Методическая тема по развитю мелкой моторики у старших дошкольников
материал (подготовительная группа) на тему

Петрова Тамара Степановна

Методическая тема "Изобразительная деятельность как одно из средств развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema_razv_melkoy_motoriki.docx57.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа – детский сад № 687

Центрального района   Санкт-Петербурга

«ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА»

                                Методическая тема:

 Изобразительное творчество, как одно из средств развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР

                                                                                   Выполнила: воспитатель

                                                                                                     Петрова Тамара Степановна

                                                                       

                                 

                                              2015-2016год

                                             

Проблема

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, но последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с ЗПР и  отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Быстрый темп современной жизни не позволяет родителям уделять должного внимания развитию мелкой моторики пальцев рук.

Актуальность темы:

В настоящее время педагоги и специалисты настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Ребенок – это «чистый лист», это маленький художник, который видит и оценивает окружающий мир по-своему. Работая с детьми с ЗПР и нарушениями речи, решила улучшить работу по развитию мелкой моторики, организовать процесс творчески и интересно.

Исходя из перечисленных проблем, я поставила перед собой цель и задачи коррекционной работы.

Цель: Осуществление непрерывного педагогического процесса с целью развития мелкой моторики у детей с ЗПР и нарушениями речи, через изобразительную деятельность

Задачи. 

  1. Развить мелкую моторику и речевые способности  детей через изобразительную деятельность.
  2. Формировать эстетический вкус, умение согласовывать слово и жест, совершенствовать пространственные представления и технические навыки.
  3. Реализовывать комплексный подход в коррекции нарушений речи и сенсомоторной сферы.

Моя работа по развитию мелкой моторики ориентирована на дидактические принципы:

1. Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

2. Принцип гумманистичности – предлагает индивидуально – ориентированный подход и всесторонне развитие ребенка.

3. Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности

4. Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

5. Принцип систематичности – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках группы и семьи.

Прогнозируемый результат предполагает:

*Формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета

*Развитие  мелкой моторики рук и зрительно – двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма (лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений; аппликация помогает развивать конструктивные возможности, формировать представления о форме, цвете; рисование способствует развитию манипулятивной деятельности, укреплению мышц рук)

*Развитие любознательности, воображения

*Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

*Развитие всех сторон речи, обогащение и расширение словаря

*Формирование эстетического отношения к миру, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов  художественной деятельности.

*Формирование умений и навыков, необходимых для создания творческих работ.

Моя работа проходила по четырем направлениям.

 Первое направление: Организация предметно-развивающей среды

 Второе направление: Художественное творчество детей

 Третье направление: Пальчиковая гимнастика.

 Четвертое направление:  Взаимодействие с семьей

В процессе совместной деятельности с детьми выявила, что дети всегда с интересом занимаются продуктивной деятельностью, но при этом у них слабо развита мелкая моторика рук и соответственно нелегко удаётся достижение желаемого результата. Для решения данной проблемы я использовала разные виды работ по художественному творчеству, основанные на технике «бумагопластика», так как она объединяет в себе разные виды изобразительной деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование из бумаги и коллаж.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно как с помощью красок, карандашей, фломастеров, так и используя нетрадиционную художественную технику - пластилинографию.

С детьми декорировали поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии  является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе, а так же творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. В процессе занятий воспитывается культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в сотворчестве.

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

Ведущей формой обучения выступило занятие по изобразительной деятельности, где я учу детей правильно держать карандаш, кисть, ножницы.

Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Учу детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовали черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Для начала с детьми использовала:

  • обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Также использовала различные нетрадиционные техники.

 На занятиях отрабатываю технику рисования и вырезания, знакомлю детей с новыми словами, учу понимать и употреблять слова в активной речи. Осуществляю индивидуальный подход к детям, учитывая их речевые возможности, общительность и уровень изобразительных навыков. На занятиях применяю, нетрадиционные техники рисования, которые активизируют творческий потенциал ребенка. Организую коллективные и интегрированные занятия. Например: был проведен цикл занятий по «Русским народным сказкам» работа проходила в два этапа на первом занятии дети рисуют сказочных героев, а на втором приклеивают и оформляют сказочное панно или обложки для книг. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить партнерские отношения. Чем богаче сенсорные способности детей, тем шире и координированнее их деятельность. Это в свою очередь, активизирует развитие центров речи, дети лучше рассказывают о своих рисунках, составляют рассказы и придумывают сказки.

