Главные вкладки

    Консультация для педагогов на тему: «Организация театрализованной деятельности с детьми»
    консультация (старшая группа) по теме

    Озорнина Татьяна Федоровна

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей на тему:

     «Организация театрализованной деятельности с детьми»

    Театрально- игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.

    Время для этой деятельности отводится вне занятий: во второй половине дня в группе или на прогулке в теплое время года.

    Театрализованные игры включают:

    действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурками) ;

    непосредственные действия детей по ролям;

    литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, перемежаясь пояснениями от автора) ;

    изобразительную деятельность – носит характер пространственно-изобра-

    зительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;

    музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т. д.

    Руководство театрально-игровой деятельностью требует от воспитателя умения строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых – фор-

    мирование творческих способностей детей.

    Воспитатель помогает детям организовать деятельность – объединиться

    в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературное произведение.

    Театрализованные игры планируются в самостоятельной игровой деятельности. Однако, для того, чтобы дети средней группы могли играть сами, ещё в младшей группе нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Всё это поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и явится хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

    Игра «Блины пекут»

    Двое детей стоят друг против друга и хлопают ладонями:

    1) одновременно двумя сразу;

    2) правая с правой;

    3) левая с левой.

    При этом они приговаривают:

    Пеки блины румяные, румяные, горячие,

    Пеки блины румяные, румяные, горячие.

    Игра Ладушки-хлопушки»

    Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает, сопровождая их иммитационными движениями.

    Ладушки-хлопошки, Хлопают левой ладошкой о правую, потом наоборот

    Где вы бывали?

    Много ли работали?

    Да!

    Рылись вы в песочке, «Роются»

    Клали пирожочки. «Пекут пирожки»

    Ля-ля, ля-ля.

    Что ещё делали?

    Кубики складывали. Попеременно постукивают кулачком о кулачок.

    Как?

    Кубики сложили,

    Домик смастерили.

    Тук-тук, тук-тук.

    Вот какой большой

    С крышей и трубой. Поднимают руки вверх.

    Кроме песенок и потешек, рекомендуется использовать скороговорки.

    Цель – учить детей сочетать слова и движения, выполнять заданный ритмический рисунок.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Маленькая болтунья молоко болтала,

    Молоко болтала, болтала, да не выболтала.

    Игры с пальцами можно оживить, сделав головки мальчиков и девочек.

    Их рисуют или вырезают из вышедших из употребления старых книг и журналов, наклеивают на картон, а сзади пришивают резинку по размеру пальца. С помощью таких игрушек воспитатель может обыграть ряд стихотворений и потешек. Например:

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    Этот – пальчик я, (называет имя ребенка)

    В подведении детей к театрализованным играм большое значение имеет обыгрывание малых литературных форм: потешек, авторских стихов (Барто, Маршака и др.) . В этом случае педагог сам читает литературное произведе-ние, а дети подражают действиям его героев. Подобные игры доступны даже детям 1 младшей группы.

    Так, при разучивании с детьми потешки «Кошкин дом» воспитатель, прочитав произведение 2-3 раза, делает из стульчиков дом для кошки и предлагает малышам действовать в соответствии с текстом. При этом кто-то из детей выполняет роль курочки, кто-то – роль лошадки и т. д.

    Можно обыграть потешку «Привяжу я козлика».

    Привяжу я козлика к белой берёзке.

    Привяжу я серого к белой берёзке.

    Стой, мой козлик, стой, не бодайся,

    Белая берёзка, стой, не качайся.

    Здесь используются те же приёмы, что и при обыгрывании потешки «Кошкин дом». Участвуют трое детей – один изображает козлика, другой – девочку, третий – берёзку. Роль девочки можно усложнить: уговаривая козлика, погладить его.

    Уже в младшей группе при обыгрывании этой потешки целесообразно предложить детям игрушки: козлика, куклу-девочку, дерево из плоскостного театра. Такое обыгрывание очень близко к театральным играм. Зрителями могут быть куклы или дети.

    В средней группе, когда дети приобретают некоторый опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившиеся литературные произве-дения с помощью слов, мимики, жестов, передавать различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.

    Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен чётко предвидеть весь ход деятельности. Главное и необходимое условие – использовать хорошо знакомые детям произведения, т. е. соответствующих по возрасту групп.

    Целесообразно отбирать небольшие произведения: потешки, стихи, сказки, обязательно содержащие диалог. Сюжет их должен быть динамичным. Желательно даже подобрать произведения, в которых существует конфликт между действующими лицами, как в стихотворении Маршака «Перчатки» или в сказке «Лиса, заяц и петух».

    Подготовка к театрализованным играм требует правильного руководства. Воспитатель ненавязчиво предлагает поиграть в «сказку», при чем дети сами выбрать одно из 2-3 названных произведений.

    Выбранное литературное произведение воспитатель читает детям с установкой на последующее его обыгрывание с любыми подходящими игрушками.

    После чтения педагог задаёт вопросы, которые помогут воспроизвести последовательность действия, напомнят характерные черты персонажей. Так, выбирая для обыгрывания русскую народную сказку «Теремок», дети отмечают, что все звери добрые, веселые, хотят жить дружно, а медведь сердитый и никого не любит.

    Если произведение большое, его следует готовить по частям. Например, сказка «Лиса, заяц и петух» чётко разделена на три части. Разучив с детьми первую часть, воспитатель предлагает построить лубяную и ледяную избушки и обыграть этот эпизод, а потом постепенно и всю сказку.

    Работа проходит индивидуально или небольшой подгруппой. Каждый ребенок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли, включиться в действие. Поэтому воспитатель повторяет с детьми пересказ произведения в лицах.

    Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, четкой дикции.

    После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями: учит их посредством движения передавать характер литератур-ного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться) ; предлагает детям попробовать себя в роли, затем выбрать лучших исполнителей.

    При распределении ролей можно воспользоваться считалочкой.

    К театрализованным играм предусматриваются несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей.

    В младшей и средней группах все атрибуты подготавливает сама в присутствии детей, привлекая их к несложной посильной работе – подержать. принести нужный материал, подклеить, разукрасить.

    В старшей и подготовительной группах возможности дошкольников возрастают: они приобретают опыт в конструировании, рисовании. Поэтому их можно привлекать к обсуждению и изготовлению несложных костюмов и декораций.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему: "Организация детской деятельности в теплое время года"

    Консультация для педагогов на тему: "Организация детской деятельности в теплое время года"...

    Консультация для педагогов на тему: «Организация проведения прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

    Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду. Во время прогулки дети получают много новых знаний и умений. Прогулка имеет огромное влияние на всестороннее развитие детей....

    Консультация для педагогов на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении»

    Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

    Консультация для педагогов на тему: " Организация работы по самообразованию педагогов в ДО"

    Познакомить педагогов с принципами построения работы по самообразованию....

    Консультация для педагогов на тему: «Организация физкультурно-игровой деятельности детей вне занятий».

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 24 общеразвивающего вида            Консультация для педагогов на тем...