«Зависимость стиля педагогического общения от стажа работы и личностных качеств педагога»
материал на тему

Марьина Юлия Анатольевна

«Зависимость стиля педагогического общения

от стажа работы и

личностных качеств педагога»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

«Зависимость стиля педагогического общения

от стажа работы и

личностных качеств педагога»

Проблему профессионального здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. В настоящее время мы имеем не только факторы высокой заболеваемости, смертности, низкого уровня рождаемости, но и более ярко проявляющегося снижения духа и интеллекта россиян. Это означает, что в центре внимания должны быть здоровые мать, отец, ребенок, педагог, здоровый образ жизни, т.е. здоровая обстановка вокруг ребенка.

Когда одного американского школьного психолога спросили о том, как же он сможет оказать психологическую помощь 100 учеников, он ответил, что возьмется за просвещение педагогов, работающих с этими детьми. Сегодня психолог не в состоянии работать с тем количеством учащихся, которые обучаются в школе, однако через развитие профессионального мастерства и психологической компетентности педагогов мы можем расширить круг детей, которым оказана своевременная психолог-педагогическая помощь. Самый широкий способ – «заразить» учителей желанием работать с детьми, уважая их личность. Психологу следует знать особенности профессионального развития учителя для оказания наиболее эффективного воздействия.

На становление педагога как профессионала влияет много факторов. Обозначим некоторые из них: возраст, педагогический стаж, личностные качества.

Первые 5 лет работы в школе – это время адаптации выпускника вуза к условиям работы в ней.

Молодой специалист на старте педагогической деятельности много знает, но мало умеет. У педагогов с таким стажем  еще не сформированы профессионально значимые качества. Учителя с небольшим стажем работы зачастую используют дисциплинарные методы воздействия, что в основном дает обратный эффект. На уроке у них преобладают приказы, они предпочитают негативно окрашенные высказывания по отношению к ученикам, жалуются классному руководителю. Чаще других пишут замечания в дневник.

        Психолог, работая с начинающим учителем, обращает внимание на то, чтобы процесс адаптации педагога не сопровождался разочарованиями и конфликтами. Среди методов, используемых психологом, наиболее эффективны: обсуждение затруднений, встречающихся в профессиональной деятельности; видеотренинги профессионально- педагогического общения; посещение уроков психологом с последующим их обсуждением.

        В следующие 6-10 лет работы педагога – происходит стабилизация профессиональной деятельности, формирование профессиональной позиции. Педагог совершенствует арсенал методов и приемов обучения. Уменьшается количество конфликтов, связанных с потребностью педагога самоутвердиться в глазах коллег и учащихся. На этом этапе психологу важно помочь педагогу в осмыслении ресурсов, наметить методы совершенствования профессионального мастерства.

        Учителя со стажем работы 11-15 лет зачастую начинают переживать так называемый «педагогический кризис», который связан с осознанием того, что существует противоречие между желанием что-то изменить(метод работы, стиль общения с детьми и т.п.) и возможностями педагога. Учителя этой группы проявляют больший интерес к ученикам, умеют налаживать конструктивные взаимоотношения с ними. Он реже, чем молодые учителя, используют требования, угрозы, наказания. С педагогами можно проводить рефлексивные тренинги, формирующие способность к восприятию нового, организовать мастерские и привлекать педагога к работе в творческих проектных группах.

        16-20 лет работы в школе – характеризуются вступлением в так называемый кризис «середины жизни». Это возраст предварительных жизненных итогов. Часто возникает несоответствие между Я-реальным (каким я себя представляю) и Я-идеальным (каким бы я хотел быть) Возможно снижение профессионализма, формируются защитные механизмы. Вместе с тем это время, когда педагог увлечен работой с детьми, предан своему делу.

        Наиболее высоких результатов труда достигают учителя со стажем  работы 21-25 лет такие учителя имеют наиболее высокую оценку уровня сформированности профессионально значимых качеств. В психологическом смысле при своем возрасте 43-45 лет они могут целиком посвятить себя профессии, имея в своей семье уже самостоятельных детей, достигнув определенной стабильности в социально-экономическом плане. Однако учитель – мастер не всегда готов к контакту с психологом. К работе с таким учителем надо подготовиться особенно тщательно: ознакомиться с его достижениями, знать его собственный опыт.

        Учитель со стажем более 25 лет болезненно воспринимает желание специалиста прийти к нему на урок, сделать предметом обсуждения его опыт, порой видя в этом, желание ущемить его, обнаружить профессиональные ошибки. В таком возрасте возможно возникновение психологической болезни «синдром сгорания». Различают три стороны этого явления: биологическое старение, профессиональное старение (характеризуется невосприимчивостью к новому, нарушением отношений партнерства с учащимися) и психоэмоциональное перенапряжение. Психологу следует обратить внимание педагога на уникальные моменты его профессиональной биографии, значимость его мнения для коллег, его авторитет и заслуги.

        Всем вам хорошо известно, что в последнее время ухудшилось соматическое здоровье учащихся, что во многом определяется  невротизацией среды обитания, создаваемой помимо прочего и учителями. Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Неудивительно, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья, которые снижаются  по мере увеличения стажа работы в школе. У трети учителей (более 30%) показатели степени социальной адаптации равен или даже ниже подобного показателя больных неврозами. Причиной такого положения вещей много, одна из них заключается в нарушении механизмов саморегуляции, деформации внутреннего мира личности.

        1. Передавая ученикам образцы готового опыта, возведенного в ранг непреложной истины, педагоги становятся со временем невосприимчивыми к новому опыту, неприспособленными к творческому, нестандартному решению проблемной ситуации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

        

        2. На деформацию внутреннего мира личности оказывает влияние и тот факт, что учителя – женщины усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования, которая исключительно связана с вербальными формами воздействия на учащихся и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью). Использование мужского языка и моделей поведения приводит к тому, что учителя – женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на самих учителей-женщин, так и на половую идентификацию детей.

        По мнению психологов и социологов, подрастающие мальчики и девочки становятся мужчинами и женщинами в результате воздействия множества факторов, а не только под влиянием своей физиологической природы. Дети осваивают мужские и женские роли большей частью через примеры, научения, овладения мужскими и женскими стереотипами поведения и общения. Одним из таких примеров для детей служит учитель, носитель гендера. Его стиль поведения и отношения к детям, язык изложения материала, учет особенностей половой принадлежности ребенка влияют на полоролевую идентификацию учеников. Психологическая половая принадлежность учителя – женщины вступает в острый внутриличностный конфликт со способами поведения и общения, характерными для мужского пола. Что приводит к невротизации личности и поведенческим срывам.

        3. Ряд исследователей утверждают, что высокий уровень конфликтов у педагогов связан  также с необходимостью, соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих. Установлено, что с увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием учебной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Эти клинико-психологические проявления и лежат в основе феномена « выгорания» в виде эмоциональной и интеллектуальной истощенности.

        Динамика изменения эмоциональной устойчивости у педагогов с разным стажем работы в школе такова: в первые годы наблюдается рост показателей эмоциональной устойчивости, которые имеют максимальное значение у большинства учителей (68%) со стажем работы в школе 10-15 лет, затем тенденция меняется, и для учителей со стажем работы 20 лет и более становится характерным резкое снижение всех эмоциональных показателей. У отдельной группы учителей (18%) с большим стажем работы в школе не наблюдается значительного изменения показателей, что свидетельствует о благополучном преодолении этих трудностей. Лариса Максимовна Минина в своих исследованиях установила, что эмоциональная устойчивость оказывается связанной с  подвижностью нервных процессов  и экстраверсией. Она сделала вывод, что изучать индивидуальные особенности учителей необходимо, прежде всего для того, чтобы помочь им в определении наиболее адекватных способов в работе над собой, в логике своего индивидуального стиля.  

        4. На деформацию личности педагога большое влияние оказывает преобладание предметной направленности над направленностью над личностью ребенка. Что в свою очередь приводит к возникновению авторитарного синдрома.

        Признаки авторитарного синдрома:

  • опора на власть и внешнюю престижность (убранство кабинета, аппаратура);
  • акцент на том, что ученик находится в зависимой позиции;
  • все взаимоотношения строятся на основе строгих требований, обязанностей, теплота во взаимоотношениях с учащимися рассматривается как слабость;
  • особое отношение  к учащимся, родители которых могут оказаться полезными;
  • опасение проявить какие-либо человеческие качества, тем более слабости, стремление представить себя особой, выдающейся личностью;
  • этноцентрическая реакция: представление о собственном предмете как о самом важном; другие предметы (а иногда и их носители) принижаются, собственному приписываются все добродетели;
  • психологическая ригидность, неспособность изменить свое поведение, даже если оно неэффективно, нетерпимость к всякого рода инициативам, идущим снизу, ненависть к инакомыслию;
  • дистанцированность от учащихся, клановость, относительное безразличие к их интересам.

Учителя – представители стрессогенных профессий – нуждаются в реабилитационных процедурах, это обусловливает  необходимость использовать новые технологии диагностики физического, психического здоровья и комплексы психических, психотерапевтических и спортивно – бальнеологических процедур. Речь идет об обучении педагогов приемам саморегуляции психических состояний, участие в психотренингах и спортиво-оздоровительных мероприятиях, развитии социальных навыков,

        Пути решения проблемы гармонизации личности учителя:

  1. Воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, на сотрудничество с ребенком.
  2. Обеспечение социально-психологических условий повышения уровня педагогической компетенции, прежде всего коммуникативной и конфликтной.
  3. Развитие педагогической гибкости учителя, непосредственно связанной с творческим потенциалом.
  4. Повышение профессионального самосознания учителя – осознание себя личностью, хозяином жизни, способным спроектировать своё будущее.

Рекомендации.

  1. Внедрение модели охраны здоровья учителя на городском, школьном и индивидуальном уровне.
  • Через средства массовой информации, семинары, лекции, встречи с представителями Администрации города, директорами школ, пропагандировать здоровый образ жизни.
  • Организовать решение необходимых административных, хозяйственных, финансовых вопросов.
  • Медицинское обследование учителей.
  • Психологическое обследование учителей, определение общего психического состояния, выявление индивидуально-психологических особенностей, эмоциональной лабильности, эмоционального выгорания,  удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов.
  • Открытие специальных групп здоровья.
  • Проведение специальных психологических семинаров для учителей по проблемам психического здоровья, работа кабинетов психологической разгрузки.
  • Организация и проведение тренинговых занятий различной тематики.
  • Поднятие престижа учительской профессии.

Стиль педагогического руководства

( О.И.Мотков)

(для руководителей, педагогов)

Инструкция: отвечайте, пожалуйста, на следующие вопросы, выбирая ответ из пяти возможных вариантов ответов:

Конечно, да        Скорее, да         Трудно сказать         Скорее, нет        Конечно, нет

-------------------------------------------------------------------------------------------------

5                4                3                        2                1

  1. Часто ли вы прибегаете к наказанию учеников?
  2. Есть ли у вас любимчики?
  3. Прислушиваетесь ли вы в отличному от вашего мнения мнению учеников?
  4. Часто ли вы прибегаете к крику на занятиях?
  5. Можете ли вы приободрить учеников?
  6. Можете ли вы сказать, что с большинством ребят у вас хорошие отношения?
  7. Много ли вы тратите времени с ребятами на внешкольные дела (походы и т.п.)?
  8. Стремитесь ли вы налаживать отношения сотрудничества с учениками, доверять им?
  9. Знакомите ли вы своих учеников со своим хобби, увлечением?
  10. Свойственно ли вам проявлять чуткость и понимание проблем ученика?
  11. Стремитесь ли вы поддерживать инициативу ученика?
  12. Часто ли вы устраиваете разборы поведения провинившихся перед группой?

Ключ

        Для ответов на вопросы 1,2,4 и 12 идет подсчет баллов по обратной шкале: конечно, да – 1 балл, скорее, да – 2 и т.д.

        Чем больше сумма баллов по всем вопросам (с учетом оценки по обратной шкале для №№ 1,2,4 и 12), тем выше уровень сотрудничества педагога с учащимися:

С= сумма баллов по №№ 3,5,6,7,8,9,10,11 + сумма баллов по №№ 1,2,4,12

12

Шкала депрессии.

