Развитие самостоятельности и инициативы детей 3-4 лет в сюжетно-ролевой игре .
материал (младшая группа) на тему

Козырева Лариса Анатольевна

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.

Творческая игра начинает зарождаться в раннем возрасте. В совместной со взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyatelnosti_detey_v_syuzhetno.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности и инициативы детей 3-4 лет в сюжетно-ролевой игре .

 «Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. Сухомлинский.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.

Творческая игра начинает зарождаться в раннем возрасте. В совместной со взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами.

Переход к сюжетно – ролевой игре происходит в тот момент, когда ребенок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры.

 Под нашим руководством дети учатся самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения.

В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Мы помогаем поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок научиться ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности.

Обучение новым игровым умениям происходит в совместных играх со взрослым. Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями постепенно включаются в самостоятельные игры. Основным приемом руководства здесь является активизирующее общение воспитателя с детьми.

Основная задача развития сюжетно-ролевой игры во 2 мл. гр. – это учить детей принимать роль, выполнять действия в соответствии с ролью и вести ролевой диалог. Способствовать развитию у детей самостоятельности, приобретению навыков самостоятельной игровой деятельности, игрового общения со взрослыми и сверстниками. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей.

Реализация этих задач осуществлялась по направлениям:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

Первоначально принятие ребёнком на себя той или иной роли определял игровой предмет и выполняемое с ним игровое действие. В зависимости от того, какая игрушка попадает в руки ребёнка, он становился доктором, шофёром или поваром. Затем уже сама роль начинала задавать выбор игровых предметов, последовательность и содержание игровых действий. Так сначала я вместе с ребёнком решала, во что мы будем играть и кто кем будет в игре, а потом мы вместе осуществляли целенаправленный подбор игрушек и игровых предметов. Когда подходящие к сюжету и роли игрушки отсутствовали, я обращала внимание на возможность использования предметов-заместителей.

Такое элементарное совместное планирование сюжета игры  предварительное принятие роли способствовало развитию фантазии, воображения, инициативы детей.

Организуя совместную с детьми игровую деятельность, я старалась, чтобы каждый из детей смог поочерёдно побывать во всех ролях, как основных, так и второстепенных.

Для решения этих задач в группе была создана развивающая предметно – пространственная среда.

Совместно с родителями изготовлены атрибуты к с/р играм «Кафе», «Магазин», «Путешествие», «Семья».

Совместно с детьми и родителями атрибуты к с/р играм : «Больница», «Парикмахерская», «Зоопарк». 

С целью обогащения предметно-игровой среды группы была сделана ширма-машина-касса. Она выполнена из картонной упаковки.

Благодаря ширме дети могут придумывать замысел игры, брать на себя роли (водителя, пассажиров, кассира), распределять их. В процессе игровой деятельности дети могут использовать предметы-заместители (кольцо вместо руля, скакалку вместо заправочного шланга, строительные кирпичики вместо педалей и т. д.) .

Работа с детьми включала следующие блоки:

  1. расширение знаний детей об окружающем мире и деятельности человека в нём;
  2. организацию совместной игровой деятельности с детьми;
  3. создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.

Для решения задач обучения ролевым действиям и ролевому диалогу, мы ежедневно планируем и осуществляем совместную игровую деятельность с одним ребёнком или небольшой подгруппой детей, а также проводим предварительную работу по расширению знаний детей о профессии взрослых, окружающем мире, т.к эти знания необходимы для осуществления игровой деятельности.

В Д/саду мы ходили на экскурсии в медицинский кабинет , на кухню, в прачечную, в кабинет муз. работника. 

На прогулках мы наблюдали за работой дворника, шофёра, за играми детей старшей группы.

Рассматривали картинки из серий:  «Транспорт», «Мир вокруг нас», «Кем быть». Проводили беседы по содержанию картинок, читали худ. произведения, (стихи и рассказы) загадывали загадки, смотрели презентации о профессиях, приглашали в группу родителей работающих в парикмахерской, больнице, магазине,  которые рассказывали о своей работе, проводили дидактические игры на расширение и закрепление знаний детей об окружающем мире.

Вместе с детьми изготавливали атрибуты на занятиях по ручному труду :таблетки, билеты, схемы -подсказки к играм; на рисовании :горчичники, банки с компотом; на лепке: фрукты и овощи. Это способствовало ролевому интересу и расширению знаний  по определённым профессиям.

Ежедневно планируем совместную деятельность с детьми по развитию с/р игры. Рассмотрим на примере «Зоопарк», где я беру на себя главную роль, а ребёнку предлагаю второстепенную. Для начала знакомим детей с работой кассира, где дети покупают билеты, а затем идут в зоопарк, где животные сидят в «клетках» из строит. материала. Дети рассматривают животных, а экскурсовод-воспитатель рассказывает о том ,где живут, чем питаются, как надо за ними ухаживать.

 Рабочие зоопарка (служители) – кормят животных, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них.

Работники кухни – готовят специальные корма для животных.

Врач (ветеринар) – лечит обитателей зоопарка, делает им прививки.

Постепенно, когда ребёнок освоит роль, мы проигрываем с ним, потом с несколькими детьми, затем предлагаем главную роль ребёнку, кот. более сообразительный и инициативный, а себе берём второстепенную, если нужна помощь, то я второй кассир или помощник .

Первоначально принятие ребёнком на себя той или иной роли определял игровой предмет и выполняемое с ним игровое действие. В зависимости от того, какая игрушка попадала в руки ребёнка, он становился  доктором, шофёром или поваром. Затем уже сама роль начинала задавать выбор игровых предметов, последовательность  и содержание игровых действий. Так, сначала я вместе с ребёнком решала, во что мы будем играть и кто  кем будет в игре, а потом мы вместе осуществляли целенаправленный подбор игрушек и игровых предметов. Когда подходящие к сюжету и роли игрушки отсутствовали, я обращала внимание на возможность использования предметов –заместителей.

Такое элементарное совместное планирование сюжета игры и предварительное  принятие роли способствовало развитию фантазии, воображения, инициативы детей.

Организуя совместную с детьми игровую деятельность , я старалась, чтобы каждый из детей смог поочерёдно побывать во всех ролях-как основных, так и второстепенных.

Когда дети осваивали игру, могли  вести ролевой диалог, я постепенно выходила из игры и эта игра уже становилась самостоятельной.   Таким образом совместная деятельность переходила в самостоятельную. И так по каждой с/р игре дети постепенно приобретали игровые навыки, игры становились более разнообразными, дошкольники вносили своё , фантазировали, и мы старались поддержать их фантазии, важно чтобы инициатива детей имела поддержку со стороны взрослого. Постепенно игра обогащалась ,  расширялся диапазон игровых действий, богаче становился и ролевой диалог, появлялись новые роли, новые сюжеты для игр. Таким образом развивается инициатива детей. В нашей группе есть дети более активные, инициативные и они часто  берут на себя главную роль ,а есть пассивные дети, неуверенные в себе  поэтому мы поставили следующие задачи :

- продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации;

- поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре;

- приучать детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре;

- чаще включать в совместную с/р игру, пассивных, неуверенных детей, чтобы они не боялись играть, брать на себя роль и вести диалог.

Приведу пример: Аня была тихая, малообщительная, боялась вступать в диалог, а через игровую деятельность она стала общительной, у неё появились друзья.

К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда.

Игровая деятельность постепенно переходит от индивидуальной к коллективной. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее становится взаимодействие в игре со сверстниками.

Вывод: Игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере проявить самостоятельность, инициативу  и творчество. Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.