Важную роль в развитии моторики рук играет закрепление навыков, такую работу я провожу во второй половине дня. Вырезывание картинок из журналов, альбомов, открыток; вырезывание по шаблону или трафарету – полезное и увлекательное занятие для детей. На каждого ребенка в группе были приобретены тетради по рисованию, в которых дети учатся обводить, дорисовывать, штриховать, срисовывать и раскрашивать. Такая предварительная работа поддерживает интерес к рисованию, предоставляет возможность рисовать более выразительно, самостоятельно действовать на занятиях и изображать то, что им хочется.

К пяти годам возможности точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся различные виды лепки из пластилина, соленого теста. Дети очень любят лепить птиц, животных создавая сюжетные композиции (Зоопарк, Лебединое озеро). Одно из самых любимых занятий украшение декоративных пластин. Из соленого теста дети делают хлебобулочные изделия и с большим удовольствием используют в сюжетно-ролевой игре магазин.

На занятиях по конструированию у детей развивается сложная координация движений кисти рук, формируется способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение пространственно мыслить. Хоть это сложный вид деятельности дети с удовольствием делают постройки из конструктора; поделок из шишек, ракушек и засушенных листьев.

 Большое значение на занятиях и свободной деятельности уделяю пальчиковой гимнастике. Она нацелена на активное развитие мелкой моторики рук, что для подрастающего поколения дошкольников – насущная необходимость. Умея оперировать компьютерной мышкой и пользоваться клавиатурой, многие пяти – шести летние дети с трудом пользуются ножницами, испытывают, проблемы, при попытках управиться с иглой, пуговицами, крючками и шнуровкой ботинок.

В ходе игры я использую стихи, потешки, прибаутки, рифмованные фразы, которые привлекают внимание и быстро запоминаются. При этом ритмичность, сохраняющийся порядок слов и рифма успокаивает даже легковозбудимого ребенка, помогут ему сосредоточиться. Пальчиковая гимнастика проводится в нашей группе регулярно, начинаю с простых упражнений, затем постепенно их усложняю. Соблюдаю комфортный для детей темп выполнения. Очень важно хвалить детей и давать точные инструкции, проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. Только так можно получить наибольший эффект от упражнений. Задания приносят детям радость и удовольствие

Мы знаем, что старший дошкольный возраст является синзетивным периодом развития речи. Л.С. Выгодский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи, мышления и памяти. Важно стимулировать повторение как основу запоминания, навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать. В группе создали условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Я, учитель логопед, учитель дефектолог создали игровой центр для развития мелкой моторики: где есть камешки и косточки, красочные макароны, панно “Корзина с грибами”, шнуровки, “волшебный кармашек”, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений. В группе в доступном для детей месте находится природный материал (ракушки, шишки и многое другое). В результате у детей появилось желание, объединятся для совместных игр и труда. Они научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения.

 С целью создания единого образовательного пространства детского сада и семьи в начале каждого учебного года разрабатываю перспективный план работы с родителями.

В работе с семьями я использую следующие формы работы:

1. Анкетирование, беседы, собрания, консультации групповые и индивидуальные, фотовыставки.

2. В информационный уголок для родителей подобрала материал, отвечающий на вопросы родителей об особенностях развития и воспитания детей с нарушениями речи и библиотеку пальчиковых игр.

3. Вовлекаю родителей в мероприятия, проводимые в группе и д/с. Например: Родители  с удовольствием  приняли участие в творческой выставке “Твори, выдумывай, пробуй”, были активными участниками Осенней ярмарки, помогают в оформление группы, участвовали на весеннем празднике совместно с детьми.

4. Организовываем день “Открытых дверей” группы, где родители могут увидеть разные формы организации воспитательно-образовательного, коррекционно-развивающего и оздоровительного процесса.

Такая система работы позволила мне установить тесную взаимосвязь с родителями в вопросах воспитания и развития детей.

Заключение.

Итогом системной работы являются следующие результаты: у детей возрос интерес к собственной изобразительной деятельности, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, выучили много упражнений пальчиковой гимнастики. Индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повысился уровень развития речи детей. Работа активизировала познавательно-речевые и художественные способности детей.