Цель. Дифференциальная диагностика депрессивных состояний и состояний близких к депрессии.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

                УД = +

- сумма цифр, обратных зачеркнутым к высказываниям

№ 2,5,6,11,12,14,18,20

- сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1,3,4,7,8,9,10,13,15,19.

В результате получаем УД от 20 до 80 баллов.

Если УД – не более 50 – состояние без депрессии;

        УД – не более 50 и не менее 59 – легкая депрессия ситуативного или невротического гинеза.

        УД – от 60- до 69 – субдепрессивное состояние;

        УД – более 70 – истинное депрессивное состояние.

Бланк для ответов

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку нет правильных и неправильных ответов.

Никогда или изредка

Иногда

Часто

Почти всегда или  постоянно

1

2

3

4

1

Я чувствую подавленность

1

2

3

4

2

Утром, я чувствую себя лучше всего

1

2

3

4

3

У меня бывают периоды плача или близости к слезам.

1

2

3

4

4

У меня плохой ночной сон.

1

2

3

4

5

Аппетит у меня не хуже обычного

1

2

3

4

6

Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, быть рядом.

1

2

3

4

7

Я замечаю, что теряю вес.

1

2

3

4

8

Меня беспокоят запоры

1

2

3

4

9

Сердце бьется быстрее, чем обычно.

1

2

3

4

10

Я устаю без всяких причин.

1

2

3

4

11

Я мыслю так же ясно, как всегда.

1

2

3

4

12

Мне легко делать то, что я умею.

1

2

3

4

13

Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте.

1

2

3

4

14

У меня есть надежда на будущее.

1

2

3

4

15

Я более раздражителен, чем обычно.

1

2

3

4

16

Мне легко принимать решение.

1

2

3

4

17

Я чувствую, что полезен и необходим.

1

2

3

4

18

Я живу достаточно полной жизнью.

1

2

3

4

19

Я чувствую, что другим людям станет легче, если я умру.

1

2

3

4

20

Меня до сих пор радует то, что радовало всегда.

1

2

3

4

Диагностика уровня эмоционального выгорания

( В.В. Бойко)

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны – то знак «» («нет»).

Текст опросника.

  1. Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  2. .я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
  4. Моя работа притупляет эмоции.
  5. я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
  7. я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  8. Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
  9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
  10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
  11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
  12. .обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
  14. я очень переживаю за свою работу.
  15. коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.
  16. .я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  17. .последнее время меня преследуют неудачи на работе.
  18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
  19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
  20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  21. Успехи в работе вдохновляют меня.
  22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
  23. Я часто работаю через силу.
  24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
  25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать.
  26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю.
  27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  28. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.
  29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
  30. Моя работа меня очень разочаровала.
  31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  32. Моя карьера сложилась удачно.
  33. Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
  34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
  35. .моя работа плохо на меня повлияла – обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.

Обработка данных.

Признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку – 10 баллов – получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома.

        

Ключ.

Знак перед номером означает ответ «да» или «нет»; в скобках указаны баллы, проставляемые за этот ответ.

В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем – сумма по всем симптомам, т.е. итоговый показатель.

Симптом «Неудовлетворенность собой»:

-1(3), +6(2), + 11(2), -16(10), -21(5), +26(5), +31(3).

Симптом «загнанность в клетку»:

+2(10), +7(5), +12(2), +17(2), +22(5), +27(1), -32(5).

Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:

+3(5), +8(5), +13(2), -18(2), +26(3), +28(3), +33(10).

Симптом «Эмоциональная отстраненность»:

+4(2), +9(3), -14(2), +19(3), +24(5), + 29(5), +34(10).

Симптом «Личностная отстраненность»:

+5(5), +10(3), +15(3), +20(2), +25(5), +30(2), +35,(10)

выводы: сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:

9 и менее – несложившийся симптом;

10-15 баллов – складывающийся симптом;

16 и более – сложившийся симптом.

Соответственно сумма баллов по всем симптомам,

равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания»;

50-75 – о начинающемся «выгорании»;

8о и более – об имеющемся «выгорании».

Работа психолога с педколлективом.

Первые 5 лет работы в школе

 время адаптации выпускника вуза к условиям работы в ней.

