Доклад на тему “Логические блоки Дьенеша”
статья на тему

Корнишина Людмила Николаевна

Наличие личностно-ориентированной модели воспитания и обучения в отечественной педагогике указывает на то, что логические блоки Дьенеша с их ориентацией на индивидуальный подход должны занять достойное место в практике детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_bloki_denesha.docx13.62 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

“Логические блоки Дьенеша”

Логические блоки разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для раннего развития логических представлений и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5 x 5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина), а также карточки с отрицанием свойств (не синий, не маленький…)

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – это мостик к словесно-логическому мышлению.

Использование блоков позволяет развивать у детей пространственную ориентировку, способность действовать в уме, осваивать представления о числах, геометрических фигурах. В сознание детей закладываются начала алгоритмической культуры мышления.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (                              )  они могут широко использоваться с раннего возраста.

Игры и упражнения даны в трёх вариантах. Игры и упражнения I варианта развивают у детей умение оперировать одним свойством. II вариант – оперирование сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства, сравнивать, классифицировать, обобщать сразу по двум свойствам).

Игры и упражнения III варианта формируют умение оперировать сразу тремя свойствами. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между “поссорившимися” игрушками, а по ходу действия рассуждает.

В зависимости от возраста можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по цвету и форме, но одинаковые по толщине и размеру; затем разные по форме, цвету, размеру, но одинаковые по толщине; и, наконец, полный комплект.

Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребёнок. Предложите ему 1-2 упражнения. Если он не справляется, предложите предыдущее по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу.

Проверив, таким образом, каждого ребёнка, можно получить ясную картину уровня мыслительных умений детей. А это даст возможность организовать занятия с учётом уровня развития каждого ребёнка.

Так как сейчас в отечественной педагогике существует личностно-ориентированная модель воспитания и обучения – логические блоки Дьенеша с их ориентацией на индивидуальный подход должны занять достойное место в практике детского сада.

Материал:

“Логика и математика

для дошкольников”

Е. А. Носова

З. А. Михайлова