Главные вкладки

    Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
    учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) на тему

    Савищенко Светлана Владимировна

    В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образования сложных слов,  образования прилагательных и  составления предложений приведены примеры карточек с картинками , с помощью которых ребенок легко усваивает материал. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.docx605.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Я хочу представить вам свой опыт работы «Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития детей».

    Одна из основных задач в работе с детьми – это развитие речи. Для формирования интереса к развитию речи  я использую новейшие технологии, такие как моделирование, коллажи, мнемотаблицы, ТРИЗ.

    F:\картинки\hleb.jpg

    F:\картинки\RusPech1.jpg

    Сейчас я хочу поделиться с вами опытом своей работы по формированию грамматического строя речи, по овладению детьми способами образования сложных слов с использованием технологии моделирования. Для этого я придумала игру «Сложи слово», которая помогла понять, что сложные слова состоят из двух простых слов.

    Давайте поиграем:

    Хлеб + печь                  хлебопечь

    Автомобиль + кран               автокран

    Мясо + топор           мясорубка и т.д.

    Ещё хочу показать вам, как мы развиваем связную речь, используя технологию моделирования. При составлении предложения мы пользуемся схемой. Мы договорились с детьми, что:

         - это слова, которые отвечают на вопросы: кто? или что?

     

           - это слова, которые отвечают на вопросы: что делает предмет?          (ходит, летает, бегает)

          - это слова,  которые  отвечают на вопросы:  какой? какая? какие?

          - это куб, им  мы обозначаем маленькие слова (предлоги).

    Я предлагаю детям схему предложения и прошу составить предложение:

                                     

         

    Мальчик    пошёл         в            зимний               лес

    Детям намного легче составлять предложения по схеме и проявлять свое творчество.

    Также нам  эта технология помогает показать  образование прилагательных.

    Детям достаточно сложно использовать в своей речи прилагательные, обозначающие более тонкое название цвета. Чаще в описательном рассказе звучат стандартные названия: жёлтый, зеленый, синий. А эта игра помогает

    освоить оттенки основных цветов.  Детям предлагается придумать слово, отвечающее на вопросы: какой? какая? какие?

    Лимон               лимонный

    Шоколад                   шоколадный и т.д.

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\лимон.jpg

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\лимонный.png

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\мальна.jpg

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\малиновый.jpg

    Ещё одна технология, которую я использую – это ТРИЗ.

    Напомню, что ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. В процессе дети знакомятся с миром  и учатся мыслить самостоятельно, решая поставленные перед ними задачи.

    Один из методов ТРИЗа – это  синектика – это метод аналогий. Данная технология помогает осваивать задачу развития связной речи, умение составлять описательные рассказы. Аналогии бывают разные и детям очень нравится подбирать их. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них.

                 C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\река.jpg                                                                                                                             

                                          C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\лента.jpg

                                                             C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\ремень.jpg

                                              C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\змея.jpg

    Аналогия по форме:

    Река – лента, змея, ремень

    Солнце – блины, тарелка, мяч

                          C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\желтый.jpg   

                                 C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\солнце2.jpg                 

                          C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\репа.jpg

                                            C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\одув.jpg

    Аналогия по цвету:

    Синий – небо, река, василёк

    Желтый – солнце, репка, одуванчик

    Зелёный – трава, кузнечик, огурец

    Аналогия по материалу:

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\нож.jpg

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\сталь.jpg

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\стол.jpg

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\дерево.jpg

    Нож – сталь  

    игрушка -  пластмасса

    стол – дерево

    стакан – стекло

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\нора.jpg

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\дом.jpg

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\улей.jpeg

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\гнездо.jpg

    Аналогия по функции:

    Нора – дом – улей – гнездо

    Магазин – ларёк, супермаркет, рынок

    Карслон  – летает

    Ветер – вентилятор

    Трактор – лошадь

    Бритва – коса

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\река2.jpg

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\лодка.jpg

                C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\камыш.jpg                   

    C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\пароход.jpg

    Общая аналогия:

    Река – лодка – камыш – пароход

    Лев – грузовик – кисточки – расчёска

    Огурец – кузнечик – сосиска – мышка – ёжик

    Вывод: Так как все материалы представлены в интересной игровой форме, детям они понравились, ребята сами придумывают задания аналогичные данным, а за счет этого у них идет более высокий уровень речевого развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"

    Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...

    Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"

    Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...

    Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"

    Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...

    САМООБРАЗОВАНИЕ. Тема «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр».

    Актуальность опытаСоциально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ...

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2018-2019 учебный год

    Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...

    План работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"

    В данном материале представлен план работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"...