Дополнительная образовательная программа «Весёлые пальчики»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Чугунова Татьяна Викторовна

Дополнительная образовательная программа кружка по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста «Весёлые пальчики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Берёзка»

Дополнительная образовательная

программа кружка

по развитию мелкой моторики

рук детей раннего возраста

«Весёлые пальчики»

Возраст детей: 2 -3 года

срок реализации программы  - 1 год

разработчик программы:

воспитатель

Чугунова Татьяна Викторовна

Городской округ г. Бор

2015г.


Содержание

Пояснительная записка

стр. 3

Календарно-тематическое планирование

стр. 7

Список литературы

стр. 11


Пояснительная записка

 «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию»

В.М. Бехтерев

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном закачивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка.

Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.

Основная форма организации: кружок,  8-10 детей , продолжительность 10 минут.

Работа кружка «Весёлые пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.


Цели и задачи программы

Цель данной рабочей программы – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:

 - сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;

- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;

 - способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

 - развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;

 - прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики:

возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.


Принципы реализации программы:

-  принцип доступности

– обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

 - принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

 - принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

 - принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.


Ожидаемые результаты

 После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

- манипулировать мелкими предметами;

- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;

 - развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;

 - владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.


Календарно-тематическое планирование

В календарно-тематическом планировании по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:

- массаж пальцев кистей рук;

 - пальчиковая гимнастика;

- игры с предметами;

- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;

- лепка из пластилина;

- нетрадиционные способы рисования;

- развивающие игры: мозаика, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Содержание образовательной деятельности

Цели

Сроки

1.Массаж пальчиков массажным мячиком.

2. Дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт»

Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, координацию движений рук.

Октябрь

1-я неделя

1. Пальчиковая игра «Коза рогатая»;

3. Игра «Рисуем на песке»

Активизировать движение пальцев рук, развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук.

Октябрь

2-я неделя

1. Массаж пальчиков грецкими орехами  

2. Дидактическая игра «Цветные вкладыши»

Развивать  тактильно-двигательные ощущения. Формировать умение вкладывать одну форму в другую.

Октябрь

3-я неделя

1. Пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладушки»

 2.  Игра «Рисуем пальчиком по манке»

Активизировать движение пальцев рук, обогащать словарный запас. Развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук.

Октябрь

4-я неделя

1. Массаж пальчиков карандашами.

 3. Лепка «Покормим курочек»

Развивать  тактильно-двигательные ощущения.

Формировать умение отщипывать кусочки пластилина.

Ноябрь

1-я неделя

1. Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока»;

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Формировать умение  определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь

Формировать умение детей сгибать пальчики поочередно.

Ноябрь

2-я неделя

1.Массаж пальчиков массажным мячиком;  

2. Рисование на песке

Развивать  тактильно-двигательные ощущения.

Активизировать движение пальцев рук. Развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук.

Ноябрь

3-я неделя

1.  Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»;

2. Дидактическая игра «Разберем счетные палочки по цвету»

Формировать умение детей сгибать пальчики поочередно. Активизировать движение пальцев рук, знакомить с цветом.

Ноябрь

4-я неделя

1. Массаж «Сильные пальчики»;

 2. Игра «Нанизываем бусы»

Развивать  тактильно-двигательные ощущения.

Активизировать формировать умение нанизывать предметы на тесьму

Декабрь

1-я неделя

1.  Пальчиковая гимнастика «Пальчики»;  

2. Забивание втулок молоточком

Развивать мелкую моторику рук, гибкость, подвижность пальцев.

Развивать умение целенаправленно управлять движениями рук.

Декабрь

2-я неделя

1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (с фасолью)

2. Лепка «Наряжаем ёлку»

Развивать  тактильно-двигательные ощущения.

Развивать умение отщипывать кусочки пластилина, прикреплять их к фону.

Декабрь

3-я неделя

1 Пальчиковая гимнастика «Капуста»;  

2. Игры со шнуровками «Ёлочка», «Сапожок»

Развивать мелкую моторику рук, гибкость, подвижность пальцев.

Развивать умение целенаправленно управлять движениями пальцев.

Декабрь

4-я неделя

1. Массаж пальчиков «Катаем карандашики»;  

2. Игры с тактильными дощечками

Развивать  тактильно-двигательные ощущения, тактильную чувствительность пальцев.

Январь

1-я неделя

1. Пальчиковая гимнастика «Как живешь?»;

2. Рисование пальчиками «Снег идет»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, формировать умение детей выполнять имитирующие движения.

Формировать умение рисовать красками при помощи пальцев.

Январь

2-я неделя

1. Массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;

 3. Игра «Пересыпаем крупу»

Развивать  тактильно-двигательные ощущения. Развивать навык ручной умелости при пользовании черпачком.

Январь

3-я неделя

1. Массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

 2. Игра с пальчиковым театром «Колобок»

Развивать  тактильно-двигательные ощущения. Развивать  интерес к драматизации.

Февраль

1-я неделя

1.Пальчиковая гимнастика «Домик»;

2. Дидактическая игра «Разбери пуговицы»

Активизировать движения пальцев рук, координацию движений. Развивать усидчивость,  продолжать знакомить с цветом.

Февраль

2-я неделя

1. Массаж пальчиков массажным мячиком.

