Главные вкладки

    План работы педагога по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».
    статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Морозова Ирина Анатольевна

    В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

    Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

    Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,

    выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл morozova_samoobrazovanie_1.docx38.39 КБ

    Предварительный просмотр:


    План работы педагога  по самообразованию.

    Ф.И.О. Морозова Ирина Анатольевна.

    Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».

     Актуальность.

    В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

    Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

    Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,

    выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

    Цель: Моей целью является повышение собственного профессионального уровня как педагога посредством изучения теории и оттачивания практических навыков по теме: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, с использованием вариативности традиционных и нетрадиционных методов».

    Задачи:

    • Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов.
    • Изучить методическую литературу и материалы сети Интернет по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР».
    • Пройти курсы повышения квалификации.
    • Посетить семинары и конференции по проблеме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР».
    • Разработать комплект (электронных) мероприятий, объединенных предметной тематикой.
    • Создание «Методической копилки» разработать серию, конспектов или вариантов планирования по данной теме.
    • Овладеть и освоить  нетрадиционные методы работы по теме  «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР». 
    • Внедрить  методики в практику.
    • Активизировать участие родителей в процессе развития речемыслительной деятельности детей.
    • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
    • Творческое сотрудничество с педагогами. 

    Этап подготовительный.

     
     Повышение собственного профессионального уровня через  посещения курсов повышения квалификации.

    Изучение методической литературы.

    «Теория и методика обучения (дошкольное образование)». «Санкт – Петербургская АППО»30.11.2015г.

    «Нормативно – правовое обеспечение функционирования системы дошкольного образования», включая разделы: реализация ФГОС ДО; правовые основы деятельности педагога.

    «Санкт – Петербургская АППО»30.11.2015г.

    «Основные подходы к воспитанию детей с ОВЗ нарушение речи, детей инвалидов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» с 01.09.2016г-27.02.2017г.

    Куликовская Т.А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб, 2015 г.

    Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

    Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.

    Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.

     Гуськова А.А. «Развитие речедвигательной координации детей», изд. «ТЦ СФЕРА», 2014 г.

     Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

    Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

     Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

    Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2016.

    Регулярный просмотр интернет ресурсов.


    Информационные ресурсы

    - www.nsportal.ru

    - www. maam.ru.

    - www.detskysad.ru

    - www.doskolnik.ru

    - www.planetadetstva.net

    https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/rabochaia-proghramma-triz-dlia-doshkol-nikov

    http://www.boltun-spb.ru – Логопедический сайт для заботливых родителей.

    http://proigrushku.ru – Детские игрушки и развивающие игры.

    Этап практический.

    Сентябрь.

    Октябрь. 

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    Изучила программу под редакцией профессора Л. В. Лопатиной

    «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА  ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ  С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

    file:///C:/Users/Людмила/Desktop/lopatina.pdf

    Используя интернет ресурсы научилась писать рабочую программу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

    Изучив статью «Особенности работы воспитателя логопедической группы»

    Автор: Сагалова О.П. пополнила знания о совместной деятельности учитель логопеда и воспитателя речевой группы.

    Диагностическое обследование уровня сформированности  у детей  навыков развития мелкой моторики и координации движений рук .

    Родительское собрание «Возрастные особенности детей с нарушениями речевых навыков».  Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

    Оформила информационный стенд для родителей «Специфика работы с детьми ОНР»

    Посетила вебинар «Основы логопедической работы с детьми дошкольного возраста» www.uchmet.ru   Ничепорчук Т. П.

    Создание методической копилки:

    Изготовила картотеку игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеку игр на развитие дыхания, артикуляционных гимнастик. 

    Внесение пособий:

    Внесла для совместной деятельности с детьми дидактический материал для развития мелкой моторики. Шнуровка, пуговицы, прищепки, пазлы, трафареты мелкая мозаика, мелкий конструктор разрезные картинки, рабочие тетради «прописи».

    Развитие экспрессивной речи. Изучила опыт педагогической  работы  по развитию мелкой моторики  у дошкольников с общим недоразвитием речи, используя интернет ресурсы www.nsportal.ru.

    Создание методической копилки.

    Создала картотеку игр по развитию экспрессивной речи.

    Внесение пособий.

    Разработаны пособия своими руками  для развития мелкой моторики (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок). 

    Веревки  капроновые  плетеные (диаметром  3-6  мм) – для  завязывания  узлов  и  с  уже  завязанными  узлами – для  перебирания  узлов  пальцами.

    Подготовка информационной папки для родителей по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях ».

    Методическая литература.

    Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014 г.

    Изучение нетрадиционных методов – биоэнергопластика.  Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.

    Создание методической копилки.

    Внедрение в практику игрового комплекса по биоэнергопластике. «Рекомендации по использованию систематизированного комплекса игр и упражнений «Биоэнергопластика».

