Презентация «Развитие одаренных детей через познавательно-экспериментальную деятельность в ДОУ»
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Гаврилова Тамара Альбертовна
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” В.А. Сухомлинский Расскажи - и я забуду, Покажи - и я запомню, Дай попробовать - и я пойму Человеку свойственно стремиться к познанию. Жажда открытия рождается у некоторых детей ещё в дошкольном возрасте. Ими движет желание узнать как можно больше. Такие ребята одарены от природы пытливым умом, желанием познать что — то новое, постичь неизведанное. Задача педагога — выявить таких одарённых детей, поддержать их стремление к познанию, вывести на дорогу поиска, помочь им наиболее полно раскрыть способности. Выявлению и развитию одарённых детей служит любая исследовательская работа. Наш детский сад активно работает с юными исследователями. Цель работы — создание условий для выявления, поддержки, обучения и развития индивидуальных задатков одарённых детей, а также создание среды, способствующей максимально полной реализации их творческих способностей. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды  т.д. Всё это - объекты исследования. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию. Что такое одарённость — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Или – это качество психики, развивающееся в течение всей жизни, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Современные учёные убеждены, что одарённость – потенциал, который может сделать человека успешным, а может и не реализоваться, при этом очень многое зависит от педагогического руководства и окружающей среды. Развитие одаренности зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало способствующего развитию познавательных способностей материала. С ним мало разговаривали, ему не предоставляли право выбора, у него не было развивающих игрушек. Ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за независимость ... Педагогу важно создать психологический комфорт: поощрять стремление к творческому поиску. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибки, необходимо воздерживаться от негативных оценок. Задача воспитателя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи детей, а поддерживать их и направлять. Каждому ребёнку необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Когда дети занимаются исследовательской, творческой деятельностью, можно говорить о творческой одаренности. В это время они «открыватели», «исследователи», «творцы». Мы считаем, что исследовательская деятельность детей под руководством творчески работающего воспитателя, стремящегося к созданию творческой рабочей обстановки и обладающего определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности, обязательно поможет развить у любого ребенка один из видов одаренности (академической, информационно-коммуникативной, творческой, социальной, спортивной). Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?) Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности.  «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые! К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия,   для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе «Ягодки-цветочки» был создан уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). В детской научной лаборатории мы выделили: 1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов Место для хранения материалов (природного, "бросового") 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Нами был сформирован примерный перечень материалов для исследований. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе и мы постарались создать среду, где можно экспериментировать т.е. экологическую лабораторию. В ней хранятся различные материалы и оборудование (например, лабораторная посуда - стаканчики, пластиковые бутылочки, лупа, фильтр, трубочки, ведёрки, колбы: образцы песка, глины, объекты наблюдения). Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории 1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.) 2. Мерные ложки. 3. Сита и воронки разного материала, объема. 4. Резиновые груши разного объёма. 5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц. 6. Резиновые или пластиковые перчатки. 7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл. 8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля. 9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п. 10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п. 11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п. 12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки. 13. Контейнеры с песком и водой. Были продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Мы ввели правило: сначала спроси, потом экспериментируй. С водой: Коль с водой имеем дело,                Рукава засучим смело.                Пролил воду – не беда:                Тряпка под рукой всегда.                Фартук – друг: он нам помог                И никто здесь не промок.   Со стеклом: Со стеклом будь осторожен                     Ведь оно разбиться может.                      А разбилось – не беда,                      Есть ведь верные друзья:                      Шустрый веник, брат – совок                      И для мусора бачёк –                      Вмиг осколки соберут,                      Наши руки сберегут.   С песком:   Если сыплешь ты песок –                     Рядом веник и совок.   С огнём:   Помни правило: огонь                    Никогда один не тронь!   По окончании работы:                    Ты работу завершил?                    Всё на место положил Структура детского экспериментирования. Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" Средства: язык, речь, поисковые действия Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций? Результат: опыт совместной и самостоятельной исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Последовательность детского экспериментирования. Проблемная ситуация. Целеполагание. Выдвижение гипотез. Проверка предположения. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось). В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате. Цель работы в лаборатории : обогащение представлений детей об объектах неживой природы , встречающихся прежде всего, в ближайшем окружении. Это вода, воздух, песок, глина, камни. «Исследовательская деятельность в лаборатории. Исследуемый объект: вода и воздух» Цель опытов: Выявлять свойства воды (имеет вес, прозрачная, льётся, без запаха, без вкуса, в воде растворяются некоторые вещества, при этом вода меняет цвет, запах, вкус). Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха (прозрачный, невидимый, легкий). Познакомить детей с тем, что в внутри человека есть воздух, обнаружить его. В «Лаборатории неживой природы дети с большим интересом проводили опыты: «Узнай, какая вода», «Вода волшебница» «Какая вода», «Что в пакете», «Ирга с соломинкой», «Игры с воздушным шариком», «Выдувание мыльных пузырей» «Легкий-тяжелый», «Плавает – тонет», «Горячо – холодно» «Чудесный мешочек», «Песочные струйки», «Чудесные фигурки» «Узнаем какая глина», «Глиняные шарики», «Что в коробке» В период дошкольного детства  познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Изучив свойства воды ,песка, глины мы с детьми на кружке «Юный скульптор» лепили разные фигурки животных, птиц, на Пасху яйца и с поделками участвовали в выставке. Кружок «Юный скульптор» Декоративная лепка из глины Цель: познакомить детей со свойствами глины научить лепить разные предметы из глины. Готовить изделия из росписи для росписи, учить расписывать гуашью. В старшей группе мы с детьми и родителями весь год работали над проектом «Сохраним деревья» В старшей группе мы с детьми и родителями весь год работали над проектом «Сохраним деревья» Наблюдали за деревьями Ездили на экскурсию в смешанный, сосновый лес, в тополиную и берёзовую рощу. Всё увиденное дети фиксировали в своих рисунках. Рисунки , фотографии мы оформили в альбомы. Самое интересное. Мы с детьми провели эксперимент «Вырасти дерево с косточки» Дети приносят из дома косточки яблоки, сливы, абрикосы, лимон, апельсины и посадили в горшочки Ухаживали и ждали всходов Проросли в горшочках только орех и дуб Пересадка дубков в большие горшки Высаживаем саженцы в грунт В моей группе каждый ребёнок одарён по своему В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развиваетcя. Он выделяет два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности. Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость. Не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно - экспериментальную деятельность в ДОУ»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнк...

Презентация "Выявление одаренных детей через взаимодействие работы с родителями"

В презентации показаны этапы работы с родителями  по выявлению одаренных детей...

Презентация «Развитие креативности детей, через театрализованную деятельность».

Цель: Выявить у детей способность находитьРешение в нестандартных ситуациях,способность удивлять и познавать.Цель: Выявить у детей способность находитьРешение в нестандартных ситуациях,способность уди...

Презентация «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора» (старший возраст)

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию соб...

Презентация «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Презентация «Развитие речи детей  через  театрализованную деятельность»...

«Развитие одаренных детей через познавательно - экспериментальную деятельность в ДОУ»

laquo;Развитие одаренных детей  через познавательно - экспериментальную деятельность в ДОУ»...