Игры для работы с детьми с разным типом темперамента
статья на тему

Носкова Елена Александровна

В детском саду группы состоят из детей с разным темпераментом, всё равно можно  поделить её на части для того, чтобы организация игры была возможна с учётом особенностей детей. Учёт темперамента в процессе планирования учебной и игровой деятельности показывает высокие результаты, так как организация игры в детском саду в данном случае производится с учётом важнейших психофизиологических характеристик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_raboty_s_detmi_s_raznym_tipom_temperamenta.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для работы с детьми с разным типом темперамента

Современные педагогические принципы организации игровой и учебной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях позволяют обеспечить максимально индивидуализированный подход для каждого ребёнка.

В детском саду группы состоят из детей с разным темпераментом, всё равно можно  поделить её на части для того, чтобы организация игры была возможна с учётом особенностей детей. Учёт темперамента в процессе планирования учебной и игровой деятельности показывает высокие результаты, так как организация игры в детском саду в данном случае производится с учётом важнейших психофизиологических характеристик.

Тип темперамента определяется с помощью несложных психологических методик – психолог детского сада может определить темперамент ребёнка ещё на этапе предварительного собеседования. Следует учесть, что в силу некоторых особенностей детской нервной системы, в детстве значительно большее количество тестируемых проявляют черты холерического и сангвинического темперамента.

Организация игры в детском саду для детей-холериков.

Холерики – подвижные дети, с легковозбудимой нервной системой. Среди них часто встречаются гиперактивные дети.

Организация игры в детском саду в этом случае должна учитывать следующее:

Детям с холерическим темпераментом сложно заниматься видами игровой деятельности, требующими усидчивости – т. е. собиранием пазлов, конструктора, рисованием и т. д. Но именно эти занятия в детском саду должны активно поощряться со стороны воспитателей и родителей.

Как минимум за 1 час до сна детям-холерикам нельзя позволять играть в активные и шумные игры, так как потом им сложно уснуть.

Для холериков подходят интеллектуальные игры в спокойном ритме: когда ребёнка просят перечислить названия каких-либо предметов, игры «в слова», «в города» и т.д.

Обязательно чередуйте спокойную игровую деятельность с подвижной, но не давайте детям слишком сильно шуметь и много бегать: пусть активная игра будет лишь передышкой между спокойными играми. Не забывайте о том, что перед сном холериков нужно успокоить хотя бы на час. Организация игры в детском саду, требующей активности, эффективнее всего, когда производится в соревновательной форме.

Полезны игры с эмоционально-развивающим смыслом: участие в театрализованных постановках, игры с элементами актёрской игры, игры, требующие копирования или воспроизведения эмоций, т.к. холерики часто имеют проблемы с эмоциональной сферой.

Рекомендуемые игры:

  • Игры с кеглями.
  • Игра «Том и Джерри». Один из детей - «кот Том». Все остальные дети - «мышата», «Джерри» и его друзья. «Кот» свернулся калачиком на ковре и спит. «Мышата» пляшут вокруг него (можно, взявшись за руки, можно отдельно друг от друга) и поют:
  • Тили-бом, тили-бом,

Не боимся тебя, Том!

«Том» внезапно просыпается, вскакивает и пытается поймать «мышат». «Мышата» разбегаются. Если «Том» уже поймал кого-нибудь из них, он запирает мышонка в мышеловке (сажает на стульчик).

Игра «Коршун». Воспитатель - «курочка», дети - «цыплята». Они живут вместе с мамой в курятнике. Затем курочка и цыплята гуляют, и как только воспитатель говорит: «Коршун», все дети бегут обратно в домик.

В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из «курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать.

  • Игра «Кенгуру» - Дети разбиваются на пары. Один ребенок - «кенгуру» - стоит, второй «кенгуренок» - сначала встает к нему спиной, затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача - не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя.
  • Игра «Покажи нос». Все играющие стоят напротив воспитателя, который говорит им:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте,

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу, при этом покажу

Далее воспитатель называет вслух какую-либо часть лица, тела:

Уши-уши - все показывают уши.