2. Игра «Намотай нитки на катушку и смотай ее в клубок»

Развивать  тактильно-двигательные ощущения. Развивать точность движений, внимания и контроля собственных действий.

Февраль

3-я неделя

1.Пальчиковая гимнастика «Замок»;

2. Игры с застежками

Развивать координацию пальцев рук. Развивать умение целенаправленно управлять движениями пальцев рук при застегивании и расстегивании молнии. Помочь приобрести навыки самообслуживания.

Февраль

4-я неделя

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

2. Рисуем пальчиками «Мимоза для мамы»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук.

Формировать умение рисовать красками при помощи пальцев.

Март

1-я неделя

1.  Пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»; - игра

2. Игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками)

Способствовать развитию тонко координированных движений рук. Развивать умение целенаправленно управлять движениями пальцев рук.

 Март

2-я неделя

1.  Массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

2. Аппликация из рваной бумаги «Тучки»

Развивать мелкую моторику пальцев рук и творческие способности детей через нетрадиционные методы аппликации.

Март

3-я неделя

1.  Пальчиковая гимнастика «Прогулка»;

2. Игра «Подбери крышку»

Развивать координацию пальцев рук,  внимание, усидчивость.

Формировать умение подбирать крышки по размеру и закручивать их.

Март

4-я неделя

1. Массаж пальчиков грецкими орехами;

2. Дидактическая игра «Геометрическая мозайка»

Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев. Развивать координацию пальцев рук.

Развивать усидчивость,  продолжать знакомить с цветом.

Апрель

1-я неделя

1. Пальчиковая гимнастика «На блины»;

2. Игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету»

Развивать координацию пальцев рук.

Развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук.

Апрель

2-я неделя

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

 2.Игра «Капельки»

Развивать  тактильно-двигательные ощущения. Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления.

Апрель

3-я неделя

1. Пальчиковая гимнастика «Наши пальцы»;

2.   Игры с застежками

Развивать координацию пальцев рук.

Развивать умение целенаправленно управлять движениями пальцев рук при застегивании и расстегивании пуговиц.

 Помочь приобрести навыки самообслуживания.

Апрель

4-я неделя


. Список литературы

  1. Кантор С.И. Развивающие игры. От 1 до 3. – М., 2013
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – М., 2014
  3. Погудкина И. С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста – СПб., 2013
  4. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М., 2013
  5. Тышкевич И.В. Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет / И. В. Тышкевич. – Минск, 2010
  6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М., 2009

Сроки

Содержание образовательной деятельности

Цели

6.10.2015

1.Массаж пальчиков массажным мячиком.

Материал: массажные мячики.

Предложить детям поиграть с «мячиками-ёжиками», покатать их в ладонях, погладить пальчиками «колючки»

2. Дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт»

Материал: лабиринт.

Предложить детям  помочь животным добраться до своего домика, проводя пальчиками по дорожкам.

Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, координацию движений рук.

13.10.2015

1. Пальчиковая игра «Коза рогатая»;

Идет коза рогатая,          Указательным и средним

Идет коза бодатая,     пальцами изображаем рожки

Ножками топ-топ,             Хлопаем в ладоши

Глазками хлоп-хлоп:  Сгибаем и разгибаем пальцы

«Кто каши не ест,  

Кто молоко не пьёт  

Того забодаю, забодаю…»   «Бодаем» друг друга

2. Игра «Рисуем на песке»

Материал: баночки с песком

Предложить детям поставить на песке отпечатки ладошек,  кулачков, нарисовать узоры пальчиками.

Активизировать движение пальцев рук, развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук.

20.10.2015

1. Массаж пальчиков грецкими орехами  

Материал: грецкие орехи

Предложить детям покатать орехи в ладошках, на столе.

2. Дидактическая игра «Цветные вкладыши»

Материал: объемные вкладыши.

Предложить детям спрятать маленький вкладыш в большой.

Развивать  тактильно-двигательные ощущения. Формировать умение вкладывать одну форму в другую.

  1. Пальчиковая игра «Коза рогатая»;

Цель: Активизировать движение пальцев рук,

. Игра «Рисуем на песке»

Цель: развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук.

и  

  1. Массаж пальчиков грецкими орехами

Цель: Развивать  тактильно-двигательные ощущения.

2. Дидактическая игра «Цветные вкладыши»

Цель: Формировать умение вкладывать одну форму в другую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Говорящие пальчики"

Представленная программа строится на авторской концепции развития мелкой моторики  у  детей старшего дошкольного возраста Программа адресована воспитателям  ДОУ и родителям, которы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

 Актуальность. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работе речевых и мыслительных ...

Дополнительная образовательная программа "Дружные пальчики"

Дополнительная образовательная программа "Дружные пальчики"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые пальчики"

Программа «Весёлые пальчики» предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения. Программа знакомит дошкольников с новыми увлекательными видами рукоделия....

Дополнительная образовательная программа "Ловкие пальчики"

Направленность образовательной программы. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность образовательной программы. Цели и задачи.Направленность дополнительной общеобразовательной програ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» Возраст детей – 2-3

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Дружные пальчики»Возраст детей – 2-3...

Презентация "Дополнительная образовательная программа «Говорящие пальчики» для детей 3-5 лет"

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...