Ошибки целеполагания
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Ефименко Елена Павловна

 ттттттт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 1 "Определения".

Продолжаем начатый разговор о целях и целеполагании.

В первую очередь нам необходимо определиться с терминами, чтобы дальше говорить на одном языке. Итак, что такое цель?

Современные толковый словарь русского языка дает такие определения цели:

Объект для попадания при стрельбе или метании

Заранее намеченный пункт следования

То, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача

Намерение, желание

В толковом словаре В.И.Даля под целью понимается «конечное желание, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть».

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

предвосхищаемый результат деятельности;

предметная проекция будущего;

субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

Итак, цель, как научное понятие, есть представление в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность.

То есть, цель - это то, к чему стремятся, что надо достичь, осуществить, реализовать, получить.

Для того, чтобы цель стала известна и понятна другим людям ее необходимо описать, т.е., сформулировать цель. В формулировке цели необходимо четко определить, что именно мы хотим получить. В этом случае мы не можем использовать термины описания процесса, нам необходимо обрисовать результат («цель-результат»). Конечно, многие из нас привыкли формулировать цель, как раз, в терминах процесса («цель-процесс») и новый принцип, на первый взгляд, кажется слишком необычным. Это объясняется еще и тем, что очень часто мы занимались формальным планированием и также относились к целеполаганию.

Реальное планирование и соответствующее ему целеполагание требуют новых подходов и нового отношения к себе. Если мы хотим не только ставить реальные цели, но и действительно достигать их, то нам необходимо принципиально изменить подходы к целеполаганию. Именно новые подходы к постановке цели мы с Вами будем рассматривать в ходе изучения данного курса.

Цель - это:

То, что для нас имеет смысл, ценность, сможет удовлетворить наши желания, амбиции, обеспечит выполнение наших профессиональных обязанностей. Например: «Победа в Олимпиаде педагогов «Современное образование» . Формулировка цели в этом случае может быть такой: «Я стала победителем в Олимпиаде педагогов в номинации «5 вершин»».

Нечто совершенно реальное, определенное, конкретное, измеримое, обладающее формой и содержанием. Например: «Мною завоевана победа в профессиональном конкурсе педагогов «Мой класс – моей школе» в текущем году».

То, чего пока нет, но мы это хотим достичь, получить, иметь, использовать. Например, «Прибавка к ежемесячной зарплате в размере 2000 рублей». Уверен, с формулировкой этой цели Вы справитесь сами :-).

То, к чему надо прийти (в прямом или переносном смысле), то, для чего потребуется приложить усилия, затратить ресурсы. Например: «Моя работа признана лучшей по итогам комплексной оценки за этот год».

То, что нужно нам не вообще, а в конкретное время, в конкретном месте, в конкретных условиях. Например: «Я славно провела отдых с семьей в палатке в сосновом бору на берегу Ладожского озера в июле 2015 года».

Рассматривая приведенные критерии по отдельности и в совокупности, мы приходим к выводу – цель – это краеугольный камень осмысленной деятельности, она является ориентиром для понимания наших желаний, она задает вектор нашим мыслям, словам и действиям, она является индикатором достижения наших желаний. Цель наполняет нашу деятельность смыслом, обеспечивает наши усилия мотивационным потенциалом, является критерием успеха нашего движения в выбранном направлении. Отсюда становится понятной важность постановки цели и значение точного ее определения, точности ее формулировки.

Давайте для дальнейшего разговора примем, что цель – это представление о желаемом результате нашей деятельности или деятельности других людей, а формулировка цели – это описание представления о данном результате.

Нужно ли ставить цели в педагогике? Риторический вопрос. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Педагог управляет образовательным процессом, управляет обучающимися, их деятельностью, следовательно, должен совершенно точно знать, куда, к каким целям он ведет свой корабль и свою команду. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности управления и качественных образовательных результатов. Причем, ясное представление о целях образовательного процесса должно быть и у обучающихся. Осознание целей своего обучения, понимание значимости этих целей обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность, вносит серьезный вклад в формирование индивидуальной траектории обучения.

Образовательные цели прописаны в государственных образовательных стандартах. Они определяют результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся на разных этапах образовательного процесса. Цели каждого конкретного образовательного мероприятия должен определять педагог, соотнося эти цели с целями стандартов. Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности обучающегося, которые хочет достичь педагог. Значит, планируя образовательное мероприятие необходимо подходить к постановке целей с позиции всего комплекса задач современного образовательного процесса, не ограничиваясь только предметными целями. В этом случае каждое образовательное мероприятие будет содействовать продвижению обучающихся к качественной подготовке к современной жизни.

Хотите спросить, каким образом можно на уроке достигать цели, не связанные с изучением предмета? Отвечу – в рамках технологии репродуктивного обучения такие возможности резко ограничены. Поэтому, новые образовательные стандарты ориентированы на современные образовательные технологии, например, технологию активных методов обучения (АМО), технологию модерации, технологию социального проектирования. В формате технологии АМО педагог-предметник совершенно обоснованно может ставить комплекс образовательных целей и уверенно их достигать.

Давайте посмотрим, для чего педагог определяет цели?

В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты, к которым будут стремиться все участники образовательного процесса.

Цели определяют направления, по которым будет выстраиваться образовательный процесс.

Цели помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся.

Цели являются индикаторами, обеспечивающими точное определение результативности усилий педагога и обучающихся.

Цель является мотиватором познавательной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя.

Согласитесь, Елена, достаточный набор оснований для применения на практике техники эффективного целеполагания.

Таким образом, мы кратко определили смыслообразующую и содержательную составляющие целеполагания, и теперь можем перейти к технической (инструментальной) составляющей процесса определения и формулировки цели, т.е., целеполаганию. Но перед этим необходимо выполнить практическое задание, а также обсудить, какие ошибки наиболее часто встречаются при целеполагании, чтобы не совершать их при постановке цели.

Практическое задание мы рекомендуем Вам выполнить прямо сейчас, а с ошибками целеполагания Вы познакомитесь завтра, изучив следующий выпуск курса.

 

Практическое задание 2.

Сформулируйте свое понимание цели. Сравните его с формулировками, приведенными в тексте. Какое из них вам больше нравится?

Сформулируйте цели для выбранных вами ранее образовательных процессов. Запишите формулировки целей в рабочий журнал курса\компьютер.

И сделайте это прямо сейчас!

Успехов, коллега!

P.S. Результаты выполненного практического задания пока не нужно никуда отправлять. Выполнив его, Вы сделали еще один Ваш к Вашему итоговому заданию!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Философские аспекты целеполагания в образовании"

Рассуждения на тему профессиональной деятельности педагога....

Целеполагание в педагогике

Планирование включает в себя определение конечных и промежточных целей и задач, средств и способов достижения результатов. ...

Развитие и поддержка инициативы и целеполагания у дошкольников в двигательной активности с ОВЗ

Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопас...

Целеполагание - уже половина успеха.

Целью моей деятельности является создание благоприятных условий развития личности ребёнка в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития творческого потенциала и способносте...

Конспект тренинга для педагогов ДОУ "Целеполагание в системе образования"

В приложении вы найдете конспект тренингра для педагогов, направленного на повышение мотивации к работе, улучшение психологического климата и снятие эмоционально напражения. Тренинг расчитан на 1,5 ча...