Глазки-глазки - все показывают глазки.

Ручки-ручки - все показывают ручки

Организация игры в детском саду для детей-сангвиников.

Среди всех остальных детей с иными типами темперамента, сангвиники – самые «игривые».

В принципе, можно сказать, что для них подходят любые игры, однако организация игры в детском саду в этом случае должна учитывать следующее:

Также как и холериков, сангвиников следует приучать к спокойным играм, требующим усидчивости – пазлы, конструкторы, настольные игры и т.п. Сангвиники не склонны долго заниматься одной и той же деятельностью, поэтому поощрение таких «монотонных» игры для них весьма полезно: тренируется способность концентрировать внимание, рассчитывать силы, доводить начатое дело до конца. Если вы видите, что ребёнок откровенно заскучал и полностью потерял интерес к той или иной спокойной игре, временно разрешите ему поиграть с чем-либо другим, но потом возвратите к прежней деятельности.

Для сангвиников очень полезны игры с социальной составляющей: когда действовать нужно в команде или в паре. Сангвиники очень легко заводят отношения с другими детьми, у них постоянно меняется круг друзей. Поэтому важно донести до них мысль о том, что дружба – это большая ценность, иначе сангвиник может в последствии относиться к другим людям потребительски, легко манипулируя ими и не испытывая никакой глубокой эмоциональной привязанности. Поощряйте проявления дружбы и заботы у сангвиников, проводите с ними воспитательную работу на эту тему.

Организация игры в детском саду для детей с сангвиническим типом темперамента должна отдавать преимущества тем играм, которые требуют от ребёнка выражения индивидуальности. Ставьте сангвиников на роль ведущих, используйте те игры, где ребёнок должен проявить своё творчество и свою личную позицию – у сангвиников часто могут быть проблемы с формированием собственного мнения. Однако участие в играх, где следует точно выполнять многие правила, придуманные другими, также полезно для сангвиников в качестве деятельности, стимулирующей развитие ответственности.

Рекомендуемые игры:

  • Рвать бумагу и играть с ней; хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками.
  • Игра «Лягушка». Все дети сидят на маленьких подушечках. Затем они начинают передвигаться на этих подушечках по ковру и приговаривают все вместе:

Две лягушечки с утра

Съесть хотели комара.

Далее воспитатель говорит:

Комары все улетели,

И лягушки их не съели.

Дети встают с подушек и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:

Тара-pa, тара-ра,

Веселиться всем пора

Организация игры в детском саду для детей-меланхоликов.

Меланхолический тип темперамента предполагает то, что ребёнок-меланхолик чрезвычайно чувствителен, раним, деликатен, очень часто бывает замкнут в себе, стеснителен, нерешителен.

Организация игры в детском саду для данного случая должна учитывать следующее:

У меланхоликов часто возникают проблемы в эмоционально-волевой сфере, они боятся пережить неудачу, сторонятся от видов деятельности, где следует преодолевать препятствия. Поэтому важно приучать этих детей к спортивным играм, в которых нужно проявлять максимум воли, выдержки, решительности. Воспитание этих качеств позволяет побороть негативные проявления меланхолического темперамента. Следует учитывать повышенную ранимость меланхоликов – любое грубое воздействие для них губительно, поэтому приучение их к спорту должно быть деликатным, терпеливым и ненавязчивым. Идеально подходят спортивные игры без соревновательного элемента, так как проигрыш может заставить меланхолика отказаться от предложенной деятельности и даже начать испытывать перед ней страх.

