Главные вкладки

    Духовно -нравственное воспитание дошкольников через народные праздники и традиции
    материал (средняя группа) на тему

    Маколкина Любовь Николаевна

          На Земле не встречается двух одинаковых культур, принадлежащим разным народам. Поэтому мы и говорим о народной культуре, характерной для данного конкретного народа, конкретной нации, конкретного региона.

    Важной составной частью народной культуры являются народные праздники и традиции. Поэтому оно имеет важное место в воспитании дошкольников. Ибо они объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, загадку, художественную деятельность и другие. Народные праздники, связаны с трудовой деятельность человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

           Обучение и воспитание исторически возникли с возникновением человечества. Действительно, для того , чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передавать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды и многое другое. Опыт расширялся, обогащался за счёт более глубокого познания окружающего мира, его предметов и явлений. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.

          На Земле не встречается двух одинаковых культур, принадлежащим разным народам. Поэтому мы и говорим о народной культуре, характерной для данного конкретного народа, конкретной нации, конкретного региона.

    Важной составной частью народной культуры являются народные праздники и традиции. Поэтому оно имеет важное место в воспитании дошкольников. Ибо они объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, загадку, художественную деятельность и другие. Народные праздники, связаны с трудовой деятельность человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

                В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

    Любой праздник начинается с ожидания его: детей радует праздничная атмосфера, подарки, красивая одежда и гости. Поэтому дети точно должны знать, какой и когда состоится праздник, в чём его смысл и отличие от других, что каждый из них будет делать, чтобы праздник не только состоялся, но и принёс всем больше радости.    Они   дают возможность в процессе их подготовки объединять весь коллектив детского сада, детей, взрослых, родителей

           В каждом  празднике мы используем народные традиции .

    Рождество с калядками, так мы провели этот праздник, т.е. с ряжеными, прославлением добрых людей и пожеланиями им здоровья и счастья.

                Дети с нетерпением ждут такие моменты используя старинный обряд. Они пели Калядки не только с добрыми пожеланиями, но ещё бросали горсть зерна для пожелания благополучия.

     Очень важно сохранить традиционное развитие праздничного действия, присущее каждому конкретному празднику.

    Первый месяц весны-март с сосульками, грачами, ярким солнышком. Обманчивый месяц!

    У многих народов мира время перехода от зимы к весне отмечено особыми празднествами — карнавалами. На это же время приходится и русская Масленая неделя. Масленица — встреча Солнца и Весны.   Вот где простор для фантазий. Этот праздник у нас проходит особенно весело, с песнями, играми, сказочными героями. .  А с первым блином и весну закликали. 

    Приди, приди, Солнце Красное,

    Солнце Красное, Солнце доброе.

    Веди Весну-красавицу,

    Красавицу-Урожайницу.

    Вот масленица пришла,

    Вот широкая пришла

    С блинами

    С каравайцами,

    С пирогами, со весельем.

    Вот с такими песнями и встречали дети этот великий праздник добра!        Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом, его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

              Так как, главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, развитие детского творчества, особенно важным является вопрос о содержании праздничного действа.

           Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи своего народа

            Этот праздник можно назвать семейным. Так как он способствует укреплению семейных уз. Ведь именно этого нам всем так не достаёт сейчас: внимания к старшим и родителям, благодарности и дружелюбия         

    Ушинский писал: Воспитание созданный самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»

    Светлое Христого Воскресенье, Пасха-такого название самого великого, самого торжественного, самого радостного весеннего праздника, праздника обновления и спасения мира и человека, праздника торжества жизни и бессмертия, добра и света над злом и тьмою. Вот это мы и доносим до детей готовясь к этому празднику. Поём песни  , танцуем танцы, а игры с крашеными яйцами приносят детям радость и знание того, что все эти игры не просто развлечение, но и имеют смысл способствовать возрождению и расцвету природы.

          Мы рассматриваем праздники как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствует активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Привлекаем родителей к подготовке к праздничным мероприятиям:  к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника создавала доверительные отношения между педагогами и родителями. А  главное, - показывала  каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, раскрывала потенциальные возможности детей, наглядно давала увидеть пути использования этого потенциала, помогала заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставляла родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.

    Не только эти, но и каждый любой праздник мы делаем в духе воспитания детей любви к родному краю, уважению старших, почитанию родителей.

    Поэтому и 8 Марта и 23 февраля и Новый год и «Осенины», «День матери» и «Выпускной» это разумное включение ребёнка в освоение нравственных норм и отношений.

    Сегодня во многих семьях возрождаются традиции проведения христианских праздников: Пасха, Рождество Христово, Благовещение, Троица, Покров и многие другие. Семейные праздники как нельзя лучше создают атмосферу доброты, любви, уважения, сострадания, единства в мыслях и поступках. А не это ли является основой духовно – нравственного воспитания детей?



    Предварительный просмотр:

           Обучение и воспитание исторически возникли с возникновением человечества. Действительно, для того , чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передавать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды и многое другое. Опыт расширялся, обогащался за счёт более глубокого познания окружающего мира, его предметов и явлений. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.

          На Земле не встречается двух одинаковых культур, принадлежащим разным народам. Поэтому мы и говорим о народной культуре, характерной для данного конкретного народа, конкретной нации, конкретного региона.

    Важной составной частью народной культуры являются народные праздники и традиции. Поэтому оно имеет важное место в воспитании дошкольников. Ибо они объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, загадку, художественную деятельность и другие. Народные праздники, связаны с трудовой деятельность человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

                В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

    Любой праздник начинается с ожидания его: детей радует праздничная атмосфера, подарки, красивая одежда и гости. Поэтому дети точно должны знать, какой и когда состоится праздник, в чём его смысл и отличие от других, что каждый из них будет делать, чтобы праздник не только состоялся, но и принёс всем больше радости.    Они   дают возможность в процессе их подготовки объединять весь коллектив детского сада, детей, взрослых, родителей

           В каждом  празднике мы используем народные традиции .

    Рождество с калядками, так мы провели этот праздник, т.е. с ряжеными, прославлением добрых людей и пожеланиями им здоровья и счастья.

                Дети с нетерпением ждут такие моменты используя старинный обряд. Они пели Калядки не только с добрыми пожеланиями, но ещё бросали горсть зерна для пожелания благополучия.

     Очень важно сохранить традиционное развитие праздничного действия, присущее каждому конкретному празднику.

    Первый месяц весны-март с сосульками, грачами, ярким солнышком. Обманчивый месяц!

    У многих народов мира время перехода от зимы к весне отмечено особыми празднествами — карнавалами. На это же время приходится и русская Масленая неделя. Масленица — встреча Солнца и Весны.   Вот где простор для фантазий. Этот праздник у нас проходит особенно весело, с песнями, играми, сказочными героями. .  А с первым блином и весну закликали. 

    Приди, приди, Солнце Красное,

    Солнце Красное, Солнце доброе.

    Веди Весну-красавицу,

    Красавицу-Урожайницу.

    Вот масленица пришла,

    Вот широкая пришла

    С блинами

    С каравайцами,

    С пирогами, со весельем.

    Вот с такими песнями и встречали дети этот великий праздник добра!        Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом, его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

              Так как, главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, развитие детского творчества, особенно важным является вопрос о содержании праздничного действа.

           Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи своего народа

            Этот праздник можно назвать семейным. Так как он способствует укреплению семейных уз. Ведь именно этого нам всем так не достаёт сейчас: внимания к старшим и родителям, благодарности и дружелюбия         

    Ушинский писал: Воспитание созданный самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»

    Светлое Христого Воскресенье, Пасха-такого название самого великого, самого торжественного, самого радостного весеннего праздника, праздника обновления и спасения мира и человека, праздника торжества жизни и бессмертия, добра и света над злом и тьмою. Вот это мы и доносим до детей готовясь к этому празднику. Поём песни  , танцуем танцы, а игры с крашеными яйцами приносят детям радость и знание того, что все эти игры не просто развлечение, но и имеют смысл способствовать возрождению и расцвету природы.

          Мы рассматриваем праздники как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствует активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Привлекаем родителей к подготовке к праздничным мероприятиям:  к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника создавала доверительные отношения между педагогами и родителями. А  главное, - показывала  каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, раскрывала потенциальные возможности детей, наглядно давала увидеть пути использования этого потенциала, помогала заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставляла родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.

    Не только эти, но и каждый любой праздник мы делаем в духе воспитания детей любви к родному краю, уважению старших, почитанию родителей.

    Поэтому и 8 Марта и 23 февраля и Новый год и «Осенины», «День матери» и «Выпускной» это разумное включение ребёнка в освоение нравственных норм и отношений.

    Сегодня во многих семьях возрождаются традиции проведения христианских праздников: Пасха, Рождество Христово, Благовещение, Троица, Покров и многие другие. Семейные праздники как нельзя лучше создают атмосферу доброты, любви, уважения, сострадания, единства в мыслях и поступках. А не это ли является основой духовно – нравственного воспитания детей?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Духовно-нравственное воспитание детей посредством народных праздников,традиций и обрядов".

    Презентация "Духовно-нравственное воспитание детей посредством народных праздников,традиций и обрядов"....

    Доклад на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с культурными традициями своего народа"

    Доклад будет полезен воспитателям дошкольных учреждений по духовно - нравственному воспитанию....

    Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции"

    Цель: формирование чувства единства, дружбы, равенства у младших дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции....

    Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников через народные традиции

    Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и любить свою Родину - важнейшие задачи, которые решают в детском саду....

    Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников через народные традиции

    Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и любить свою Родину - важнейшие задачи, которые решают в детском саду.В до...

    Взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры.

    В статье описывается просветительская  работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры. Проблема духовно-нравственного воспитания детей актуа...