Фридрих Вильгельм Август Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».
учебно-методический материал на тему

Отришко Мария Викторовна
Материал о немецком педагоге, его взглядах на воспитание дошкольников и его вклад в педагогику. Дары Фребеля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frebel.docx332.1 КБ

Предварительный просмотр:

 

http://www.yuoiea.com/uoiea/assets/drgalleries/40/thumb_441px-Frederick-Froebel-Bardeen.jpeg.jpg

Фридрих Вильгельм Август  Фрёбель

(21 апреля 1782 — 21 июня 1852) — немецкий педагогтеоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Биография

     Родился в семье пастора в Обервейсбахе,  в  небольшой  деревушке княжества  Шварцбург - Рудольштадт  21 апреля  1782  года.  Ещё  малюткой он лишился  матери  и  был  отдан  на  попечение  прислуги  и старших сестер и братьев,  которых скоро сменила  мачеха.

     Отец,  занятый своими  многочисленными  пасторскими  обязанностями,  не имел возможности  заняться  мальчиком.  Невзлюбившая  его мачеха  также обращала  на него мало внимания и мальчик  рос,  предоставленный  самому себе.  Первоначальное  образование  он  получил в деревенской  школе для девочек.

     В 1792 году его дядя, пастор Гофман  в  Ильме,  взял его к себе. Отданный  в городскую  школу, он плохо  занимался  и  считался  малоспособным .  Легче других  предметов  ему  давались математика и  естественная история. Но он много  читал,  собирал  растения,  определял их,  занимался  геометрией.  

     С 1799 году он слушал в  Йенском  университете  лекции  по естественным наукам и математике, но через два года был  вынужден, вследствие   недостатка  средств, покинуть  университет.  Прослужив несколько  лет делопроизводителем  в разных  лесничествах,  Фрёбель отправился во Франкфурт на Майне с целью  изучить строительное  искусство.

      Здесь он познакомился с Грунером, старшим  учителем  образцовой школы, часто беседовал с ним о разных  педагогических  вопросах  и, заняв место учителя в его школе,  всецело  посвятил  себя  делу воспитания.

     В 1805 году он отправился в Ивердён, чтобы  лично  ознакомиться  с постановкой  педагогического  дела  в  учебном  заведении  Песталоцци.

      Эта поездка  убедила  Фребеля  в полной его неподготовленности  к деятельности,  которую он успел полюбить. Получив  место  домашнего учителя в семействе Гольцгаузена, он в 1808году вместе  со своими  тремя воспитанниками  переселился в Ивердён и поступил учителем в школу Песталоцци .

      Уча и сам одновременно  обучаясь, он пробыл в Ивердёне  два  года.  Небольшое  наследство, полученное в 1811 году после  дяди,  дало  Фрёбелю  возможность  поступить в геттингенский  университет,  для изучения  философии,  естественных наук и языков. Через год он перешёл в берлинский  университет, приняв  на себя обязанности  преподавателя  в одной  из  школ. Когда  началась  война 1813 года, он вступил волонтером в корпус Лютцова. Здесь он сошёлся  со своими  будущими  сотрудниками  по педагогическому  делу,  Миддендорфом и Ланденталем.

     Энтузиазм  Фрёбеля,  постоянно  читавшего  своим  друзьям  лекции  на тему о воспитании и обучении детей, передался  и последним. После похода, в 1814 году, Фрёбель стал  ассистентом  профессора  Вейса  при минералогическом  музее  в Берлине, но скоро отказался от этого места, отклонил  предложенную  ему стокгольмским  университетом  кафедру и покинул Берлин.

     13 ноября 1816 года Фрёбель  открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное  по его системе. В эту школу первоначально поступили его пять  племянников, затем  ещё брат Лангенталя. В следующем году вдова его брата купила небольшое  имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фрёбеля.  Материальное  её положение  было крайне затруднительное. Кроме самого Фрёбеля, преподавателями  были  Лангенталь, Миддендорф и племянник  последнего, Барон.

     В 1818 году Фрёбель  женился. Его жена увлеклась его идеями и пожертвовала на их осуществление все свое состояние. То же самое сделал и брат Фрёбеля,  Христиан: продав своё  торговое  дело, он  переселился  в Кейльгау и сделался  директором училища. Мало помалу школа Фрёбеля начала процветать.

      В 18211825 годах в ней насчитывалось около 60 воспитанников. К этому периоду относится составление главного литературного труда Фрёбеля: «О воспитании человека», напечатанного в 1826 году.

      Вследствие ложных слухов об атеистическом и опасном для правительства направлении Фрёбелевского заведения, князь шварцбургский послал в Кейльгау, по требованию Пруссии, ревизора. Хотя  последний  и отозвался в своём отчете об учебном заведении Фребель с большой похвалой, но доверие общества было подорвано, и Фрёбель лишился большего числа своих воспитанников. Передав школу Барону, Фрёбель отправился в Швейцарию. Там, в кантоне Люцерн, он принялся за устройство народного учебного заведения по своей  идее, но, вследствие вражды местного духовенства,  перенес свою школу в Виллисау, где достиг такого успеха, что кантональное управление Берна поручило  ему  устройство дома для сирот в Бургдорфе.

      Здесь у него впервые возникла мысль о необходимости воспитательных заведений для малолетних детей; здесь же он мог испытать на деле свою теорию воспитания детей дошкольного возраста и свои «дары».

     В 1836 году Фрёбель  вернулся в Кейльгау, так как его жена не переносила сурового климата в Бургдорфе. В 1839 году он прочёл в Дрездене, в присутствии  королевы саксонской, лекцию о школах для малолетних  детей; лекция эта не имела  успеха.

      В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом».

      Так, его первый детский сад был открыт в день 400-летнего юбилея  книгопечатания. В то же время Фрёбель начал издавать воскресную газету, с девизом: «Будем жить для наших детей!» Вскоре умерла его жена, помощница его во всех предприятиях, и Фрёбель снова переселился в Кейльгау, где написал свои «Материнские песни»; музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки — художникУнгер. Тогда же им были  подготовлены первые «детские садовницы».

     В 1848 году Фрёбель отправился в Рудольштадт на съезд немецких учителей, где его педагогическое учение подверглось такой суровой критике, что он был вынужден взять обратно свои предложения. Женившись вторично на одной из своих учениц, Фрёбель отправился в Гамбург для основания там детского сада.

     В 1850 году герцог Мейнингенский, заинтересованный учением Фрёбеля, предоставил в его распоряжение свой замок Мариенталь.

     В 1852 году, присутствуя на съезде учителей в Готе, Фрёбель был предметом восторженных оваций; но его жизненные силы были уже подточены, и он умер 21 июня того же года в Мариентале, где работал над учреждением  школы для детских  садовниц.

Педагогические идеи        

Теория развития ребёнка.

     Фребель, воспитанный в духе идеалистической  немецкой  философии, в своих  взглядах  на природу, общество,  человека  был  идеалистом  и считал, что педагогика  должна  основываться на идеалистической  философии. По мнению Фребеля,  ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным.

      Инстинкт деятельности, или активности - проявление в ребёнке единого творческого божественного начала; инстинкт познания -  заложенное в человеке  стремление  познать внутреннюю сущность  всех вещей, то есть опять-таки Бога. Фребель  дал  религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребёнка, истолковал  представление  швейцарского педагога-демократа о саморазвитии  как о процессе выявления в ребёнке божественного.

     В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фрёбелю, — включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «своё божественное начало».

     Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение  предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Педагогика и методика воспитания в детском саду.

       В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

     Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда  «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»?

     Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».

     Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад»: «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».

     В каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.
    Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

    Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

     Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу.

    Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

  Ф. Фребель считал целью воспитания  развитие  природных  особенностей  ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять  всестороннее  развитие  детей, которое  начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики.

     Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая  её сущность, он доказывал, что игра  для ребёнка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она — его собственная жизнь.

     В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая  жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок  изображает  нечто  внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря  внутренним силам.

Дары Фребеля

http://cs618916.vk.me/v618916877/3e1f/16QJnf7RICY.jpg

     Для развития  ребёнка  в самом  раннем  возрасте  Фребель  предложил шесть «даров».

      Первым  даром  является  мяч. Мячи  должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные  в различные цвета — красный, оранжевый,  жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый.  Каждый мяч-шар — на ниточке.

https://electronicarms.files.wordpress.com/2010/02/giftone_lrg-jpg.jpeg?w=300&h=222

    Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны  и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

     Вторым даром являются  небольшие и  деревянные -  шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание  цилиндра и сторона кубика одинаковые).

https://media2.wnyc.org/i/0/350/c/99/photologue/photos/moma_cotc_1.01.01froebelgift2.jpg

     С помощью их ребёнок  знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара.

     Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной).

     Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий  дар — куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части).

     Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё  творчество, строить  из  кубиков, различно  их комбинируя.

http://i00.i.aliimg.com/wsphoto/v3/1436912126_1/Froebel-Baby-Toys-GABE-Quantity-Width-Teaching-2-5cm-font-b-Cube-b-font-Wooden-Toys.jpg

     Четвёртый  дар — тех же размеров  кубик,  разделённый  на  восемь плиток (кубик делится пополам, а  каждая  половина — на четыре  удлиненные плитки, длина  каждой  плитки  равна  стороне  кубика, толщина  равна  одной  четвёртой  этой  стороны).

    Пятый дар — кубик, разделённый   на  двадцать  семь  маленьких  кубиков, причём  девять из них разделены  на более  мелкие  части.

http://www.froebelgifts.com/images/froebel_gift_5.jpg

    Шестой  дар — кубик, разделённый  тоже  на двадцать  семь  кубиков, многие  из  которых  разделены  ещё  на части: на плитки, по диагонали и пр.

http://i01.i.aliimg.com/wsphoto/v1/1363028215_1/Froebel-Baby-Toys-36pcs-font-b-Blocks-b-font-GABE6-Proportion-Cognitive-Combining-Matching-font-b.jpg

     Фребель  предлагал  разнообразие  видов  детской  деятельности  и занятий: это работа  с дарами — строительным  материалом,  подвижные игры,  рисование,  лепка,  плетение  из бумаги,  вырезание  из бумаги, вышивание,  выкладывание  из  металлических  колец,  палочек,  гороха, бус, выкалывание,  конструирование  из бумаги,  из палочек  и др.

    Такой конструктор – «дар Фребеля» позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

     Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной.  И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

     Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб  - символом покоя, «единства в многообразии» ( он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

     В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

       Многие из этих занятий, методически  преобразованные  с других методологических   позиции, находят  применение  в современных   детских садах.

Вклад в развитие  мировой  педагогики.

     Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были  первые  в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.

      Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах.

    Ф. Фребель  впервые в истории  дошкольной  педагогики  дал  целостную, методически  детально разработанную,  оснащённую  практическими пособиями систему общественного дошкольного  воспитания.  Способствовал  выделению  дошкольной  педагогики  в  самостоятельную  область  знания.

     Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России.

     Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества. Но при применении в детских садах игры с дарами Фребеля стали формальными, отнюдь не радостными для детей упражнениями, в которых малыш был лишь наблюдателем действий взрослых. И нарушилась первоначальная идея детской активности в игре.

     Именно за это Фребеля много критиковали в дальнейшем, отмечая излишнюю сухость его игр, отсутствие в них  жизни, чрезмерную регламентацию действий детей. А его воспитательниц  в России называли «фребеличками».

      Поэтому в полной мере система Фребеля сейчас не применяется. Но до сих пор используются многих находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста.

      И даже до сих пор выпускается для игр с детьми,  в детских садах полный набор материалов,  для игр с дарами  Фребеля.

Литература:        

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие.- М.: Издательский дом "Форум": Инфра-М, 1998. - 113 с.

2.  История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений.  Под ред. А. И. Пискунова.- М.: Сфера, 2001. - 512 с.

3. Коджаспирова  Г.М. История образования и педагогической мысли.- М.: Владос-Пресс, 2003. - 224 с.

        

Педагогический колледж №8

МДК 03.01.

Реферат на тему:

"Фридрих Фребель - немецкий педагог основатель первого "детского сада" в мире".

Преподаватель: Исаченко С. И.

Работа студентки  223 группы (индив. маршрут)

        Отришко Марии

Санкт - Петербург

2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Теоретик и практик дошкольного воспитания в России А. С. Симонович »

"Теорики практик дошкольного воспитания в России А.С. Симонович"...

Понятия «детско-родительские отношения», «семейное воспитание» и их роль в формировании личности ребёнка.

Понятия "детско - родительские отношения", "семейное воспитание" и их роль в формировании личности ребенка....

Аделаида Семёновна Симонович (урождённая Бергман) — педагог, издатель, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания, основатель первого в России детского сада

Аделаида Семёновна впервые в России обосновала значимость общественного воспитания детей: «Первыми природными воспитателями являются родители, и по преимуществу в первое время жизни ребенка &mda...

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми...

Консультация для педагогов : «Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду»

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФОП актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивит...