Статья: Взаимодействие детей и родителей в рамках воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

Актуальность

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй. Одним из требований  является  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  В учреждении должны создаваться условия для взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Взаимодействие детей и родителей в рамках воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста

Родители должны вырастить, хорошо воспитать ребенка, педагоги – помочь в этом родителям. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.

В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства. Очень важно включение родителей в жизнь ребенка в детском саду и участие их в разнообразных видах деятельности вместе со своими детьми, прежде всего в игровой.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. В нашей группе проводится планомерная работа, в которой решаются следующие задачи:

  • создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями и педагогами дошкольного учреждения;
  • создание условий для саморазвития взрослых ради успешной социализации ребенка;
  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
  • поддержание уверенности родителей в собственных возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье;
  • расширение сферы участия родителей в деятельности дошкольного учреждения, установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни, ведь воспитание в коллективе вырабатывает у детей позитивные социальные стереотипы поведения - самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому ребенку, а также способность находиться в группе детей. Часто родители  плохо информированы о работе дошкольного учреждения (отсутствие у родителей  знаний о взаимодействие детского сада и семьи). Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Ведущая идея системы работы педагогического коллектива   с родителями  - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Взаимодействие – это не только обмен информацией в процессе деятельности или общения, это еще и важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности, повышающий интерес, развитие и совершенствование педагогической культуры родителей. Организация взаимодействия детей и взрослых в рамках воспитательно-образовательного процесса в группе не может носить случайный характер, она должна быть системной и иметь цели, задачи и результаты.

В группе раннего возраста ГБДОУ детского сада № 44 сложилась эффективная система взаимодействия в рамках годового проекта «Растем и развиваемся вместе» (совместная деятельность родителей и детей). Педагогами был разработан план мероприятий с учетом запроса родителей (по итогам анкетирования), который объединили в единый долгосрочный проект. Мероприятия проекта проводились ежемесячно.  На них родители научились разным способам взаимодействия с детьми в совместной деятельности, получили знания о том, как проводить свободное время с ребенком. Мероприятия проводились по основным видам деятельности: сенсорное развитие, физическое развитие, музыкальное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Цели проекта: установление единства целей в воспитании детей, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения, создание условий для взрослых по поиску и использованию материалов.

Задачи проекта: расширение представлений об особенностях развития детей 2-3 лет, установление доверительных отношений с родителями,  повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам взаимодействия с семьей,  приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия, педагогическое просвещение родителей, повышение и педагогической культуры родителей.

Ожидаемые результаты проекта:

  • появление интереса родителей к деятельности, осуществляемой в дошкольном образовательном учреждении и группе;
  • повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах;
  • увеличение количества обращений с вопросами к педагогам;
  • возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в группе и в дошкольном образовательном учреждении;
  • рост удовлетворенности родителей работой педагогов и учреждением в целом.

Мероприятия, в рамках проекта «Растем и развиваемся вместе» проводились в разных формах в течение всего года.

Досуги: «Давайте познакомимся!», ««Развивалочка» - сенсорное развитие детей 2-3 лет», «Мы любим физкультуру» («Путешествие с «Колобком»). На всех встречах были созданы условия для ознакомления родителей с воспитательно-образовательным процессом в группе.

Также в ходе проекта проводились мастер-классы по ознакомлению родителей с художественно-эстетическим развитием детей 2-3 лет: «Аппликация-помощник в развитии детей 2-3 лет», «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». На мероприятиях были созданы условия  для ознакомления родителей с нетрадиционным способами аппликации и рисования. Итогами этих мастер-классов стали совместные работы родителей и детей «Подарок для мамы» и «Весенние красавицы». После мероприятия родители получали памятки.

С целью педагогического просвещения родителей по вопросам развития речи и развитию мелкой моторики рук проводилась практическая консультация «Давайте, пальчики, дружить» (знакомство родителей с выполнением пальчиковой гимнастики).  Родителям были представлены и обыграны вместе с ними пальчиковые игры по темам комплексно-тематического планирования в группе.                                                                                                                                

Во второй половине года педагоги с детьми подготовили небольшой концерт для мам «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня...». Целью мероприятия было создание условий для проявления положительных эмоций у детей и родителей.  

Заключительное мероприятие проекта, подведение итогов всего года, - это выпуск из группы раннего возраста «Мы уже большие».

Результат работы - это создание атмосферы взаимоуважения. Родители -  активные участники встреч и первые помощники педагогов, проявляют искренний интерес к жизни группы и дошкольного учреждения.

Успешность проекта можно оценить по отзывам родителей в конце года, по результатам педагогической диагностики, по активности посещения мероприятий, по активности участия родителей в мероприятиях дошкольного учреждения и по степени заинтересованности родителей. Совместная деятельность оказывает влияние на развитие у детей желания повторять освоенные игры  и упражнения дома, на прогулках, в свободное время. Положительные отзывы родителей - одна из составляющих успеха.

Совместные мероприятия помогают установить эмоционально-доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, способствуют развитию детей, а также дают возможность родителям увидеть, как их дети выполняют задания и ведут себя среди сверстников.

Совместные мероприятия помогают наладить контакт между детьми и родителями. Для каждого родителя это возможность больше узнать о жизни   ребенка в стенах группы, дошкольного учреждения и повод проявить себя.

Родители, особенно у кого первый ребенок, понимают, что садик – это совсем не страшно и детей там также любят, а не только воспитывают. Всегда здорово, когда дети и родители чувствуют себя одним целым и участвуют в одном общем деле. Очень важно для родителей видеть своего ребенка не только в привычной для ребенка, домашней обстановке, но наглядно убедиться в хорошем отношении к ребенку со стороны педагогов.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. -111 стр.
  4. Дронь А.В., Данилюк О.Л., Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 96  с.
  5. Зверева О.Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 256 с.
  6. Зверева О.Л., Кротова Т.В, Общение педагога с родителями  в ДОУ - М., ТЦ Сфера,  2005. – 80 с.
  7. Попова М.Н. «Навстречу друг другу»: «Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ/ СПб, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательно – образовательной деятельности в младшей группе раннего возраста «КОЛОКОЛЬЧИК» МКДОУ «Касторенский детский сад «Сказка» на 2014 -2015 учебный год

    Разрабатывая  рабочую программу для раннего возраста, руководствовалась Законом Российской Федерации «Об образовании», «Положением о дошкольных образовательных учреждениях», ...

Программа воспитательно-образовательной работы во 2 группе раннего возраста

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Раскрытие и комплексное развитие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей 1-2 лет путем интеграции художественно – эстетического и умственного воспитания...

Взаимодействие детей и родителей в рамках воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, терпения и такта , чтобы понять друг друга. Данная статья поможет ...

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста"

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возрастаРанний возраст очень важный и ответственный этап в жизни ребенка, который во многом определяет дальнейшее развитие чел...

Планирование воспитательно-образовательной работы в первой группе раннего возраста На январь 2020г (0-3 месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев). Тема: «Мои любимые игрушки» «Машина»

Планирование воспитательно-образовательной работы  в первой группе раннего возрастаНа январь 2020г (0-3 месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев).Тема:  «Мои любимые игрушки&raq...

Планирование воспитательно-образовательной работы в первой группе раннего возраста На январь 2020г (0-3 месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев). Тема: «Мои любимые игрушки» «Машина»

Планирование воспитательно-образовательной работы  в первой группе раннего возрастаНа январь 2020г (0-3 месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев).Тема:  «Мои любимые игрушки&raq...