Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Затула Валентина Александровна

Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование  современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_._praktikum.docx710.64 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование  современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.
  2. выполнила: Затула В.А.
  3. воспитатель высшей квалификационной категории
  4. МБДОУ «Детский сад №30» г. Михайловск
  5. Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм). 
  6. Задачи.
  7. 1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.
  8. 2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  9. Эпиграфом к нашему мастер-классу будут служить слова:
  10. Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
  11. Бежит среди камней чиста, нетороплива,
  12. И ты готов внимать ее поток и восклицать:
  13. «О, как же ты красива!»
  14.                                                 Автор: Е.Щукина
  15.  Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
  16. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей).
  17.  Конечно же - это игра. Так как у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас будем играть.
  18. И начнем мы с метода совместных рассказываний, где я использую  такие игровые приемы какЯ начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». Попробуем?
  19. - Осенним солнечным днем... (предлагаю придумать несколько вариантов ответов)
  20. - Рано утром….
  21. - Мальчик Саша играет… .
  22. Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
  23. Игровые упражнения «Рифмы».
  24. К названным словам, подобрать рифмы:
  25. зайчик-мальчик
  26. ребята - котята;
  27. картина - корзина;
  28. птицы – спицы;
  29. день-пень;
  30. сирень-олень.
  31. «Доскажи словечко».
  32. Я в красной шапочке расту
    Среди корней осиновых.
    Меня увидишь за версту –
    Зовусь я … (ПОДОСИНОВИК)
  33. На ветке не птичка-
  34. зверек-невеличка.
  35. Мех теплый, как грелка.
  36. Кто же это?...(Белка)
  37. Есть сигналы светофора-
  38. Подчиняйся им без ..(спора)
  39. Но, так как мы с вами взрослые люди, я хочу немного усложнить задание.
  40. Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
  41. • Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
  42. • Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
  43. • В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
  44. • Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
  45. • Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
  46. Молодцы, у вас все получилось.
  47. Следующее игровое упражнение «Почемучки».
  48.  Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».
  49. -И так, начнем:
  50. -Почему  нужно соблюдать пдд?
  51. -почему Вы любите город Михайловск?
  52. -Почему нельзя ходить в холодное время года без шапки?
  53. -Почему нельзя уничтожать гриб мухомор?
  54. - Почему засыхают цветы?
  55. -Почему весной тает снег?
  56. -Почему летом не носят шубы?
  57. -Почему пришел врач
  58. Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя
  59. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками
  60.  Но прежде, чем начать игру, ответьте пожалуйста на вопрос: Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы слушателей) .
  61.  Да, вы абсолютно правы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
  62. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова. Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
  63. - Сегодня я попытаюсь показать вам, как это работает и надеюсь, что вам понравится выполнять незатейливые упражнения, а затем и привнести их в свою работу.
  64. Развитию мелкой моторики способствует также и Су-джок терапия. Су джок – в переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. Для детей по методу Су-Джок терапии используются специальные шарики, кольца, игры и упражнения.
  65. Возьмите пожалуйста су-джок.
  66. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной
  67. Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
  68. По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
  69. (Катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
  70. Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
  71. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
  72. (движения по пальцам)
  73. Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
  74. (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
  75. Следующий метод называется кинезиология.
  76. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
  77. Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Выполняя упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.
  78. Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.
  79.  «Если пальчики грустят»
  80. - Если пальчики грустят –доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони)
  81. Если пальчики заплачут –их обидел кто-то значит. (трясем кистями)
  82. Наши пальцы пожалеем –добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них)
  83. К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
  84. Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью)
  85. Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать
  86. пальцы двух рук быстро легко стучат)
  87. Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать.
  88. (каждый палец зажимаем в кулачке)
  89. - Справились все, спасибо, отлично. Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
  90. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
  91. Так, с целью развития связной речи, я использую такой игровой прием, как рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. 
  92. Всем вам известна сказка колобок. Я сейчас дам образец сказки от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит«Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. д. таким образом, рассказываем сказку до конца.
  93. Я предлагаю вам разделиться на 2  группы, собрать картинку из сказки.
  94. - Из какой сказки у вас картинка?
  95. *Задание для группы №1.
  96. «Теремок» расскажите  сказку от лица Теремка
  97. * Задание для группы №2.
  98. . •«По щучьму веленью»  Расскажите сказку от лица щуки.
  99. Молодцы, у вас все получилось. Идем дальше.
  100. Один из эффективных игровых методик речевого развития является методика «Расскажи стихи руками» Алябьевой Елены  Алексеевны.
  101. Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности.
  102. И сейчас я вам предлагаю обыграть и разучить одно из стихотворений вместе со мной.
  103. -Едем, едем на машине, (имитация движения рулём)
  104. -Нажимаем на педаль. (ногу согнуть, выпрямить)
  105. -Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг повернуть к себе, от себя)
  106. -Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
  107. -Дворники считают капли:
  108. -вправо-влево, чистота (руки согнуть в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно влево-вправо)
  109. -Волосы ерошит ветер, (поводить над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами)
  110. -Мы - шофёры хоть куда! (большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак) 
  111.  Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, мною в работе с детьми используется приём мнемотехники. Это не игровой прием, но мне хочется поделиться с вами опытом работы в его использовании. 
  112. МНЕМОТЕХНИКА- это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, которая выражается в мнемотаблицах.
  113. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей направлены на обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой
  114. Мнемотаблицы можно составлять самим. Изображения на мнемотаблице можно располагать:
  115. на одной полосе бумаги, на отдельных листах или карточках, на одном листе, поделив его на несколько частей (таблица).
  116. Мнемотехника обычно используется для развития связной речи. Я Вам предлагаю использование мнемотехники как способ заучивания стихотворения. Посмотрите на доску, какое детское стихотворение зашифровано в таблице
  117. Листопад. (Маргарита Ивенсен)
  118. Падают, падают листья в нашем саду листопад
  119. Желтые , красные листья по ветру вьются, летят
  120. А сейчас я вам покажу отрывок из стихотворения , а вы попробуете сами прочитать его
  121. Итак: возьмите пожалуйста кому нужно карандаши и листики.
  122. Я рубашку сшила Мишке
  123. Я ему сошью штанишки
  124. Надо к ним карман пришить
  125.  И конфетку положить. (Отрывок Мой мишка.  З.Александрова)
  126. - Молодцы, у вас все получилось.
  127. В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста я использую метод «синквейн», это – один из эффективных методов развития речи дошкольника
  128.  Уважаемы коллеги, я Вам напомню, что
  129. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Многие из вас с ним знакомы.
  130. Порядок написания синквейна:
  131. Например
  132. Скворец
  133. Поющий, черный
  134. Прыгает, летает, вьет гнезда
  135. Без него не наступит весна
  136. Птица
  137. И я сейчас хочу вам предложить выразить свое отношение к проведенному мастер- классу через синквейн. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
  138. В нашем случае ключевым словом будет словосочетание – «мастер-класс».
  139. «мастер-класс»
  140. Интересный, познавательный
  141. Развивает, обучает
  142. С ним познаем новое, интересное
  143. мероприятие
  144. Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.
  145. Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.
  146. И в заключение я хочу рассказать вам притчу «Иди вперёд».
  147. Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:
  148. — Иди вперёд, иди вперёд!
  149. Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник (саньясин) не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства.

 Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормалъных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины. Желаю Вам не останавливаться на достигнутом, всегда двигаться вперёд, покорять любые вершины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через не традиционные техники рисования»

laquo;Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальн...

Обмен опытом на районной конференции по теме: «Экологическое развитие детей дошкольного возраста через конструктивно модульную деятельность посредством ИКТ технологий»

Для того, чтобы дети активно познавали мир живой природы, правильно воспринимали природные явления, формировали собственное мировоззрение на основе базовых ценностей, необходимо направлять процесс их ...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...