Консультация для педагогов на тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Застенчик Нина Александровна

В данной публикации описываются формы и методы работы с дошкольниками по организации опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему

«Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте»

Дошкольники – прирожденные исследователи, это подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

Свободная работа в развивающей среде – это возможность для детей осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития. В обычной жизни мы можем заметить, что дети экспериментируют с различными веществами, предметами, стремясь узнать о них что-то новое. Но это порой бывает небезопасно! Эксперимент же, специально организованный воспитателем, будет безопасен для ребенка и познакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Организация развивающей среды – это одно из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Сегодня основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые они могли бы опереться.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для саморазвития. Примером такой развивающей среды стали уголки или центры экспериментирования. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность, где решается одна из главных задач – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий обследования объектов, расширению познавательного опыта.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. А детские вопросы «Зачем?»«Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Вне занятий опыты проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель только уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разное время года. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни различных растений и животных, а у детей появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Практическая деятельность дошкольников в природе имеет ключевое значение в освоении опытно-экспериментальной деятельности.

Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Формы работы при организации опытно-экспериментальной деятельности:

– занятия;

– беседы познавательно-эвристического характера; (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою", т. е. создание детьми новых результатов: идей, сочинений, исследований)

– дидактические и развивающие игры, упражнения;

– сюжетно-ролевые игры;

– эксперименты и опыты;

– рассматривание картин;

– наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

– экскурсии и целевые прогулки;

– работа в уголках природы;

– экологическая тропа;

– конкурсы;

– праздники, развлечения, вечера досуга;

– театрализованная деятельность.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.

Различают несколько видов экспериментов в детском саду.

Случайные эксперименты.

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент. Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми познаниями.

Плановые эксперименты.

Подготовка к проведению запланированных экспериментов начинается с проведения подготовительных наблюдений, мониторинга знаний детей по определенной теме эксперимента, определения педагогом цели и задач эксперимента.

Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По месту проведения опытов:

• в групповой комнате;

• на участке и т. п.

2.По количеству детей:

• индивидуальные (1- 4 ребенка);

• групповые (5 - 10 детей);

• коллективные (вся группа).

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Конечно, иногда опыт можно проводить и под команду педагога, но злоупотреблять этим не следует. Это лишает детей инициативы и свободы выбора. И уж совсем нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ощущение первооткрывателей. Кроме того, при отсутствии возможности проговаривать свои действия и увиденные результаты качество восприятия знаний резко ухудшается.

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Это можно делать в словесной форме, иногда избирать другие способы. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место.

Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие следует прекратить ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

При проведении опытов нужно придерживаться следующей структуры:

• постановка проблемы;

• поиск путей решения проблемы;

• проверка гипотез, предположений;

• обсуждение увиденных полученных результатов;

• формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Для положительной мотивации деятельности  детей используются различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный момент («почему так?»);

• ситуация выбора.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении»

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Консультация для педагогов по теме самообразования "Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов по теме «Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ

     Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения...

Консультация для педагогов на тему: «Организация двигательного режима дошкольников в летний период»

Консультация для педагогов на тему:    «Организация двигательного режима дошкольников в летний период»...

Консультация для педагогов на тему: "Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников на участке детского сада"

Экспериментально-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста на участке детского сада....

Консультация для педагогов на тему «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма»

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострада...

Консультация для педагогов на тему «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма»

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострада...