Особенности психолого-педагогической работы с семьей в ДОУ.
материал на тему

Осадчая Юлия Ильинична

Педагогика, дошкольники, работа с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_rabota_s_roditelyami.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос 11. Особенности психолого-педагогической работы с семьей в ДОУ.

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно стандарту определены основные принципы дошкольного образования, одни из которых «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования взаимодействие с семьей рассматривается как одно из приоритетных направлений работы современного дошкольного учреждения. Это обязывает коллектив дошкольного учреждения создавать в детском саду необходимые современные условия для развития и совершенствования ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников. Эти отношения должны обеспечивать целостное развитие личности дошкольника и повышение компетентности родителей в области воспитания детей дошкольного возраста.

Государственный заказ на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, информирования родителей, должен в достаточной степени реализоваться в теории и практике дошкольного образования, что обеспечит эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого-педагогической знаний, личностной зрелости и компетентности, будет способствовать успешному освоению дошкольниками общеобразовательной программы детского сада.

Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – появился сравнительно недавно. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.

Проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей. Характер этого сотрудничества должен отвечать определенным требованиям. Прежде всего, совместные усилия родителей и педагогов по воспитанию ребенка предполагают их взаимное уважение, внимательность и тактичное отношение друг к другу. Взаимное уважение включает и взаимное доверие: регулярный обмен правдивой информацией о ребенке, уверенность в том, что предпринимаемые той и другой стороной меры отвечают интересам ребенка.

Сотрудничество также  предполагает равенство позиций партнеров, с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.

Методика привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения включает три этапа:

Формы взаимодействия детского сада с родителями.

Формы взаимодействия– это способы организации совместной деятельности и общения.

В литературных источниках выделяют несколько форм работы с родителями в ДОУ:

Наглядность в работе с семьей. В дошкольных учреждениях размещают стенды, выставки, где размещается информация об основных задачах воспитания детей, рассказы о жизни данного коллектива, о работе родительского комитета. В приемных помещениях создается «родительский уголок». В нем даются сведения о суточном режиме для детей данной возрастной группы, меню, специальных занятиях на неделю, рекомендации по поводу занятий с детьми дома, о профилактике различных заболеваний; помещаются сообщения о подготовке к праздникам с помощью родителей (сшить для кукол одежду, починить игрушки и др.) ; организуется выставка работ детей;

Индивидуальные формы работы с родителями (беседы, консультации, посещения на дому, приглашение отдельных родителей в детский сад, привлечение родителей для оказания посильной помощи детскому учреждению. Индивидуальные беседы могут проводиться как утром, – как ребенок провел ночь и каково его самочувствие, так и вечером – рассказ родителям, чем занимались дети в течение дня, посоветовать, как заняться с ребенком вечером дома;

Работа с коллективом родителей (родительские комитеты, собрания, вечера, кружки, консультации, лекции, «открытые дни», субботники по уборке помещения или прогулочного участка). В ДОУ избирается родительский комитет, в состав которого входят родители от всех возрастных групп, работа его планируется на год. Актив каждой группы оказывает помощь в подготовке и проведении родительских собраний, различных мероприятий, ремонте помещения и т. д. Члены родительского комитета посещают неблагополучные семьи, изучают опыт правильного семейного воспитания, комитет организует дежурства родителей в детском учреждении.

Групповые консультации, как правило, организуются выборочно для тех родителей, которые не уделяют времени занятиям с детьми дома.

Заслуживает внимания такая форма работы как «День открытых дней», когда группы родителей присутствуют на занятиях, кормлении детей, подготовке ко сну, гигиеническом уходе.

В группах раннего возраста организовать «дни открытых дверей»  трудно из-за нестабильности эмоционального состояния малышей. Как альтернативный вариант можно использовать видеосъемку разных видов деятельности в группе и представлять видеоматериалы родителям на собрании.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Классификация нетрадиционных форм (Т. В. Кротова)

Педагогу необходимо стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми – сюжетные и подвижные игры, совместное рисование. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком.

Достаточно новый и трудоемкий, но интересный вид деятельности  - технология проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет работать в тесном сотрудничестве с родителями, предполагает активную интеграцию разных видов деятельности, соответствует принципу комплексно-тематического подхода к планированию, способствует развитию творческого мышления, коммуникативных навыков. Проект – это совместная работа детей, родителей и педагогов над основной проблемой в течение определенного времени.

Актуален вид проектной деятельности, в котором предполагается участие только родителей и воспитателей. Это могут быть проекты по изготовлению и использованию нестандартного оборудования для предметно-развивающей среды группы. Такие проекты позволяют обратить внимание родителей на организацию работы в группе по тому или иному направлению, на оснащение развивающей среды группы, дают возможность родителям принять активное участие в обновлении имеющихся игр и пособий и изготовлении новых пособий.

Критерии эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения

  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • посещение родителями мероприятий, проводимых в ДОУ;
  • активное участие родителей в жизни дошкольного учреждения
  •  повышение интереса к развитию и воспитанию своих детей;
  • овладение родителями необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  •  участие родителей в планировании образовательного процесса;
  • изменение позиции родителей по отношению к деятельности детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психолого - педагогической работы с тревожными детьми в детском саду.

В статье рассматриваются особенности работы с тревожными детьми, которые посещают дошкольное учереждение, важный период жизни ребёнка,  связанные с этим психологические проблемы. Указывается, что...

Особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма

Тема нашей работы: особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма (мастурбации).В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится пси...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...

Особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста.

Данный реферат выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации по дисциплине  - Психолого-педагогическая работа учителя - дефектолога с ограниченными возможностями здоровья ...

Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...

Сообщение на педагогический час «Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников»

Сообщение на педагогический час «Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников»...