"Организация образовательной деятельности в контексте Федерального Государственного Образовательного Стандарта " Познавательное развитие"
консультация на тему

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fgosdokument_microsoft_office_word_2.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая консультация «Организация образовательной деятельности в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Познавательное развитие» в соответствии с  фгос до»

Цель: Повышение профессиональной компетентности и творческого роста педагогов для обеспечения положительных результатов в образовательном процессе по познавательному развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Создать условия  для освоения педагогами различных навыков направленных на развитие познавательной деятельности дошкольников по ФГОС
  2. Содействовать  повышению уровня методической подготовки педагогов в экспериментальной деятельности;
  3. Обобщать и транслировать опыт успешной педагогической деятельности.

Форма проведения: круглый стол

 Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: чувственного, физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя, свое тело, своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. В этом возрасте у ребенка развивается познавательная  активность, которая особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.  Государство заинтересовано вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

2 слайд.

 ФГОС  ДО использует  три  термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия» Познавательные интересы это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения

Познавательные действия это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие это совокупность количественных, качественных изменений, происходящих в познавательных психических
процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.

3 слайд

Согласно фгос до 2013г- познавательное развитие -образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности Кроме того, стандарт направлен на  развитие интеллектуальных качеств дошкольников.. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

4слайд

Основной целью познавательного развития в соответствии фгос до является развитие познавательных интересов и способностей детей. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.  К стадиям познавательного развития мы относим:

5 слайд

 любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. 

          Рассмотрим каждый из этапов подробнее

6 слайд.

1. К первой стадии мы относим любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. Занимательность ,как фактор обнаружения познавательного интереса, служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Любознательность - стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.На этой стадии интереса, как правило ,сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности . Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении со взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? И утки не тонут? Земля круглая, а не квадратная?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор  малыша и давая ему некую систему знаний о мире. Для ее развития особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы .Однако, педагог не должен спешить давать готовые ответы .Надо чаще спрашивать у «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок сам «покапается» в непонятной для него информации. ФГОС в ДОУ предусматривает исключение знаний « на блюдечке» .Ведь если ребенку что-то сказать, ему останется это только запомнить. Но порассуждать , поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Это дорога к творчеству, самореализации и , соответственно независимости и самодостаточности.

7 слайд

  1. Познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования

8Слайд . Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

Интеллектуальные- логические действия и операции( анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

Эмоциональные -переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

Регулятивные- волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

Творческие- воображение, создание новых моделей, образов.

Для формирования и развития познавательного интереса следует :

-развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,

-укреплять в каждом ребенке свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

-развивать у детей чувство собственного достоинства.

.
 

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим:

 познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача,

9слайд 

 предусматривающая учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств .Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.           

  Примерами познавательных задач могут быть следующие:

- Почему качаются ветви деревьев? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость и направить в нужное русло. Однако, если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель .В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина, развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Познавательная активность выступает как природный интерес ребенка к окружающему миру

Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета 

10 слайд

 Образовательная  область «Познавательное развитие» включает в себя: развитие элементарных математических представлений, ознакомление с социальным миром, с миром природы. ознакомление с предметным окружением, познавательно-исследовательская деятельность

11 слайд

. Виды деятельности для эффективной реализации содержания познавательного развития.:

  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Игровая
  • Двигательная
  • Приобщение к художественной литературе и фольклору
  • ФЭМП.
  • Конструирование
  • Художественное творчество.

12 слайд

Основные формы  работы с детьми:

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ  относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность, применение различных дидактических заданий и игр, использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие связной речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие немыслимо без активности. 

13 слайд в соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

14 слайд.

Педагог должен вовлекать детей в различные виды деятельности (нод, проектную, исследовательскую, проводить беседы, досуги, развлечения, выставки, экскурсии); широко использовать в работе дидактические сюжетно-ролевые ,спортивные, народные игры, активно сотрудничать с родителями и применять в работе различные методы обучения.

Очень важным моментом является позиция педагога при организации познавательного развития.

15 слайд 

Педагог должен быть партнером, поддерживающим детскую инициативу ,быть знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.

16 слайд

ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определенных видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской . В качестве рекомендуемых видов деятельности познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяют : организацию решения познавательных задач, применение экспериментирования, использование проектирования. Актуальным методом в работе является

 Экспериментирование:

17 слайд.

 

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. И экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира .Огромное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что ребенок занимает позицию субъекта познания и деятельности(самостоятельно, активно познает мир, используя разнообразные формы воздействия на него).  В ходе экспериментирования дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем (т.е. у ребенка возникают какие-либо сомнения, предположения, в результате у него появляется желание проверить, узнать : «А что и как?»)Метод экспериментирования  дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей. .  

Отправными моментами могут быть:

реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).2. Специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.3. Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).4. Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

В качестве примеров предлагаем следующие эксперименты.

1. «Есть ли у воды вкус?» Дайте детям попробовать питьевую воду, затем солёную и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавлено.)

2. «Испаряется ли вода?» Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало.

(Вода испарится из тарелки, превратится в пар. При нагревании жидкость превращается в пар.)

3. «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладём таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)

Экспериментирование ,как методическая система познавательного развития включает в себя : наблюдения, опыты, поисковую деятельность.

18 слайд

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В практике работы детского сада проектную деятельность целесообразно организовывать с привлечением родителей воспитанников и по тем темам, которые не всегда возможно проработать в ДОУ. В качестве примеров проектной деятельности с целью познавательного развития можно использовать следующие мероприятия: индивидуальные и групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Домашние питомцы», «Времена года», «Достопримечательности родного города»

19 слайд

Предметно-пространственная среда

 Очень важным является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть рационально организована в пространстве и времени (вариативная, полифункциональная), насыщена разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно деятельность всех детей группы.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов

20 слайд

Целевые ориентиры в соответствии  ФГОС  ДО:

В соответствии с фгос целевыми ориентирами в области «Познавательное развитие» является следующее:

  • Ребенок интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, проявляя настойчивость в достижении результата.
  • Ребенок проявляет любознательность, способность к фантазии, творчеству.
  • Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в игре, конструировании.
  • Наличие у ребенка знаний о себе, природном и социальном мире, в котором он живет.
  • Проявляет инициативу в познавательно-исследовательской деятельности, экспериментировании
  • К концу пребывания в детском саду ребенок должен освоить начальные представления в различных областях , опираться на собственные знания, принимать самостоятельные решения

21 слайд.

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. . Эффективно используя все виды деятельности в работе с детьми, при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования...

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ У РЕБЁНКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование у детей инициативности и самостоятельности является самой актуальной проблемой в со­временной педагогике.В соответствии с ФГОС основным принципом дошкольного образования является поддержк...

Педагогическая деятельность воспитателя Дошкольного Образовательного Учреждения согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.

Важность продуктивой деятельности в гармоничном развитии личности, а так же, как влияет  коллективная продуктивная деятельность на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрос...

Доклад «Воспитательный потенциал бумагопластики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Воспитательный потенциал бумагопластики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...