Главные вкладки

    Презентация проекта «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»
    презентация к уроку (младшая группа) на тему

    Липина Ольга Анатольевна

    Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка.

    Педагогический коллектив МКДОУ «Колчеданский детский сад № 1» активно включился в процесс внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования. Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx34.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический  проект
    Ранний возраст

    Направление проекта:
    «Мы –
                             будущие инженеры»

    Тема:
    «Формирование
    инженерного мышления
    дошкольников по средствам
    поисково – познавательной
    деятельности»

    Липина  Ольга  Анатольевна

    мкдоу «Колчеданский детский сад№1»

    (слайд №2)Введение.

    В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

    В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим способностям.

    Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

    От уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем.

    Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники.

    Актуальность (слайд №3)

    Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка.

    Педагогический коллектив МКДОУ «Колчеданский детский сад № 1» активно включился в процесс внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования. Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны.

      В образовательной программе  младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

    Одним из  путей в данной работе является, на наш взгляд, использование в образовательном процессе  нестандартного оборудования для моторного развития и  LEGO-конструирования, как одного из активных, практико-ориентированных, креативных и вдохновляющих средств развития дошкольников.

    (слайд №4)Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

     (слайд №5)В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики   и развития мышления.

    (слайд №6) Согласно анализу проводимой диагностики и наблюдения пришла к выводу:

    Слабо развито мышление, плохо развита мелкая моторика. У детей наблюдается  мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Малыши скованны, медлительны в выполнении движений.

    Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

    (слайд №7)

    Целью моей работы является развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах деятельности посредством  использования  доступного материала, создание благоприятных  условий для развития инженерного мышления.

    (слайд №8)Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

    - Формировать предпосылки инженерного мышления

    - Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга

    - Совершенствовать  мелкую моторику рук, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов

    - Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом

    - Совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду

    - Способствовать сотрудничеству с  родителями: повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о моторной деятельности детей, изготовление пособий.

    (слайд №9) Для решения данных задач выработаны следующие

    принципы:

    • доступности и индивидуальности
    • последовательности и систематичности
    • связи с жизненным опытом
    • наглядности

    Методы и приемы.

    • Словесный
    • Наглядно-действенный
    • Практический
    • Игровой

    Проект рассчитан на один учебный год.

    (слайд№10)Участники проекта: педагог, дети группы раннего возраста, родители

    (слайд№11)Предполагаемый результат:

    1. Создан фундамент зачатков  инженерного мышления
    2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка (процесс речевого и умственного развития, развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления, воображения, умения управлять своими  действиями)
    3. Усовершенствована  развивающая  предметно – пространственная  среда группы
    4. Сформированы элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом
    5. Повышен  уровень педагогической компетентности родителей

    1 этап: подготовительный.

            (слайд№12)

    Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме.

    На основе данной литературы разработала перспективный план

     Хотелось создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы  она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики и инженерного мышления.

    Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Провела с родителями беседу на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, обсудили с родителями, какое оборудование они могли бы мы сделать и из чего, предложила их изготовить.

    Родители заинтересовались моей идей, предлагали помощь в решении той или иной задачи.

    В родительский  уголок  помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по данной теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне»

    Этим я старалась довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

    В группе  создана необходимая развивающая  предметно - пространственная среда, («Центр развивающих игр»),  приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики.  

     (слайд№13, 14, 15,16, 17, 18,19, 20,21, 22,23) Сенсорная дидактическая полка является частью центра развивающих игр. Полка оборудована пособиями и игрушками развивающего характера большинство из которых  сделаны и приобретены самостоятельно и с помощью родителей: «Пальчиковый театр», пирамидки, мозаика, конструкторы, стаканы-вкладыши различного типа, разноцветные лабиринты,  пальчиковые бассейны с различными наполнителями, дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Выложи узор» (из семян), «Золушка», «Игры с прищепками», материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, конструированию), счетные палочки. Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие.

    (слайд№24) 2 этап: Основной (реализация)

    Работу  начала с детьми группы раннего  с октября месяца во всех воспитательно-образовательных блоках: в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.  Также включаю различные  упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с предметами и материалами, игры с лего -конструктором  и мозаикой  в непрерывную образовательную деятельность.  Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта.

    В своей работе   использую весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.

    Работу с детьми провожу по следующим направлениям (на слайде)

    (слайд№25)  Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами и материалами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами.

     (слайд№26,27) 

    Ребенок познает и моделирует мир всеми доступными ему средствами. Поэтому маленькому инженеру обязательно нужны занятия по конструированию, которые помогут развить его творческие способности и научат основам работы с разным материалом, в это время, у детей развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

    (слайд№ 28, 29,30,31,32)Так же хорошо развивают мелкую моторику пальцев рук и дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования, (слайд№33)

    игры в сухой бассейн.

    В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности, закрепление основных цветов.

    (слайд№ 34)Определенную ценность представляет центр «Песка и воды».

    В центре «Вода – песок» провожу опыты «Холодная – горячая вода», «Тонет – не тонет», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан»,  и т. д.  

    Песочная терапия, игры  на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально -  негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыплем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши», «Колобки», «Спрячем руки»,  «Сыпется-не сыпется», и т.д. Через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете  предметов, развивают мелкую моторику, активную речь.

     

    (слайд№ 35) С целью эффективности моей работы провела  промежуточную диагностику.

    На данном слайде наглядно видно: повысился средний и высокий уровень.

    (слайд№ 36) Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

    • тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, что положительно влияет на различные виды деятельности детей;
    • отмечается  положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами   игр и гимнастик, дети проявляют желание и интерес играть в данные игры
    • возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным
    • родители принимают  активное участие в реализации проекта: изготовили много интересных и красочных развивающих пособий, проводят пальчиковую гимнастику, игры  на развитие мелкой моторики в домашних условиях.

    Считаю, что мне удалось достигнуть хороших результатов, а значит целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует развитию мышления, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а значит,  способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

    Проводимая работа  даёт положительные результаты, поэтому, буду  продолжать работать в данном направлении, искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

    3  этап - заключительный.

    Анализ проведенной работы  

    Обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта

           (слайд№ 37) На будущее планирую:

    1.Продолжать работу по данному проекту.

    2.Разработать еще несколько дидактических пособий  на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук.

    3.Приобрести   LEGO- конструкторы.

    4.Разработать перспективный план на следующий год с   усложнениями.

    5.Продолжать сотрудничать с родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект "Скоро Новый год". Презентация проекта

    проект "Скоро Новый год". Презентация проекта...

    проект "Скоро Новый год". Презентация проекта

    проект "Скоро Новый год". Презентация проекта...

    Исследовательский проект "Космос" и презентация проекта

    Проект был создан для детей подготовительной группы....

    Презентация проекта "Мир цветов". «Развитие познавательной инициативы и самостоятельности дошкольника при реализации проекта.

    Проектная деятельность позволяет поддерживать познавательную  инициативу детей в различных видах деятельности. Проект "Мир цветов" реализовывался с 13.03.2017г по 24.03.2017г в средней ...

    Опытно-исследовательский продуктивный проект "Мы исследователи!" Презентация проекта Авторы: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

    Идея проекта: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмыслени...

    Познавательный проект: Основы ОБЖ, правила ПДД: «Осторожно -- дорога!» Рекомендации для родителей, презентация проекта

    Презентация содержит:1) Рекомендации  родителям младших  дошкольников2) Что должен знать ребенок младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения3) Фото занятий с описанием, весел...