стаж педагогической работы: 7 лет

Квалификационная категория: 1

Курсы повышения квалификации: «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях

введения  ФГОС ДО»

          Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста посредством пластилинографии»

Дата начала работы над темой: октябрь 2018г

Предполагаемая дата окончания работы: май 2019г

Цель: развитие  мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста средствами                                    пластилинографии.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
  • создание условий для художественно- творческой деятельности детей;
  • организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • изучение методик, технологий развитию мелкой моторики рук.                                                                                            

       

Пояснительная записка

«Руки учат голову затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

                                                                                                                          И. П. Павлов.

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

У ребенка, занимающегося пластилинографией, развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

 В результате дети:

-Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

-В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях  происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

                                                                      

План самообразования по теме:  «Развитие мелкой моторики у детей посредством пластилинографии»

                                                                                                                                                                         

                                                                                                             

Виды деятельности

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Изучение методической литературы

Программа «От рождения до школы»

Интернет ресурсы  по развитию мелкой моторики с помощью пластилиногра — фии

  Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография

      Рейд Б. «Обыкновенный пластилин»    

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки»

Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»

Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков

Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить

Методическое обеспечение (ПРС, карточек и т.д.)

Подбор методического материала по теме

Подбор и изучение материала с использованием интернет ресурсов. ФГОС

Перспективный план

Оформление картотеки  «Пальчиковая гимнастика»

Подбор схем для работы с пластилином

Составление памяток для родителей по данной теме

Изготовление папки – передвижки «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей»              

Консультация для педагогов

«Разновидность пластилина и инструменты для лепки»

Работа педагога с родителями

Анкетиро-вание

для родителей по пластилино-графии

Рекомендации для  родителей на тему

«Как выбрать пластилин, его разновидность»

Оформление статьи в родительский уголок

« Важные секреты по работе с пластилином»

Консультация для родителей

« Занятия с пластилином в домашних условиях»

Семинар - практикум для родителей: «Пластилино-графия и ее значение для развития ребенка»

 Памятки для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук», «Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка»

 

Консуль-тация родителям

«Развитие мелкой моторики у детей»

Консультация родителям

«Роль пластилино-графии для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Работа педагога с детьми

1.«Ветка рябины»

2. «Созрели яблочки в саду»

3. «Варим варенье»

4. «Чудо-грибочки»

1. «Осеннее дерево»

2. «Гусеница»

3. «Ёжик»

4. «Клубочки для котёнка»

1.«Снежинка»

2.«Снеговик»

3.«Снеговик»

(продолжение)

4.  «Ёлочка, ёлка колкая иголка»

1.«Чашка для куклы Кати»

2.«Рыбки в аквариуме»

3.«Рыбки в аквариуме» (продолжение)

1.«Праздничный торт»

2.«Мы делили апельсин»

3.«Самолёт летит»

4. «Медвежонок»

1.«Праздничное платье куклы Кати» (украсим платье)

2.«Веточка мимозы в подарок маме»

3.«Волшебная туфелька» (украсим туфельку)

4.«Мышка и золотое яичко»

1.«Утка с утятами»

2.«Разноцветный светофорчик».

3.«Улитка, улитка выпусти рога».

4.«Черепаха»

1.«Бабочка»

2.«Листочки»

3.«Цветик-семицветик»

4. «Радуга-дуга»

 

                                                                                                                       

       Практические выходы:

1. Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема:   «Развитие мелкой моторики рук с помощью пластилина»

          2.Консультация для педагогов.

          Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук»

        

        3. Итоговая выставка работ «Мы лепим!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по самообразованию ТемаТ: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»

план работы по самообразованию ТемаТ: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия  пластилинографией»...

План работы по самообразованию тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»....

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Актуальность темыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноцен...

Самообразование : «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Комплекс художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, развитию речи и интеллектуальному  развитию...

План работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста через различные виды деятельности». 2023-2024 г.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...