В процессе работы родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей. Необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с «прекрасным», так как художественное творчество положительно влияет на психику и разум ребенка, его интеллект и чувства.

Анализ проведенной работы.

Проведённая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста:    

1. Улучшила состояние развития мелкой моторики.

2. Речь детей стала более выразительной и внятной, более интонированной, стихи и потешки дети рассказывают  более выразительно, ритмично.

 3.Улучшилось звукопроизношение.  

4. Дети стали более общительными.

5. Значительные изменения можно наблюдать на занятиях по изодеятельности.

6.Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Результативность опыта.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогла развить мелкую моторику и благотворно повлиять на развитие связной речи, но так - же  подвела детей  к овладению письмом. Представленная система работы была направлена не только на развитие мелкой моторики и овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта

         Список литературы.

  1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб., Издательский Дом «Литера», 2005.
  2. Гаврина С., Кутявина Н. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 1998г.
  3. Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.
  4. Крупенчук О. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. С.-П., Литера, 2005г
  5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  7. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.
  8. Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1998г.
  9. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П., Лань, 1996г.
  10. Смирнова Т.В. «Художественно-эстетическое развитие детей. Занятия пластилинографией» - Волгоград: Учитель, 2015- 47с
  11. Долженко Г. И. "100 оригами "Ярославль, "Академия развития", 2000г.
  12. Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду "Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.
  13. Поварченкова З. М., Малышева А. Н. "Аппликация в детском саду" Ярославль, "Академия развития", 2010г.
  14.  Светлова И. "Развиваем мелкую моторику "ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  15.  Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 64с. (Логопед в ДОУ).
  16. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие / Е.А.Лифиц, И.В. Лифиц. – М.: Айрис – пресс, 2010.- 160с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  1.      Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
  2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. –
  3. Режим доступа:http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
  4. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
  5. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
  6. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml

                                             

План работы по теме на 2015-2016г.

                         Содержание

       Срок

1

Подбор литературы и поиск информации на сайтах

сентябрь

2

Анализ психолого-педагогической и методической литературы

октябрь

3

Составление плана по данной теме на 2015-2016г.

ноябрь

4

Разработка конспектов занятий

декабрь

5

Подбор тематических консультаций, материала для родителей. Проведение консультаций для родителей: «Роль изобразительного творчества в развитии мелкой моторики», «Конструирование из мелкого ЛЕГО»

январь

6

Создание папок: «Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики дома», «Зачем нужны детям штриховки и дорисовки».

февраль

7

Круглый стол «Готовим руку к письму». Университет для родителей «Развитие мелкой моторики в разных видах деятельности».

март

8

Совместная выставка детских работ «Первоцветы»

апрель

9

Подготовка реферата

май

Использую разнообразные нетрадиционные техники рисования:

– пальчиковая живопись
– монотипия
– тампонирование
– рисование ладошкой
– набрызг
– батик
– рисование свечой, углем
– акварель + восковые мелки
– рисование по - сырому
– промывание рисунка
– на мятой бумаге
– экспериментирование при смешивании красок

Нетрадиционные техники развивают фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию. Эти техники детям очень, нравятся, и они их применяют в самостоятельной деятельности.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая  огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно  стандартного  набора изобразительных материалов  и традиционных  способов  передачи полученной информации. И ведь изначально  всякое детское  художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем  и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Моя  задача – научить детей манипулировать  с разнообразными  по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные  способы изображения. В учебный процесс  включаю  самые необычные  средства изображения:  размазывание краски пальцами; рисование воском, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, по клейстеру, по ткани («Батик»), а также комбинирую  разные материалы: коктейльные  трубочки, парафиновую свечку,   расческу, зубную щетку, ватную палочку,   использую смешанные изобразительные техники (рисование солью + рисование пальчиками +рисование ватными палочками + набрызг). Такое  нестандартное решение  развивает детскую фантазию, воображение, снимает  отрицательные  эмоции. Это свободный  творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов : а вот пальчиком  да в краску. Проведение  таких занятий способствует  снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии  с самим собой и окружающим  миром, подарят  детям новую  широкую  гамму ощущений, которые станут  богаче, полнее и ярче.

 Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования в  подготовительной группе на тему: “Разноцветные бабочки”.

 Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

Задачи:

 Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению.

 Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Оборудование: бабочки, вырезанные из альбомного листа, акварельные краски, кисточки, по одному неотточенному шестигранному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, цветочки из картона со стебельком на каждого ребенка, мокрые тканевые салфетки для рук.

Ход занятия: через короткую беседу о лете создать у детей радостный, положительный настрой на предстоящее занятие рисованием.

- Ребята, какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски - присущие теплому солнечном лету)

- А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы? (Бабочки)

Давайте и мы сегодня с вами вспомним теплое лето, хотя вы уже с нетерпением ждете зиму, и нарисуем тех самых красочных бабочек, которых мы видели на прогулках.

- Вы хотите их нарисовать? Тогда занимайте места за столами и отгадайте, пожалуйста, загадку:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь;

Солнце, горы, сосны, пляж,

Что же это? (карандаш).

- Правильно, ребята! А чем еще можно рисовать? (Фломастерами, мелом, кисточками и красками)

- А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы).

- Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).

- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая игра “Пять и пять”.

Пять и пять пошли гулять,

Вместе весело играть,

Повернулись,

Улыбнулись,

В кулачек вот так свернулись.

Вот такие молодцы! Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Вращение кистей рук.

Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее.

Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.

Стучат кулачок о кулачок.

(Упражнение повторить 2 раза)

- Молодцы! А теперь возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху).

- Что вы слышите?

- Какой звук издает карандаш? (Он шуршит)

- Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте.

А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми)

- Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию. Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “монотипия”. Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка. Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них (не важно – на правой или на левой), мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками.

(Показываю прием рисования)

- А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось? (Вся бабочка стала разноцветной). Произошло волшебство!

Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для лета и веселых бабочек.

- Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу)

В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю раскрасить бабочке головку и тело, а пока они подсыхают, самим превратиться в веселых бабочек и немножко поиграть.

Физминутка “Бабочки”

Ветер бабочек качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз наклонились,

Два наклонились

И на цветочки они приземлились.

(Упражнение повторить 2–3 раза)

- Ребята, пока мы отдыхали и порхали, как бабочки, наши разрисованные необычным способом бабочки подсохли, и мы можем их доделать, чтобы с ними поиграть. Давайте, приклеим их брюшками, к картонным цветочкам-ромашкам и тогда они в наших руках замашут крылышками и смогут полететь туда, куда мы захотим. (Дети доводят работу до конца, а пока подсыхает клей, с помощью влажных салфеток протираем руки и столы, наводим порядок на рабочем месте)

- Ну вот, ваши бабочки совсем готовы и можно с ними поиграть.

 Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе

Тема: “Наши любимые животные”

Цель: Закрепить приёмы рисования животных

Задачи:

* Учить создавать образы животных, используя разные техники (рисование ватой, поролоном, клеевой кистью).

* Активизировать творческое воображение.

*Развивать мелкую моторику пальцев

* Воспитывать заботливое и внимательное отношение к животным.

Материал: Лист белой или тонированной бумаги формата А 4, гуашь, вата, поролон, клеевая кисть, пучки веника, иллюстрации с изображением животных.

Предварительная работа:

Чтение книг о животных, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Ход занятия:

Беседа.

– Какие животные есть у вас дома?

– Как должны относиться люди к животным? (Ласково, заботливо, внимательно, с любовью).

– Как вы заботитесь о своих питомцах?

– Чем покрыто тело животных?

Рассматривание иллюстраций.

Психологическая гимнастика.

Изобразить движениями своего тела ласковую кошечку, злого пса, бодливую корову, игривого козлика.

Рисование разными техниками на выбор ребенка.

Изобразим понравившееся животное.

Индивидуальная помощь в выявлении образа животного, подборе цветовой гаммы.

В группу заходит «Домовёнок Кузя» (помощник воспитателя).

– Что вы здесь делаете?

– Какие у вас получились удивительные звери, совсем, как настоящие. Рассматривает детские работы.

– А я делал дома уборку, подметал. Так старался, старался, что от веника остались одни прутики. Плачет.

Воспитатель: Не грусти, Кузьма, сейчас мы тебя развеселим.

Игра “Домовой”.

Дети становятся в круг, не берясь за руки. Домовой присаживается в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу друг за другом.

Домовой, домовой,

Что сидишь ты дома?

