Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".
    учебно-методический материал по теме

    Атаян Аревик Багатуровна

    В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaciya.docx20.98 КБ

    Предварительный просмотр:

     Консультация для воспитателей по теме:

    «Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»

    Цели:

    - Углубить знания воспитателей об особенностях типов темперамента.

    - Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента ребенка.

    Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.

    Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.

    Темпераменты:

    1. меланхолик;
    2. сангвиник;
    3. флегматик;
    4. холерик.

    Сангвиник:

    1. общителен, быстро сходится с людьми;
    2. чувства легко сменяются;
    3. мимика богатая, подвижная, выразительная;
    1. деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;
    2. непоседа;
    1. рассеян, неаккуратен;
    2. заводила, выдумщик, фантазер;
    3. не злопамятен, миролюбив, не жаден.

    Рекомендации: использовать подвижные игры, требования спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена деятельностей.

    Холерик:

    — действия порывисты;

    1. эмоционален, чувства ярко выражены;
    2. в зависимости от направленности личности

    *+»        «—»

    инициативность        раздражительность

    принципиальность          аффективность;

    1. любит риск, приключения;
    2. не прислушивается к мнению других;
    3. излишне самостоятелен;
    4. в еде неразборчив;
    5. спит мало;
    6. импульсивен;
    7. драчун, крикун, конфликтен.

    Рекомендации: необходимы терпение и спокойствие, подвижные и соревновательные игры, необходимо большое жизненное пространство, предусматривать возможность проигрывания, часто напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, читать книги о героических подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.

     Меланхолик:

    1. трудно долго на чем-то сосредоточиться;
    2. высокая тревожность, мнительность;
    3. чувства глубокие;
    4. отношения налаживаются трудно;
    5. часто задумчив;
    6. если расстроится, плачет долго и горько;
    7. застенчив;
    1. слишком рассудительный, «маленький взрослый»;
    1. любит уединение, спокойные игры;
    2. быстро устает;
    3. боится спорта.

    Рекомендации: требует любящего понимания, грубость недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие»  несоревновательные игры.

    Флегматик:

    1. ровный, спокойный, редко выходит из себя;
    2. упорный труженик;
    3. чувства устойчивы;
    4. замкнут;
    5. медлителен;
    6. играет нешумно;
    7. мало двигается;
    8. любит порядок и добротность;
    9. послушен, пунктуален;
    10. новое не любит;

    — в зависимости от направленности личности

    «+»        «—»

    выдержка, глубина      лень, безучастность,
    мыслей        безволие.

    Рекомендации: игры на развитие фантазии, Занятия музыкой, вышиванием, иногда тормошить, заинтересовывать.

    При осуществлении воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип темперамента ребенка.

    Особенности поведения возбудимого ребенка — холерика

    Все реакции такого ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перейти от веселого настроения к грустному. Всегда стремятся занимать лидирующие роли, любят подвижные игры, избегают сдержанных игр. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить. Не следует применять наказания, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы, шлепки.

    Им полезны все виды занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому правилу. Полезно давать им постоянные трудовые поручения, которые необходимо выполнять систематически. Необходимо обучать их правилам общения. Применять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрослого.

    Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника

    Ребенок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого — сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.

    Особенности поведения медлительного ребенка — флегматика

    Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появляется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо после многократного повторения. Необходимо побуждать ребенка к выполнению движений, игровых действий.

    Особенности поведения ребенка со слабой нервной системой — меланхолика

    Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет «выпячиваться, перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Навыки формируются медленно, но становятся устойчивыми. Поэтому их трудно переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уверенность в своих силах, повышать самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.

    Список использованной литературы:

    - Г.А.Широкова Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

    - Я сама воспитываю ребенка/ Авт.- сост. Г.Е.Коляда. – Мн.: Хаврест, 1998


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей. Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

     Работа воспитателя и работа логопеда компенсирующего детского сада различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она т...

    Игры для работы с детьми с разным типом темперамента

    В детском саду группы состоят из детей с разным темпераментом, всё равно можно  поделить её на части для того, чтобы организация игры была возможна с учётом особенностей детей. Учёт темперамента ...

    Дипломная работа ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА...

    Рекомендации по работе с детьми с различными типами высшей нервной деятельности

    Рекомендации по работе с детьми с различными типами высшей нервной деятельности...