"Формирование у детей дошкольного возраста умений общаться со сверстниками"
статья (средняя, старшая группа) на тему

Соболева Елена Александровна

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (средняя, старшая группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме:

«Формирование у детей дошкольного возраста умений общаться со сверстниками» (средняя и старшая группы)

Автор Соболева Е.А., воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовская область

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.  Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.  Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.

Поставив пред собой цель:  «Формирование у детей социальных контактов и развитие совместных действий в быту и игровой деятельности»,

я определила три основных направления работы, а так же сформулировала задачи по каждому из направлений:

1 направление. Развитие эмоциональной сферы детей.

Задачи:

- Дать детям представления о различных эмоциональных состояниях (радость, грусть, обида, гнев, страх, удивление);

- Учить передавать своё эмоциональное состояние посредством мимики, жестов, пантомимики;

- Учить замечать эмоциональное состояние сверстников, обучить детей конкретным способам преодоления своего эмоционального неблагополучия, накапливать опыт практических действий.

Второе направление. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Задачи:

- Дать детям представления об индивидуальных особенностях, учить понимать их чувства и переживания;

- Развивать чуткость и внимание к сверстникам, умение действовать с учетом их потребностей и интересов;

- Формировать оценочное отношение к поступкам;

- Укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.

Третье направление. Развитие коммуникативных навыков и умений.

Задачи:

- Учить детей устанавливать контакт со сверстником с помощью речевых и неречевых средств;

- Учить понимать и выражать своё настроение при помощи слов;

- Развивать умение четко, ясно, грамматически правильно высказывать в речи своё коммуникативное намерение;

- Учить вести диалог;

- Накопление у детей практического опыта в коллективной деятельности;

- Научить вести себя в конфликтной ситуации.

Свою работу по данному направлению в средней группе я начала с создания положительной атмосферы в группе. Дети поступили в группу из других групп, некоторые дети не ходили в детский сад вообще.

Для сближения детей друг с другом и с воспитателем использовала игры «Имена», «Встань в кружочек», «Бабушка Маланья» и другие. В период адаптации я соблюдала принцип свободного участия ребёнка в различных видах деятельности. Если игра или упражнения весёлое, интересное для детей, то они охотно включались в совместную деятельность, если у ребенка не было желания участвовать в игре, то ему предоставлялось право выбора заняться чем-нибудь другим по собственному желанию.

Для снижения тревожности в период адаптации ребенка в детском саду, для создания положительной мотивации на режимный момент сна я использовала «Сонные игрушки». Каждый ребенок приносил мягкую игрушку, с которой засыпал. После пробуждения игрушки складывались на специальную полку, где «ждали» детей до следующего дня.

Адаптация прошла благополучно у большинства детей.

Основной формой организации моей работы по формированию умений общаться являлись игровые занятия, проводимые во вторую половину дня.

Эти занятия имеют определенную структуру. Каждое начинается с ритуала начала занятия.

В средней группе я использовала ритуал «Подари улыбку», когда сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

В старшей группе ритуалом занятия у нас являлась игра «Волшебный клубочек». Дети так же сидят в кругу. Я передаю клубок ниток, тот наматывает на палец и при этом говорит либо ласковое слово, либо «волшебное» вежливое слово, либо называет ласково по имени. Затем клубок передает следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

Такие ритуалы необходимы для того, чтобы могли настроиться на совместную деятельность, общение и отличали эти занятия от других.

В основной части мною использовались разнообразные методы и приемы,

 направленные на развитие эмоциональной сферы, установление положительных взаимоотношений между детьми, развитию коммуникативных навыков.

В конце занятия  использовался ритуал прощания. Окончание занятия – это завершение определённого вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, а с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.

В средней группе я использовала ритуал «Солнечные лучики». Дети протягивали руки вперед и соединяли их в центре круга, тихо стояли, пытаясь представить себя солнечным лучиком.

В старшей группе ритуал окончания занятий являлся ритуал «Круг друзей». Дети сидят в кругу, держась за руки, закрывают глаза. Воспитатель пожимает руку ребёнку, тот открывает глаза, пожимает руку соседу и т.д., пока все дети не окажутся сидящими с открытыми глазами. Потом все улыбаются друг другу.

Во время проведения игровых занятий  я использовала большое количество наглядного материала; также проводилась  работа по уточнению, расширению словарного запаса детей.