    Краткосрочные курсы повышения квалификации «Интеграция усилий участников образовательного процесса в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи». ООО «Центр развивающих игр и методик» 07.12.16г.

    Подробно ознакомилась с опытом работы «Мастер-класс «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста».

    Создание методической копилки.

    Составила и внесла картотеку  «Упражнения и задания с использованием атрибутов биоэнергопластики».

    Внесение пособий:

    Привлечь родителей к изготовлению пособий для развития мелкой моторики.

    Выставка для родителей методической литературы по данной  теме. С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста  проводить консультации «Играем пальчиками и развиваем речь», подготовить рекомендации «Развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи». Вызвать желание использовать полученные знания в совместной деятельности с детьми.

    Закончила курсы повышения квалификации «Основные подходы к воспитанию детей с ОВЗ нарушение речи, детей инвалидов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» с 01.09.2016г-27.02.2017г. «Институт развития образования»

    Внесение пособий:

    Пополнила игровой материал в группе «Забавные шнурки»,  «Пальчиковый театр», конструктор ЛЕГО, кистевые  эспандеры – для  развития  мышечной  силы  кисти;

    прищепки  бельевые – для  развития  координации  движений  пальцев  рук;

    Создание методической копилки.

    Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для дошкольников».

    Разработать  нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, ватными палочками, свечкой, рисование на манке.

    Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).

    Методическая литература. Ознакомилась с методом  Су - Джок терапия. Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок–терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

    Внесение пособий:

    Пополнение игрового материала: приобретение специальных массажных мячиков( колючие, рифленые, плюшевые, вязаные)  для СУ – Джок терапии.

    Проведение конкурса для детей «Лучшие бусы для мамы».

    Систематизировать материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).

    Создание методической копилки.

    Картотека упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам

    Подготовить  рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? »; «Со словами можно и нужно играть! ». Обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук

    Результативность

    1.Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи во взаимодействии с родителями способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков, а значит, развивает речь ребенка. Значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление. Улучшились память и речь.  

    2.Активно и эффективно работают освоенные методы и приемы по развитию мелкой моторики  у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 

    3.Создан банк методических разработок для самостоятельной  деятельности детей по данной теме.

    4.Создана картотека  игр по  развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности .

    5.Пополнилась предметно - развивающая среда в группе  следующими компонентами:

    • мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);
    • веревки  капроновые  плетеные (диаметром  3-6  мм) – для  завязывания  узлов  и  с  уже  завязанными  узлами – для  перебирания  узлов  пальцами;
    • кистевые  эспандеры – для  развития  мышечной  силы  кисти;
    • прищепки  бельевые – для  развития  координации  движений  пальцев  рук;
    • клавиатура  старого  компьютера, кнопочный  телефон – для  развития  дифференцированных  движений  пальцев  рук;
    • шаблоны (лекала)  по  лексическим  темам – для  обведения, раскрашивания, штрихования;
    • игрушки  из  «киндер-сюрпризов» – для  вытаскивания  из  «сухих  бассейнов»;
    • «сухие  бассейны» – емкости, наполненные  горохом, фасолью, рисом  – для  самомассажа  кистей;
    • моталки – веревки  с  ручками  на  концах, привязанные  к  какому-то  центру, для  выработки  координации  вращательных  движений;
    • грецкие  орехи – для  самомассажа  кистей;
    • «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
    • мелкая мозаика;
    • мелкий конструктор;
    • разрезные картинки;
    • рабочие тетради «прописи»;
    • изготовлены информационные стенды для родителей.

    6.Созданы презентации по лексическим логопедическим темам.

    7.Проявились позитивные изменения в речи детей (по результатам мониторинга логопеда, педагогическим наблюдениям).

    8.Вырос интерес родителей к жизни ребенка в детском саду, возродилось семейное чтение книг (по результатам анкетирования).

    9.Родители пользуются методической литературой из мини- библиотеки, созданной в группе.

    Планы на будущее.

    1.Более углубленно продолжать самообразование по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».

    2.Продолжать работу по внедрению новых методов и приемов.

     3.Познакомится с еще одним нетрадиционным методом - кинезиология.

    4.Систематизировать накопленный опыт по теме самообразования.

    5.Публикация статей на сайте на личной странице.

    6.Общение с коллегами в ДОО, районе, городе и в Интернете по обмену опыта.

    7.Изучение информационно-компьютерных технологий, современных психологических методик инклюзивного образования.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план работы по самообразованию ТемаТ: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»

    план работы по самообразованию ТемаТ: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия  пластилинографией»...

    План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"

    В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...

    Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста посредством пластилинографии»

    Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различн...

    План работы по самообразованию тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

    laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»....

    Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г

    Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...