Дети-меланхолики часто страдают от того , что им сложно выразить переполняющие их внутренний мир эмоции. Эта привычка держать всё в себе может привести к формированию нервозов. Поэтому важны игры, где ребёнок может дать волю эмоциям – стеснительным меланхоликам это делать сложно, но вы должны всячески стремиться, чтобы ребёнок получил эмоциональную разрядку. Например, предложите ему изображать льва или тигра, добейтесь, чтобы ребёнок рычал, кричал, шумел во время игры – тогда ему легче будет выразить эмоции, которые он долго носил в себе. Пантомима и театрализированные игры в этом случае – ваш надёжный помощник.

Для меланхоликов подходят конструкторы и милитаристические игрушки. К конструкторам нужно сначала пробудить интерес – эта деятельность поможет меланхоликам научиться сосредотачиваться на одном деле. А игрушки милитаристической направленности (танки, роботы, солдатики) помогают воспитывать твёрдые и мужественные черты характера, особенно, если ребёнку приходится «воевать» с другими детьми.

Организация игры в детском саду для меланхоликов всегда должна быть щадящей – не перегружайте ребёнка новой информацией, дайте ему время освоиться, адаптироваться и привыкнуть к новым играм и игрушкам. Часто ему может потребоваться время, чтобы он проявил интерес к игре – если сначала он не хочет участвовать, а хочет лишь смотреть, как играют другие, не принуждайте его насильно становиться участником игры. Пусть побудет в роли наблюдателя, пока у него не проснётся интерес.

Рекомендуемые игры:

  • Игра с лентами под медленную спокойную музыку;
  • конструкторы;
  • настольные игры;
  • игра с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками.

Игра «Мой хороший попугай». Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками, друг к другу. Воспитатель бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (перебросить) ее другому ребенку.

Организация игры в детском саду для детей-флегматиков.

Несмотря на внешнее спокойствие, флегматики – сложный тип темперамента, требующий к себе особого отношения. Эти дети малоподвижны, усидчивы, и просто созданы для того, чтобы заниматься деятельностью, требующей усидчивости и аккуратности.

Однако нельзя оставить флегматика сидеть за любимыми пазлами, конструктором или мозаикой – его нужно включать и в другие виды игр. Организация игры в детском саду для флегматиков должна строиться в соответствии со следующими принципами:

Избегайте игр, в которых ребёнок может проиграть – это может нанести серьёзный удар по самооценке. Не забывайте о том, что флегматиков нельзя торопить и тормошить, даже если они всё делают медленно – оттого, что воспитатель или другие дети будут постоянно его подгонять, флегматик становится всё более медлительным. Поэтому игры на скорость – всегда проигрышный вариант для флегматика.

Если вы включаете флегматика в активные и спортивные игры, всегда будьте начеку. Если вы заметите, что его действия начинают раздражать других детей, и они готовы начать смеяться над флегматиком или проявляют по отношению к нему злобу, потребуется всё ваше педагогическое мастерство и такт для того, чтобы адаптировать флегматика в глазах других детей и в его собственных глазах. Поэтому включать детей с этим типом темперамента в командные игры достаточно сложно. Идеально для флегматиков подходят большие кубики (или иные подобные игры) – с одной стороны, это спокойная игра, с другой стороны она требует двигательной активности.

Для флегматиков рекомендуются сюжетно-ролевые игры и игры с эмоциональной составляющей. Флегматик часто выступает в роли ведомого, охотно подчиняется другим детям, поэтому ваша цель – давать флегматику самые главные роли, заставить его командовать другими.

Флегматикам стоит завести питомца: они учатся ответственности, умению сопереживать. Если питомца завести нельзя, пусть проявляет ответственность и заботу хоты бы по отношению к растениям или к игрушкам. Поэтому рекомендуется игра в куклы, в «дочки-матери» и т.д.

Рекомендуемые игры:

  • Игры-эксперименты.
  • Игра-пазлы «Помоги Тане».

Воспитатель говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. полученные детали раздают детям - каждому ребенку по одной - и просят их помочь Тане починить ее игрушки. Задача малышей - найти отдельные части игрушки и соединить их.