Для оценки эффективности проведённых занятий, а так же для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей.

В основной части мы с ребятами использовали способы оценки каждой игры: поднятый вверх большой палец означает, что игра понравилась; поднятые пальцы обеих рук свидетельствуют, что игра очень понравилась; и, наконец, аплодисменты выражают общий восторг.

Отрицательные впечатления могут выразить топаньем ног, но  за два года такой оценки не было ни разу.

С детьми, имеющими трудности в общении, я проводила  индивидуальную работу в утренние часы или вечером, когда детей еще немного, есть возможность рассмотреть картинки (например, с изображением людей с эмоциональным различным состоянием), побеседовать о прочтённой дома или в группе сказке, поиграть в дидактическую игру.

Еще одной интересной для детей и как показывает опыт, эффективной формой работы стало создание «коробочек добрых дел».

С целью побудить детей к нравственным поступкам, научить чуткому, доброжелательному отношению к сверстнику я предложила детям дома совместно с родителями красиво оформить коробочку и принести ее в детский сад. Мы с детьми определили специальную полочку, где «коробочки для добрых дел» находятся. За каждое доброе дело ребенок получает фишку - флажок.

Когда коробочки были изготовлены, мы с детьми обговорили, что будем  считать «добрыми делами». Это оказание помощи друг другу; умение заметить, когда товарищу плохо, пожалеть его; употребление имени, комплимента, «волшебных слов» при обращении друг с другом; оценивать так же умение уступить другому; предложить выход из трудной или конфликтной ситуации. Количество флажков подсчитывать в конце каждого месяца. Ребенок, набравший наибольшее количество флажков становится «королем (или королевой) добрых дел». Выносится «волшебный стул» (Приложение Б )

Ребенок садится на него и ему под аплодисменты надевается  корона, которую при желании он может носить целый день. Этот своеобразный ритуал очень нравится детям. Такая форма поощрения способствует тому, что у детей возникает желание совершать добрые поступки. А также, совершая их, дети учатся анализировать их. Почему этот поступок может считаться добрым? (Он принес кому-то пользу, повысил настроение). А так же накапливается опыт практических действий по преодолению негативных эмоциональных состояний у сверстников, опыт совместных действий в играх и в общении.

Для решения поставленных задач я использовала разнообразные методы и приемы.

Что касается первого направления: «Развитие эмоциональной сферы детей» (приложение), то эффективными являются следующие:

- Рассматривание иллюстраций, фотографий людей в  эмоциональных различных состояниях;

- Игры, игровые упражнения, нацеленные на распознание эмоциональных состояний человека.

Дидактические игры: «Ребята с нашего двора», «Пойми меня», «Наши эмоции», «Кубик настроения»;

- Этюды на развитие мимики, жестов, выразительности движений.

 Этот прием используется как на занятиях, так и в повседневной деятельности детей. Они поднимают настроение детей, способствуют раскрепощению детей, объединению.

- Имитационные игры. Такие игры развивают выразительность движений, они очень интересны детям.

- Выражение эмоционального состояния, своего настроения посредством рисунка, музыки.

 Особенностью применения данного приема в том, что рисование под музыку, выполнение определенных движений не должно дублировать музыкальных занятий и занятий по изодеятельности. Важно отношение ребенка, умение выразить чувства. И оценка должна быть положительной, каждый ребенок должен быть успешным, а рисунок принят таким, какой получился.

- Решение проблемных ситуаций.

Решение проблемы – это своего рода творческий процесс, требующий предварительного анализа. При подборе проблемных ситуаций я использую примеры из жизни группы, а так же те, которые способствуют решению проблем, имеющих место между детьми.

Например: «Напишем письмо больному другу», «Не поделили игрушку», «Научи друга», «Не хватило пластилина».

В решении проблемной ситуации можно выделить 3 этапа.

На первом этапе задача воспитателя ввести детей в ситуацию.

Что происходит? Какая возникла проблема?

На втором этапе необходимо вызвать состояние сопереживания участникам. Какие чувства они испытывают? Какое настроение? Кому хорошо? Кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? В этот момент ребенок начинает анализировать свои ощущения и переживания.

На заключительном этапе следует направить детей на поиск решения проблемы (Что необходимо сделать?), обсудить предложения, выбрать нужное решение. В конце обязательно нужно помочь детям пережить чувство удовлетворения от того, что решение найдено. (Какие чувства пережили?  Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга!)

- Вспомогательным приемом слушание детской песни, инструментальной музыки различного характера.

При формировании положительных взаимоотношений между детьми эффективными приемами являются:

-Чтение этических сказок и беседы этического характера.

Слушание обязательно должно быть активным. Для этого я обращалась к детям  с вопросами по поводу событий, описанных в сказках. Как вы думаете, что будет дальше? Хорошо поступил герой?  Кого вам жалко? А как бы вы поступили на его месте?

После чтения нет смысла разбирать сказку по «косточкам». Главной задачей является пробудить чувства ребенка, его эмоциональную реакцию. Так же вопросы необходимо адаптировать к реальным условиям жизни детей, непосредственному окружению. Пусть дети поймут, что милосердным, добрым надо быть здесь и теперь, а не в далеком будущем.

- Игры - драматизации учат детей выражать настроение, характер героев с помощью интонации, мимики, пантомимики. Мы часто играли в игру «театр». Выбираются «актеры», которые изображают героев под чтение литературного произведения воспитателем. Остальные - зрители. Потом происходит смена ролей. Обычно мы обыгрывали небольшие произведения в стихотворной форме, такие,  как «Два барана» С.Михалкова , «Котята» С.Маршака.

Использовала  так же такие приемы, как:

- игровой прием, создающий мотивацию оказания помощи персонажу;

- моральная оценка поступков героев литературных произведений;

- обращение к личному опыту детей и воспитателя. Этот прием способствует развитию самоанализа, ребенок сравнивает свои чувства, испытанные в похожей ситуации.

Побуждая детей проявлять чуткость и внимательное отношение друг к другу, я использовала дидактическую игру «Как порадовать Буратино».

Игра может проводиться, как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Она поможет детям чувствовать и понимать причинно- следственные связи различных отношений. То есть, учит детей на основе возникающих сопереживания, сочувствия, содействия самостоятельно выяснить причины огорчения, эмоционального неблагополучия, искать адекватные способы оказания помощи, поддержки.

Идентифицируясь с любимым игровым персонажем, сопереживая, сочувствуя ему, ребенок от его лица явно выражает собственные интересы, предпочтения.

Данная игра позволяет судить о потенциальных возможностях ребенка, активизировать проявления индивидуальности у детей; строить с учетом этого своё отношение к ребёнку, регулировать взаимоотношения детей.

При подготовке к игре я изготовила 10 сюжетных картинок с изображением недоброжелательности, доброжелательности, отзывчивости, невнимательности и других гуманных и негуманных чувств, а также изображения грустного и веселого Буратино.

В начале игры выставляются сюжетные картинки с изображением негуманного отношения. Детям предлагается рассмотреть внимательно картинки, обсуждается, что произошло. Потом нужно выбрать ту, на которой изображено, что, по мнению ребенка, могло огорчить Буратино больше всего (невнимание, несправедливость, неотзывчивость). Выбор ребенком варианта отношения в качестве причины огорчения Буратино может свидетельствовать о наибольшей значимости для него соответствующего гуманного отношения. Далее выставляются несколько картинок с изображением гуманного отношения персонажей. Дети выбирают изображение того отношения, которое исправляет ситуацию.

Для формирования коммуникативных навыков очень важным является образец поведения и общение воспитателя с детьми, с сотрудниками, а также речевые образцы. Это и «волшебные слова», и фразы-утешения («Не плачь!», «Потерпи!), фразы-поддержки. Очень важны при установлении контактов «контакт глаз»; поэтому при общении с детьми я соблюдаю принцип «глаза в глаза», стараюсь быть рядом с ними равноправным партнером по общению. Эффективным приемом формирования коммуникативных навыков являются дидактические игры в парах.

В дидактических играх парами дети учатся ориентироваться не партнера, слушать собеседника, отвечать на его высказывания, поддерживать разговор; соблюдать очередность игровых и речевых действий, аргументировать согласие или несогласие с действиями партнера, обращаться к нему с поручениями, просьбами, задавать вопросы.

Еще одним приемом, который способствует развитию умений устанавливать контакт и поддерживать беседу, является игра по методике телефонного разговора. Обучая детей ведению диалога по телефону, на первых порах я приводила образец ответа или встречного вопроса в виде подсказки, а дети повторяли, таким образом, усваивая речевые обороты. Игры с телефоном не только развивают речь, но и способствуют развитию воображения, памяти, образности мышления.

В старшей группе я включала телефонные разговоры в содержание сюжетно-ролевой игры в целях обогащения ролевого общения.

Работая по данной теме, я создала соответствующую развивающую среду.   Приобрела дидактические игры «Ребята нашего двора», «Наши эмоции», «Пойми меня», изготовила самостоятельно дидактические игры «Кубик настроения», «Облака, «Как порадовать  Буратино», а также дидактические игры для игр парами, наборы сюжетных картинок с изображением нравственных и безнравственных поступков.

В группе находился альбом с фотографиями и рисунками людей разного возраста, изображенных в различных эмоциональных состояниях, изготовлены шапочки-маски для игр-драматизаций по содержаний литературных произведений.

Имеется подборка музыкальных произведений различного характера (инструментальная музыка, детские песни).

В группе имеется уголок настроения, оформленный в форме аквариума. У каждого ребенка есть определенное место, куда, приходя в детский сад, он помещает свою рыбку определенного цвета. С помощью уголка настроения можно определить эмоциональное состояние ребенка, выделяя детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выделить причины положительного или отрицательного состояния.

Работа по данной теме может быть по - настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Более того, преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребенка.

В средней группе важной задачей работы с родителями являлось создание общей теплой атмосферы между педагогом и родителями.

Еще одна задача – заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. На родительских собраниях я познакомила родителей с целями своей работы. В родительском уголке в рубрике «Учимся общаться» помещаю консультации «Наказывая, подумай, зачем?», «Принципы развивающей среды». «Учим своим примером» и др.

Я предложила родителям совместную форму деятельности детей и родителей – создание детского альбома: «Вот какой Я!». Большинство родителей охотно откликнулись на инициативу. Такой альбом является хорошим дополнением к семейному архиву, потому, что наряду с фотографиями, фиксирует изменения не только внешнего вида ребенка, но и становление его внутреннего мира.

В альбоме ребенок вместе с мамой рисует, наклеивает картинки или фотографии по темам: «Что я люблю делать», «Моя любимая сказка», «Я грущу, когда…», «Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Моё любимое блюдо», «Я умею», «Я не умею», «Мой лучший друг» и др.

Два раза в месяц дети приносили альбомы с выполненными заданиями в группу, показывали друг другу, рассказывали себе. Таким образом, общение становилось более содержательным.

По словам родителей, специальным образом направленные беседы и совместная деятельность позволили им обнаружить  в своих детях такие желания и переживания, о существовании которых они даже не подозревали.

Положительными результатами своей работы считаю:

-Создание благоприятного эмоционального микроклимата в группе;

- Увеличение количества контактов между детьми: большинство детей замечают эмоциональные проявления и переживания сверстников, могут оказать поддержку, проявить участие.

Также считаю, что мне удалось убедить большинство родителей в том, что стиль и характер общение в семье оказывает большое влияние на становление межличностного  общения ребенка со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движени...

Консультация для родителей «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

Матереиал содержит некоторые особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве....

Статья «Формирование у детей дошкольного возраста умения самостоятельно организовывать содержательный и позитивный досуг через организацию дворовых игр»

В наше стремительное время, когда в сознание ребенка поступает огромное количество информации, электроника и интернет становятся абсолютной нормой жизни, призванные упростить наше существование. Интер...

Реферат на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста умений ориентироваться в пространстве с применением дидактических игр"

Актуальность работыобусловлена внедрением ФГОС в систему образования, в том числе и дошкольного. В данной ситуации важными становятся задачи всестороннего развития, всопитания и обучения детей дошколь...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ» В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫБОР И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ

Быстро сменяющийся ритм жизни,  требует от человека не шаблонных,   привычных действий, а гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решен...

МАСТЕР-КЛАСС по изготовлению бумажных украшений в стиле Эбру (в рамках проекта по формированию у детей дошкольного возраста умения взаимодействовать в паре)

Данный мастер-класс поможет педагоам не только в изготвлении украшений из бумаги, но и поможет выстроить образовательный процесс, организовав его в паре для развития у дошкольников навыков партенрства...

«Воспитание у детей дошкольного возраста умения взаимодействовать со сверстниками, формирование дружелюбных отношений»

В данной статье рассматривается проблема взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в коллективе сверстников. Как педагоги должны организовывать детей, для их успешного контакта между собой. К...