Психолог, обращает внимание на то, чтобы процесс адаптации педагога не сопровождался разочарованиями и конфликтами. Среди методов, используемых психологом, наиболее эффективны: обсуждение затруднений, встречающихся в профессиональной деятельности; видеотренинги профессионально- педагогического общения; посещение уроков психологом с последующим их обсуждением.

6-10 лет работы педагога

происходит стабилизация профессиональной деятельности, формирование профессиональной позиции

Психологу важно помочь педагогу в осмыслении ресурсов, наметить методы совершенствования профессионального мастерства.

16-20 лет работы в школе

характеризуются вступлением в так называемый кризис «середины жизни».

Возможно снижение профессионализма, формируются защитные механизмы

учителя со стажем  работы 21-25 лет

имеют наиболее высокую оценку уровня сформированности профессионально значимых качеств.

К работе с таким учителем надо подготовиться особенно тщательно: ознакомиться с его достижениями, знать его собственный опыт.

Учитель со стажем более 25 лет

В таком возрасте возможно возникновение психологической болезни «синдром сгорания».

Психологу следует обратить внимание педагога на уникальные моменты его профессиональной биографии, значимость его мнения для коллег, его авторитет и заслуги.

Стили педагогического общения.

Авторитарный стиль педагогического общения

Способ воздействия:

- приказ;

- увещевание,

- назидание;

- угроза.

Жесткое управление и всеобъемлющий контроль со стороны взрослого. Педагог прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Он сам определяет цели работы, указывает и жестко определяет способы выполнения учебного задания. При этом все задания и способы их выполнения даются педагогом поэтапно. Такой подход  снижает желание учиться, поскольку дети не знают, какова цель выполняемой им работы и что ждет их впереди. Строгий контроль свидетельствует о недоверии взрослого в позитивные возможности детей, в его глазах дети выглядят безответственными, а потому заслуживают самого жесткого обращения. Любая инициатива рассматривается как проявление нежелательного самоволия и тщательно подавляется. Такое поведение руководителя объясняется его опасением потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность.

Демократический

 стиль педагогического общения

Способ взаимодействия характеризуется  использованием совета, просьбы или подсказки.

Оцениваются факты, а не личность.

Группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у детей развивается уверенность в себе, ответственное отношение к делу, проявляется интерес к учению. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность во взаимоотношениях.

Либеральный стиль педагогического общения

Общение носит ярко выраженный эмоциональный характер.

Самоустранение руководителя от педагогического процесса, снятие с себя ответственности за происходящее.

Результатом такого стиля руководства становятся наименьший объем выполненной работы и его не самое лучшее качество. Дети редко бывают удовлетворенны учебой, хотя на них нет особой ответственности за ее результаты. При попустительском стиле руководства педагог стремиться не вмешиваться в жизнедеятельность детей, практически устраняется от руководства, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных педагогических технологий в работе с молодыми педагогами ДОУ»

Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности молодых педагогов, поступивших на работу в ДОУ. Она ...

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Воспитатель Хавшабо Е.И. стаж работы 24 года высшая кв. категория Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики». на 2015–2018 учебный год старшая возрастная группа

Актуальность Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать п...

Консультация для педагогов со стажем работы до 5 лет "Формы работы с семьей"

Консультация для педагогов со стажем работы до 5 лет "Формы рабрты с семьей"Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых дает ребенку определенный социальный о...

«Современные педагогические технологии в работе ДОУ и педагогов дополнительного образования в рамках ФГОС"

Участие в научно-практической конференции  Университета Управления «Тисби» г.Казань в  рамках повышения квалификации...

ндивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога 2019 - 2020 учебный год Ф.И.О. педагога, стаж, категория: Труфанова Екатерина Ивановна, стаж работы 6 лет 9мес.; 1 категория.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога2019  - 2020     учебный годФ.И.О. педагога, стаж, категория: Труфанова Екатерина Ивановна, с...

«Современные педагогические технологии в работе ДОУ и педагогов дополнительного образования в рамках ФГОС»

Сценарий физкультурно-театрализованного развлечения     «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ, ДА НА НОВЫЙ ЛАД»  Старший дошкольный возраст...

Работа в качестве педагога- психолога

Диплом  педагога- психолога, моя страничка, консультации для родителей, тренинги с педагогическим коллективом....