Целеполагание в педагогике
материал на тему

Володько Оксана Леонтьевна

Планирование включает в себя определение конечных и промежточных целей и задач, средств и способов достижения результатов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepolaganie.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование образовательной деятельности

Планирование включает в себя определение конечных и промежуточных целей и задач, средств и способов достижения результатов.

Любое планирование деятельности служит разработкой комплекса действий по достижению определённой цели. Целеполагание – важный этап планирования. Цель – предвосхищаемый результат деятельности, предметная проекция будущего, субъективный образ желаемого (таблица №1).

Таблица № 1

Цели и задачи образовательной деятельности с дошкольниками

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

-Познакомить с…

-Познакомить с особенностями…

-Учить…

-Обобщить представления по теме…

-Закрепить…

-Отработать умение применять…

-Формировать понятие…

-Обеспечить понимание (усвоение) воспитанниками…

-Подвести воспитанников к пониманию…

-Обеспечить повторение (закрепление) воспитанниками основных понятий…

-Обобщить и систематизировать материал по теме…

-Подготовить детей к усвоению новой темы…

-Сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения…

-Дать представление о…

-Ознакомить детей с …

-Расширить (углубить) представление о…

-Дать понятие о …

-Развивать внимание (на основе выделения…) в процессе…

-Развивать умение передавать чувства.

-Развивать логическое мышление.

-Развивать умение выделять главное.

-Развивать умение сравнивать.

-Развивать умение делать выводы.

-Развивать мыслительные действия по аналогии.

-Развивать умение излагать мысли.

-Развивать эмоции.

-Развивать познавательный интерес (активность).

-Стимулировать проявление любознательности.

-Развивать память.

-Развивать самостоятельность (мышления).

-Способствовать развитию положительных эмоций путём…

-Развивать воображение.

-Развивать эмоциональное отношение к …

-Воспитывать чувства.

-Воспитывать эстетическое восприятие (точность и аккуратность).

-Обеспечивать нравственное воспитание (патриотизм, коллективизм, гуманизм, гордость за…).

-Содействовать трудовому воспитанию.

-Воспитывать самостоятельность через организацию…

-Воспитывать духовную культуру (потребности, интересы, взаимоотношения).

-Воспитывать культуру поведения.

-Воспитывать экологическую культуру.

Цели могут быть:

-внутренними / внешними;

-стратегическими / тактическими;

-коллективными / индивидуальными;

-экономическими / научными / организационными;

-количественными / качественными.

Цели должны быть:

-четкими, конкретными, понятными;

-реальными, достижимыми, соотносимыми с действительными возможностями;

-измеримыми;

-приемлемыми сотрудниками, родителями;

-гибкими.

С целью оказания помощи педагогам в процессе грамотной формулировки целей, задач и заданий предлагается таблица № 2.


Таблица № 2

Таблица вспомогательных глаголов

Компоненты структуры,

задачи

Определение, смысл

Глаголы

для формулирования задач педагога

Действие

Глаголы для формулирования вопросов и

заданий для

самостоятельной деятельности

детей

воспитанника

педагога

1

2

3

4

5

6

Ознакомление

Воспроизводство или определение местонахождения конкретных

элементов

информации

-Учить…

-Познакомить…

-Дать первоначальные представления…

-Отвечает…

-Воспринимает…

-Запоминает…

-Распознаёт…

-Излагает…

-Характеризует…

-Описывает…

-Руководит…

-Направляет…

-Управляет…

-Рассказывает…

-Сообщает…

-Показывает…

-Проверяет…

-Назовите…

-Перечислите…

-Опишите…

-Расскажите…

-Установить, что это, где это и т.п.

-Сформулируйте…

-Узнайте…

-Определите…

-Запомните…

-Обозначьте…

-Изобразите схемой…

-Повторите…

Понимание

Усвоение смысла изложенного

материала

-Уточнить…

-Раскрыть…

-Пополнить запас представлений…

-Систематизировать

-Объясняет…

-Истолковывает…

-Интерпретирует…

-Указывает…

-Раскрывает…

-Отождествляет…

-Доказывает…

-Слушает…

-Спрашивает…

-Сравнивает…

-Сопоставляет…

-Опрашивает…

-Проверяет

-Измените, превратите, переформулируйте…

-Объясните смысл…

-Расскажите своими словами…

-Сравните…

-Выберите…

-Установите…

-Разъясните…

-Сделайте заключение, вывод…

-Приведите примеры…

-Проиллюстрируйте…

Применение

Использование правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуациях, «перенос»

-Упражнять…

-Создавать условия для применения…

-Решает новые проблемы…

-Доказывает…

-Отбирает…

-Организует…

-Инициирует…

-Вырабатывает…

-Конструирует…

-Показывает…

-Оказывает содействие…

-Поддерживает...

-Наблюдает…

-Критикует…

-Осуждает

-Примените…

-Попробуйте на практике…

-Используйте…

-Употребите…

-Решите…

-Докажите…

-Покажите…

-Проиллюстрируйте…

Анализ

Расчленение информации на составные части, выявление взаимосвязей

-Уточнить понимание…

-Раскрыть…

-Пополнить запас представлений…

-Систематизировать

-Обсуждает…

-Раскрывает…

-Перечисляет…

-Анализирует…

-Разделяет на части…

-Разбирает критически…

-Исследует…

-Руководит…

-Стимулирует…

-Наблюдает…

-Предоставляет ресурсы…

-Проанализируйте…

-Разделите на части…

-Разыщите…

-Найдите…

-Определите…

-Различите…

-Проверьте…

-Сравните…

-Классифицируйте…

-Опровергните…

Синтез

Создание из различных идей нового или уникального продукта или плана

-Упражнять в использовании знакомых методов и приёмов…

-Обсуждает…

-Обобщает…

-Связывает…

-Сопоставляет…

-Резюмирует…

-Суммирует…

-Судит…

-Оценивает…

-Организует обратную связь (рефлексию)…

-Расширяет…

-Оценивает…

-Развивает идею…

-Дискутирует…

-Создайте…

-Изобретите…

-Предскажите…

-Сконструируйте…

-Оформите…

-Измените…

-Вообразите…

-Улучшите…

-Предложите…

Оценка

Оценивание значения материала или идей на основе определенных критериев или стандартов

-Формировать…

-Закреплять…

-Упражнять…

-Обсуждает…

-Подвергает сомнению…

-Формирует…

-Составляет…

-Высказывает своё мнение…

-Принимает…

-Допускает…

-Соглашается…

-Признаёт…

-Раскрывает критерии…

-Гармонизирует.

-Согласовывает.

-Составьте мнение…

-Придите к выводу…

-Отберите…

-Выберите…

-Разберите…

-Обсудите…

-Проверьте…

-Аргументируйте…

-Посоветуйте…

-Определите…

-Оправдайте…

-Убедите…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Философские аспекты целеполагания в образовании"

Рассуждения на тему профессиональной деятельности педагога....

Развитие и поддержка инициативы и целеполагания у дошкольников в двигательной активности с ОВЗ

Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопас...

Целеполагание - уже половина успеха.

Целью моей деятельности является создание благоприятных условий развития личности ребёнка в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития творческого потенциала и способносте...

Конспект тренинга для педагогов ДОУ "Целеполагание в системе образования"

В приложении вы найдете конспект тренингра для педагогов, направленного на повышение мотивации к работе, улучшение психологического климата и снятие эмоционально напражения. Тренинг расчитан на 1,5 ча...