Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".
учебно-методический материал по теме

Атаян Аревик Багатуровна

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для воспитателей по теме:

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»

Цели:

- Углубить знания воспитателей об особенностях типов темперамента.

- Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента ребенка.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.

Темпераменты:

  1. меланхолик;
  2. сангвиник;
  3. флегматик;
  4. холерик.

Сангвиник:

  1. общителен, быстро сходится с людьми;
  2. чувства легко сменяются;
  3. мимика богатая, подвижная, выразительная;
  1. деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;
  2. непоседа;
  1. рассеян, неаккуратен;
  2. заводила, выдумщик, фантазер;
  3. не злопамятен, миролюбив, не жаден.

Рекомендации: использовать подвижные игры, требования спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена деятельностей.

Холерик:

— действия порывисты;

  1. эмоционален, чувства ярко выражены;
  2. в зависимости от направленности личности

*+»        «—»

инициативность        раздражительность

принципиальность          аффективность;

  1. любит риск, приключения;
  2. не прислушивается к мнению других;
  3. излишне самостоятелен;
  4. в еде неразборчив;
  5. спит мало;
  6. импульсивен;
  7. драчун, крикун, конфликтен.

Рекомендации: необходимы терпение и спокойствие, подвижные и соревновательные игры, необходимо большое жизненное пространство, предусматривать возможность проигрывания, часто напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, читать книги о героических подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.

 Меланхолик:

  1. трудно долго на чем-то сосредоточиться;
  2. высокая тревожность, мнительность;
  3. чувства глубокие;
  4. отношения налаживаются трудно;
  5. часто задумчив;
  6. если расстроится, плачет долго и горько;
  7. застенчив;
  1. слишком рассудительный, «маленький взрослый»;
  1. любит уединение, спокойные игры;
  2. быстро устает;
  3. боится спорта.

Рекомендации: требует любящего понимания, грубость недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие»  несоревновательные игры.

Флегматик:

  1. ровный, спокойный, редко выходит из себя;
  2. упорный труженик;
  3. чувства устойчивы;
  4. замкнут;
  5. медлителен;
  6. играет нешумно;
  7. мало двигается;
  8. любит порядок и добротность;
  9. послушен, пунктуален;
  10. новое не любит;

— в зависимости от направленности личности

«+»        «—»

выдержка, глубина      лень, безучастность,
мыслей        безволие.

Рекомендации: игры на развитие фантазии, Занятия музыкой, вышиванием, иногда тормошить, заинтересовывать.

При осуществлении воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип темперамента ребенка.

Особенности поведения возбудимого ребенка — холерика

Все реакции такого ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перейти от веселого настроения к грустному. Всегда стремятся занимать лидирующие роли, любят подвижные игры, избегают сдержанных игр. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить. Не следует применять наказания, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы, шлепки.

Им полезны все виды занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому правилу. Полезно давать им постоянные трудовые поручения, которые необходимо выполнять систематически. Необходимо обучать их правилам общения. Применять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрослого.

Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника

Ребенок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого — сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.

Особенности поведения медлительного ребенка — флегматика

Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появляется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо после многократного повторения. Необходимо побуждать ребенка к выполнению движений, игровых действий.

Особенности поведения ребенка со слабой нервной системой — меланхолика

Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет «выпячиваться, перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Навыки формируются медленно, но становятся устойчивыми. Поэтому их трудно переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уверенность в своих силах, повышать самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.

Список использованной литературы:

- Г.А.Широкова Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

- Я сама воспитываю ребенка/ Авт.- сост. Г.Е.Коляда. – Мн.: Хаврест, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для работы с детьми с разным типом темперамента

В детском саду группы состоят из детей с разным темпераментом, всё равно можно  поделить её на части для того, чтобы организация игры была возможна с учётом особенностей детей. Учёт темперамента ...

Дипломная работа ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА...

Рекомендации по работе с детьми с различными типами высшей нервной деятельности

Рекомендации по работе с детьми с различными типами высшей нервной деятельности...

Подбор игр для работы с детьми с разными типами темперамента в соответствии с возрастными особенностями воспитанников (3-4 года)

Я подобрала игры для работы с детьми 3-4 лет с разными типами темперамента и написала краткие рекомендации для родителей. ...