Выходи хоть на чуточку,

На одну минуточку.

Выходи хоть на целый час.

Всё равно не знаешь нас.

Затем Домовой подходит к одному из детей и, ощупывая его руками, пытается отгадать имя ребёнка. Если угадал, то Домовым становится этот ребёнок.

Воспитатель: Не печалься, Кузя, мы тебе подарим новый веник. А эти прутики пригодятся нам, чтобы нарисовать шёрстку.

Кузя: Тогда звери станут пушистыми, правда?

Показ приема рисования

По окончании работы устраивается выставка.

Кузя: Я не люблю беспорядка.

Уборка рабочего места.

Кузя: Как хорошо, ребята, что я заглянул в ваш детский сад, поиграл с вами, порисовал, и печаль прошла.

Дети прощаются с Домовёнком, приглашают в гости в следующий раз.

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Рыбки в аквариуме»

Цель: Закрепить приёмы вырезания из бумаги               

Программное содержание: развивать художественное воображение, эстетический вкус,  чувство композиции.

Закреплять усвоенные ранее приемы вырезания, в том числе приемы вырезания геометрических элементов (круг, полукруг, треугольник). Упражнять в составлении изображения из геометрических фигур.

 Развивать мелкую моторику рук

Воспитывать доброжелательность при  оценивании работ своих сверстников

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций аквариумных рыбок;

- беседа на тему «Где живут рыбы?»;

- чтение: «В морях и океанах». Серия «Узнай мир»

-  «Моя первая энциклопедия» П.Я. Гальперштейн

  -«Животные морских заливов и океанских глубин». Серия « Смотри и изучай животных».

Материалы:

Демонстрационный: «фотография» - образец аквариума с рыбками (50х50см). Набор геометрических фигур с грустным выражением: квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник. Письмо.

Раздаточный: листы картона в виде аквариума по количеству детей, цветная бумага зеленого и коричневого цветов для водорослей и камешков, прямоугольники из цветной бумаги  (большие – 4х8см, маленькие – 2х4см) по 2-3 шт. на каждого ребенка ножницы, манка, клей, кисточки для клея, салфетки.

Оформление группы:  два мольберта. На одном в начале занятия  воспитатель прикрепляет геометрические фигуры с грустным выражением, а в конце – с веселым. На втором мольберте прикрепляется «фотография» аквариума с рыбками.

Ход занятия:

I. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя:

- Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

- Куда вы ездили? (На море, к бабушке, на юг и т.д.)

- Хорошо, скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами живем? (в России)

- А какие страны вы еще знаете? (Дети сами или с помощью воспитателя перечисляют несколько стран).

- Ребята, а я знаю еще одну страну – страну Геометрических Фигур. Жители этой страны очень хотят с вами познакомиться и прислали вам письмо со своими фотографиями. Хотите посмотреть?

Воспитатель достает из конверта и показывает детям карточки с изображением геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга, прямоугольника, овала. Каждая фигура с грустным выражением. Дети называют уже знакомые им фигуры. Обращают внимание на их грустное выражение.

Воспитатель:

- Оказывается, вы знаете жителей этой страны, молодцы! Но, действительно, они все очень грустные, как вы думаете, почему? (Их кто-то обидел, они заболели и т.д.).

Воспитатель:

- Ребята, в конверте есть письмо, давайте, прочтем его. Воспитатель читает письмо:

- Нам пишет король этой страны Куб и королева Пирамида:

«Дорогие ребята, мы очень рады с вами познакомиться, и хотим попросить вас о помощи.

Я, король Куб и королева Пирамида на Новый год подарили каждому жителю нашей страны аквариум с рыбками, но злой волшебник Конус не любит, когда в нашей стране все веселятся и радуются и заколдовал всех рыбок, превратив их в кусочки бумаги, поэтому наши жители ходят очень грустные. Помогите, пожалуйста, расколдовать рыбок и вернуть их в аквариумы, чтобы жители нашей страны опять могли веселиться и радоваться. Высылаем вам фотографию рыбок. Очень надеемся на вашу помощь!

Времени очень мало, торопитесь!»

Воспитатель показывает детям «фотографию» с изображением аквариума с рыбками.

- Ребята, хотите помочь жителям страны вернуть рыбок? Сможете?

