Презентация проекта «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Липина Ольга Анатольевна

Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка.

Педагогический коллектив МКДОУ «Колчеданский детский сад № 1» активно включился в процесс внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования. Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический  проект
Ранний возраст

Направление проекта:
«Мы –
                         будущие инженеры»

Тема:
«Формирование
инженерного мышления
дошкольников по средствам
поисково – познавательной
деятельности»

Липина  Ольга  Анатольевна

мкдоу «Колчеданский детский сад№1»

(слайд №2)Введение.

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим способностям.

Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

От уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем.

Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники.

Актуальность (слайд №3)

Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка.

Педагогический коллектив МКДОУ «Колчеданский детский сад № 1» активно включился в процесс внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования. Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны.

  В образовательной программе  младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Одним из  путей в данной работе является, на наш взгляд, использование в образовательном процессе  нестандартного оборудования для моторного развития и  LEGO-конструирования, как одного из активных, практико-ориентированных, креативных и вдохновляющих средств развития дошкольников.

(слайд №4)Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

 (слайд №5)В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики   и развития мышления.

(слайд №6) Согласно анализу проводимой диагностики и наблюдения пришла к выводу:

Слабо развито мышление, плохо развита мелкая моторика. У детей наблюдается  мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Малыши скованны, медлительны в выполнении движений.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

(слайд №7)

Целью моей работы является развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах деятельности посредством  использования  доступного материала, создание благоприятных  условий для развития инженерного мышления.

(слайд №8)Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

- Формировать предпосылки инженерного мышления

- Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга

- Совершенствовать  мелкую моторику рук, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов

- Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом

- Совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду

- Способствовать сотрудничеству с  родителями: повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о моторной деятельности детей, изготовление пособий.

(слайд №9) Для решения данных задач выработаны следующие

принципы:

  • доступности и индивидуальности
  • последовательности и систематичности
  • связи с жизненным опытом
  • наглядности

Методы и приемы.

  • Словесный
  • Наглядно-действенный
  • Практический
  • Игровой

Проект рассчитан на один учебный год.

(слайд№10)Участники проекта: педагог, дети группы раннего возраста, родители

(слайд№11)Предполагаемый результат:

  1. Создан фундамент зачатков  инженерного мышления
  2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка (процесс речевого и умственного развития, развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления, воображения, умения управлять своими  действиями)
  3. Усовершенствована  развивающая  предметно – пространственная  среда группы
  4. Сформированы элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом
  5. Повышен  уровень педагогической компетентности родителей

1 этап: подготовительный.

        (слайд№12)

Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме.

На основе данной литературы разработала перспективный план

 Хотелось создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы  она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики и инженерного мышления.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Провела с родителями беседу на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, обсудили с родителями, какое оборудование они могли бы мы сделать и из чего, предложила их изготовить.

Родители заинтересовались моей идей, предлагали помощь в решении той или иной задачи.

В родительский  уголок  помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по данной теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне»

Этим я старалась довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

В группе  создана необходимая развивающая  предметно - пространственная среда, («Центр развивающих игр»),  приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики.  

 (слайд№13, 14, 15,16, 17, 18,19, 20,21, 22,23) Сенсорная дидактическая полка является частью центра развивающих игр. Полка оборудована пособиями и игрушками развивающего характера большинство из которых  сделаны и приобретены самостоятельно и с помощью родителей: «Пальчиковый театр», пирамидки, мозаика, конструкторы, стаканы-вкладыши различного типа, разноцветные лабиринты,  пальчиковые бассейны с различными наполнителями, дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Выложи узор» (из семян), «Золушка», «Игры с прищепками», материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, конструированию), счетные палочки. Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие.

(слайд№24) 2 этап: Основной (реализация)

Работу  начала с детьми группы раннего  с октября месяца во всех воспитательно-образовательных блоках: в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.  Также включаю различные  упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с предметами и материалами, игры с лего -конструктором  и мозаикой  в непрерывную образовательную деятельность.  Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта.

В своей работе   использую весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.

Работу с детьми провожу по следующим направлениям (на слайде)

(слайд№25)  Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами и материалами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами.

 (слайд№26,27) 

Ребенок познает и моделирует мир всеми доступными ему средствами. Поэтому маленькому инженеру обязательно нужны занятия по конструированию, которые помогут развить его творческие способности и научат основам работы с разным материалом, в это время, у детей развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

(слайд№ 28, 29,30,31,32)Так же хорошо развивают мелкую моторику пальцев рук и дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования, (слайд№33)

игры в сухой бассейн.

В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности, закрепление основных цветов.

(слайд№ 34)Определенную ценность представляет центр «Песка и воды».

В центре «Вода – песок» провожу опыты «Холодная – горячая вода», «Тонет – не тонет», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан»,  и т. д.  

Песочная терапия, игры  на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально -  негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыплем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши», «Колобки», «Спрячем руки»,  «Сыпется-не сыпется», и т.д. Через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете  предметов, развивают мелкую моторику, активную речь.

 

(слайд№ 35) С целью эффективности моей работы провела  промежуточную диагностику.

На данном слайде наглядно видно: повысился средний и высокий уровень.

(слайд№ 36) Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  • тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, что положительно влияет на различные виды деятельности детей;
  • отмечается  положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами   игр и гимнастик, дети проявляют желание и интерес играть в данные игры
  • возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным
  • родители принимают  активное участие в реализации проекта: изготовили много интересных и красочных развивающих пособий, проводят пальчиковую гимнастику, игры  на развитие мелкой моторики в домашних условиях.

Считаю, что мне удалось достигнуть хороших результатов, а значит целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует развитию мышления, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а значит,  способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Проводимая работа  даёт положительные результаты, поэтому, буду  продолжать работать в данном направлении, искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

3  этап - заключительный.

Анализ проведенной работы  

Обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта

       (слайд№ 37) На будущее планирую:

1.Продолжать работу по данному проекту.

2.Разработать еще несколько дидактических пособий  на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук.

3.Приобрести   LEGO- конструкторы.

4.Разработать перспективный план на следующий год с   усложнениями.

5.Продолжать сотрудничать с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Скоро Новый год". Презентация проекта

проект "Скоро Новый год". Презентация проекта...

проект "Скоро Новый год". Презентация проекта

проект "Скоро Новый год". Презентация проекта...

Исследовательский проект "Космос" и презентация проекта

Проект был создан для детей подготовительной группы....

Презентация проекта "Мир цветов". «Развитие познавательной инициативы и самостоятельности дошкольника при реализации проекта.

Проектная деятельность позволяет поддерживать познавательную  инициативу детей в различных видах деятельности. Проект "Мир цветов" реализовывался с 13.03.2017г по 24.03.2017г в средней ...

Опытно-исследовательский продуктивный проект "Мы исследователи!" Презентация проекта Авторы: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

Идея проекта: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмыслени...

Познавательный проект: Основы ОБЖ, правила ПДД: «Осторожно -- дорога!» Рекомендации для родителей, презентация проекта

Презентация содержит:1) Рекомендации  родителям младших  дошкольников2) Что должен знать ребенок младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения3) Фото занятий с описанием, весел...