Воспитатель:

- Я приглашаю вас за столы.

Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание - перед каждым лежит маленький «аквариум», и кусочки бумаги, в которые волшебник Конус превратил рыбок.

Воспитатель:

- Ребята, давайте внимательно рассмотрим фотографию. Здесь изображено много разных красивых рыбок, но между ними есть что-то общее. Что, как вы думаете? (Воспитатель выслушивает ответы детей, если необходимо, подводит к ответу, что туловище всех рыбок выполнено из геометрических фигур).

- Какие геометрические фигуры вы видите? (Треугольники, квадраты, ромбы, круги).

-  Рыбок, очень много, а король написал, что нужно торопиться, я думаю, каждый не сможет расколдовать всех рыбок. Что же  делать? (каждый попробует расколдовать одну или две рыбки).

- Ребята, у нас еще одна проблема: на фотографии рыбки выполнены из разных геометрических фигур, а у нас только прямоугольники и несколько кусочков цветной бумаги.  (Дети предлагают разные варианты вырезания геометрических фигур, используя прямоугольник: если сложить данный прямоугольник пополам и разрезать по линии сгиба, можно получить два квадрата; из квадрата можно получить треугольники; если срезать у треугольника углы можно получить полукруг и т. д.).

- Хорошо, молодцы, но, давайте посмотрим, на столе еще лежит манная крупа. Она может нам пригодиться? ( Из нее можно сделать песчаное дно).

- Еще нам нужны водоросли и камушки, из чего мы их сможем сделать? (из зеленой и коричневой бумаги).

- Тогда, я думаю пора браться за дело.

- Предлагаю сначала насыпать «песок» (намазываем дно аквариума клеем и посыпаем манкой).

- Прежде чем заселять аквариум рыбками, что нам еще необходимо? («положить» камушки на дно и «посадить» водоросли).

- Верно, из чего мы сможем их сделать? (камушки – из коричневой, водоросли – из зеленой бумаги)

Дети, с помощью воспитателя обрывают кусочки бумаги и наклеивают их на заготовку.

Воспитатель:

- Ребята, Король Куб и королева Пирамида очень вам благодарны, что вы согласились помочь и предлагают вам немножко отдохнуть.

Физкультминутка. «Для начала мы с тобой…»
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз – два – три – четыре - пять. (Приседания.)

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем (Поднимать и опускать плечи)

Десять раз подпрыгнуть нужно

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)

Мы колени поднимаем-

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)

От души мы потянулись (Потягивание – руки вверх и в стороны)

И на место вновь вернулись (Дети садятся).

Воспитатель:
- Можно и рыбками заняться. Каждый из вас может успеть сделать одну или две рыбки. Можно сделать по образцу, а можно и свою рыбку придумать.

Дети с помощью воспитателя вырезают из прямоугольников разные геометрические фигуры и, используя образец и свою фантазию, собирают из них рыбок. Воспитатель обращает внимание, что сначала нужно собрать рыбку из полученных деталей, и только потом приклеивать их.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель по необходимости помогает детям, подсказывая и корректируя их работу.

Итог работы:

Воспитатель раскладывает готовые работы на столе и просит детей подойти. Просит детей оценить свою работу и работы других ребят. Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка. Затем предлагает посмотреть на геометрические фигуры волшебной страны:

- Посмотрите, они снова стали веселые, значит, мы смогли им помочь!

- Король Куб и королева Пирамида благодарят вас за помощь.

- Вам понравилось занятие? Что было самым интересным? Трудно было? Что было самым трудным? Как вы думаете, почему вы смогли помочь жителям страны геометрических фигур? (Знаем геометрические фигуры, умеем из прямоугольников получать квадраты, а из квадратов вырезать круги и треугольники и использовать их в создании рыбок).

- Мне тоже очень понравилось, как вы работали, большое вам спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников при создании творческих моделей (шнуровка)

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: на формирование мышления и памяти, внимания и наблюдательности, способности к концентрации, ориентировке в пространстве. Одним из у...

Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"

Поиск   наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного  взаимодействия  воспитателя...

План работы педагога по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук у дошкольников

В методической разработке описываются задачи для развития мелкой моторики рук, приемы и средства для развития мелкой моторики рук....

Обобщение опыта Тема : «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством пластилинографии»

quot;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский     Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредств...