«Теоретик и практик дошкольного воспитания в России А. С. Симонович »
статья по теме

"Теорики практик дошкольного воспитания в России А.С. Симонович" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Строительство любого здания начинается с закладки фундамента. Первые «Кирпичи» фундамента русской дошкольной педагогики были положены Аделаидой Семеновной Симонович (1844-1933). Именно ее по праву можно назвать основоположником теории и практики общественного дошкольного воспитания в России.

      Педагогическая деятельность А. С. Симонович падает на шестидесятые годы XIX века, т. е. на годы подъема общественного движения в России. Вот как передает атмосферу тех лет Н. В. Шелгунов: «Это было удивительное время, время, когда всякий хотел думать, читать и учиться и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко. Спавшая до того времени мысль заколыхалась дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные. Не о сегодняшнем дне шла тут речь,  обдумывались и решались судьбы будущих поколений, будущие судьбы всей России, становившиеся в зависимость от того или другого разрешения реформ. Эта заманчивая работа потянула к себе всех более даровитых и способных людей и выдвинула массу молодых публицистов, литераторов и ученых, имена которых навсегда связались с историей русского просвещения и с блестящим, но коротким моментом 60-х годов, надолго давшим свое направление умственному движению, России, как бы оно по временам ни затихало». Общественное движение шестидесятых годов всколыхнуло педагогически мыслящую часть русского общества - обнажило язвы общественного и семейного воспитания, поставило множество педагогических проблем, над решением которых работало не одно поколение. Новые общественно-экономические условия после отмены крепостного права требовали нового подхода к решению вопросов народного образования, общественного, семейного и дошкольного воспитания.

       А. С. Симонович родилась в Москве, в семье мелкого лавочника. Окончив пятиклассную школу, самостоятельно подготовилась и сдала экзамен на звание домашней учительницы. Более т6го, А. С. Симонович пытается получить высшее образование в Московском университете. Однако ей, как и всем женщинам в России, доступ закрыт. Вот почему Аделаида Семеновна от правляется в Швейцарию. Здесь она знакомится с системой дошкольного воспитания Фребеля. По возвращении на Родину (1866), в Петербург, Симонович. открывает платный детский сад, который можно считать своеобразной педагогической лабораторией по дошкольное в специальных разделах журнал печатал рассказы для детей »ласточки», «Трубочист>, «яблони», «Человек и журавль», «Собака и щенята»), публиковал статьи по методике обучения рисованию, плетенью, вырезыванию и т. д.

       Много внимания отводили Издатели педагогической системе Фребеля. Однако это вовсе не означало, что журнал восторженно пропагандировал за его педагогические взгляды. Точнее, именно на страницах «Детского сада» постоянно критически анализировались идеи немецкого педагога, что, несомненно, подчеркивало позицию А. С. Симонович как вдумчивого педагога-теоретика и замечательного педагога-практика.

      В 1870 году А. С. Симонович переезжает в Грузию, Тифлис (ныне Тбилиси), и открывает там детский сад для детей русских, армян и Грузии. Через шесть лет она вновь в Петербурге, где открывает частную элементарную школу.

       В восьмидесятых годах А. С. Симонович живет в Тверской губернии, преподает в Калачевской сельской школе. Разносторонние знания, опыт и педагогический талант - все эти качества определяют школу Симонович как одну из лучших в сельской местности. В летние месяцы в помещении школы открывали ясли, детский сад и детские площадки для детей крестьян. Это была одна из первых попыток в России организовать своеобразный комплекс учреждения в летнее время для крестьянских детей-дошкольников.

        Анализ педагогических сочинений Симонович убеждает в том, что она критически относилась к популярной тогда теории Фребеля. А. С. Симонович, как и Е. Н. Водовозова, видит положительные и отрицательные стороны в теории дошкольного воспитания немецкого педагога. А. С. Симонович справедливо отмечала, что, «Читая сочинения Фребеля, можно прийти в отчаяние от мистики и символизма, которые он внес в теорию детского сада», что педагогическая система немецкого педагога является «тяжеловесным сооружением», наводящим тоску на детей и воспитательниц.

          Однако заслуга Симонович в том, что она в отличие от многих педагогов того времени сумела разглядеть в «тяжеловесном сооружении» Фребеля не только педантизм и мистику, но и «рациональное зерно», указала, что суть педагогической системы немецкого педагога вовсе не в том, чтобы неукоснительно соблюдать его предписания по каждому конкретному вопросу, а в самой идее организации дошкольного воспитания, в принципах развития и воспитания детей. Педагогический опыт убедил А. С. Симонович в том, что механическое перенесение тех самых игр и занятий, которые рекомендовал Фребель, в условия русского детского сада не обеспечивает полнокровную жизнь. Успех в организации детского сада, в разработке методики воспитания может быть обеспечен, как считала Симонович, конкретным воплощением !Идеи народности, выдвинутой великим русским педагогом К.Д. Ушинским.

         В шестидесятые годы прошлого века оживленно обсуждался вопрос о том, необходимо ли общественное дошкольное воспитание. Развитие капитализма в России требовало увеличения рабочих рук, объективно создавало условия для привлечения женщин в сферу производительного труда, меняло экономическое, правовое и бытовое положение женщины. Эти изменения отчетливо представляли себе передовые люди русского общества. «Все клонится к тому, - писала А. С. Симонович, - чтобы женщина вышла из тесной сферы исключительно семейной жизни для деятельного участия в работе общественной. Роль женщины, как организатора и охранительницы семейной жизни, исключительная роль хозяйки, матери и воспитательницы детей отходит в прошлое».

        А. С. Симонович подчеркивала мысль о том, что в прошлое уходит только исключительная роль женщины как хозяйки, матери. и воспитательницы. Не следует думать, что вовлечение женщины в общественное производство якобы совершенно освобождает ее от обязанностей матери и воспитательницы своих детей. Женщина не может быть свободной от обязанностей матери и воспитательницы! Все дело в том, что сужается ее воспитывающая функция, но не уменьшается ее роль в первоначальном воспитании ребенка. И уж никак не освобождается вовсе от функции первоначального воспитания! Даже при том условии, если повсеместно будут организованы детские сады, ребенок все же половину времени проводит в семье. Значит, общественное дошкольное воспитание не исключает, а лишь дополняет семейное воспитание.

        А. С. Симонович ставит вопрос в социально педагогическом аспекте: если общество привлекает женщину к общественному производству, то оно обязано позаботиться об устройстве для маленьких детей общественных воспитательных учреждений.

        Необходимость детских садов А. С. Симонович обосновывает и с педагогической точки зрения. Она доказывала, что первоначальное семейное воспитание как среди богатых, так и среди бедноты неудовлетворительно. В статье «Кто воспитывает в семействе?» (Детский сад, 1966, N!! 1) А. С.         Симонович так характеризует семейное воспитание детей дошкольного возраста: «Матери богатого сословия предоставляют в настоящее время своих новорожденных детей уходу кормилиц и нянек и почти не имеют сами надзора за ними. Роль матери совершенно пассивная ...

       Матери среднего сословия больше занимаются своими детьми, но у них нет столько познаний, чтобы они сумели развивать физические, умственные и нравственные силы ребенка. По какому-то странному случаю ни одну женщину не готовят в воспитательницы, несмотря на то, что она назначена быть воспитательницею.

        Но что можно сказать о матерях бедного сословия о матерях, лишенных первейших потребностей жизни; что можно сказать о бедных труженицах, для которых настоящий социальный порядок становится безжалостно несправедливым. Дети этих матерей лишены надзора, здоровой пищи, чистого воздуха и вырастают физическими и умственными калеками. М атери, отправляясь на работу, принуждены оставлять одних своих детей дома на произвол судьбы. Рассуждения рациональной педагогики звучат злою насмешкой в отношении к этим детям и их матерям».

     Это была горькая правда о семейном воспитании в царской России.

      Где же выход? В организации специальных дошкольных воспитательных учреждений. Это объективная необходимость, она диктуется экономическим прогрессом общества. В детском саду ребенок воспитывается коллективистом, общественником. Это одно из важнейшим преимуществ общественного дошкольного воспитания перед воспитанием семейным. Таким образом, общественное дошкольное воспитание диктовалось не только социальными условиями, но и требованиями коренного улучшения первоначального воспитания детей. Следовательно, речь должна была идти не о том, нужны или не нужны детские сады, а о том, каким образом лучше организовать воспитательную работу в них, чтобы дитя, «ушедши из дому, не проиграло, а, напротив, выиграло бы; чтобы дух этих новых учреждений был, действительно, на высоте своей задачи».

    А. С. Симонович считала, что детские сады должны быть организованы прежде всего для детей среднего и высшего сословий. По вопросу о том, нужны ли народу детские сады в деревне, развернулась дискуссия на страницах журнала «Детский сад». Сначала редакция придерживалась той точки зрения, согласно которой детские сады в деревне не нужны, потом выступила за организацию детских садов в деревне, особенно в летнее время.

Обоснование необходимости детских садов как воспитательных учреждений было менее трудной задачей, чем разработка педагогических основ дошкольного воспитания. За ее решение взялась А. С. Симонович.

   Цели и задачи детского сада А. С. Симонович определяла следующим образом: «Детский сад есть воспитательное заведение для малолетних детей от трех до семи лет без различия сословий, религии и пола ... Цель детского сада - физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет таким образом недостаточное (по многим причинам) се-

 мейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть следующее звено между семьей и школой».

Если учесть, что в России были очень сильны классовые, национальные и религиозные предрассудки, то станет понятным важность идеи одинакового воспитания детей без различия по¬.1а, национальности, вероисповедания и классовой принадлежности. Это была исторически прогрессивная социально-педагогическая идея, и не случайно Е. И. Конради, несмотря на критическое отношение к педагогическим идеям А. С. Симонович, отмечала, что журнал «Детский сад» имеет «притязание построить всю систему первоначального воспитания на более разумных основаниях».

     А. С. Симонович рассматривала детский сад как связующее звено между школой и семьей. Нельзя не согласиться с ее 13ысказыванием: уси¬ЛI1Я детского сада и семьи должны быть объединены в одном направлении. В этих целях родителям целесообразно знакомиться с воспитательной практикой детского сада, а воспитательницы должны помогать родителям в организации первоначального семейного воспитания.

    Эта идея взаимной помощи семьи и общественного воспитательного учреждения актуальна и в наше время.

   Первоосновы развития и формирования личности ребенка закладывает мать. Вот почему столь важное значение придавали первоначальному (материнскому) воспитанию все выдающиеся педагоги прошлого. «Мать - это национальная сила; в ее руках будущность страны», - заявляла А. С. Симонович. До трех лет ничто не может заменить влияния матери на развитие ребенка - такова точка зрения прогрессивных русских мыслителей и педагогов: Н. И. Пирогова, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, К. Д. Ушинского, Е. Г. Водовозовой, А. С. Симонович.

    Исходя из идеи о решающем значении первоначального материнского воспитания, А. С. Симонович считала: ребенок до трехлетнего возраста должен оставаться дома, вскармливаться и воспитываться матерью. Дальнейшее воспитание ребенка в семье, по ее мнению, уже нежелательно, так как «он нуждается в товарищах для игр и занятий».

Детский сад А. С. Симонович рассматривала как подготовительную ступень к систематическому обучению в школе через свободное гармоническое развитие до шестилетнего возраста и подготовку в элементарном классе детей шести-семи лет.

    Исходя из возрастных особенностей детей преддошкольного возраста, А. С. Симонович полагала: детям этого возраста свойственна подвижная жизнь в виде постоянной игровой деятельности. Поэтому речь должна идти не о систематическом обучении, а о том, что в целях духовного развития детей книга не должна вытеснять и заменять собою другие средства умственного, нравственного и эстетического воспитания!. Иными словами, А. С. Симонович выступала  против «книжного закабаления» детей четырeх-пяти лет..

   Позицию А. С. Симонович легко понять, если учесть, что сто лет назад еще не были разработаны научные основы 06учения дошкольников, а попытки использовать таблицы и карты, печатные буквы и цифры «высушивали детское воображение», притупляли память. По этой же причине не одобрялась попытка систематического обучения грамоте, чтению, счету и -иностранному языку в детском саду. Мысль о том, что дети до пятилетнего возраста должны всесторонне развиваться вне «книжного закабаления» не вызывает возражений.

   И все же А. С. Симонович была за установление преемственности в работе детского сада и школы. Эту связь она видела прежде всего в том, что детский сад осуществляет, а школа использует общее развитие детей, а именно .навык связной речи, ловкость рук, привычки общения и самообладания. А. С. Симонович выдвигала идею создания элементарного класса для детей шести-семи лет. Говоря современным языком, это была оригинальная идея создания подготовительной к школе группы. В статье . «Связь советского сада со школой» (Детский сад, 1866, ,2 4) организация элементарного класса рассматривалась как «переход от детского сада к школе» в целях окончательной психологической практической Подготовки детей к учению и обучению.

   В элементарном клacce детского сада, считала А. С. Симонович, дети должны знакомиться  азбукой, письмом и счетом, учиться отличать признаки предметов, правильно выражать свои мысли. Однако приучение к учению в элементарном классе должно быть постепенным, чтобы оно, не подменяя игры, понемногу бы уменьшало время игровой деятельности и увеличивало бы время учения. Учение и обучение должно носить игровой характер.

   Придя в школу, дети не должны чувствовать резкого перехода от одного режима к другому. Эта идея связи и преемственности детского сада и школы, естественного перехода из детского сада в школу получила свою дальнейшую разработку в трудах П. Ф. Каптерева и советских педагогов.

Каким же образом организуется воспитательная работа в детском саду? На этот вопрос А. С. Симонович отвечает в книге «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей» (1874).

   Разрабатывая и практически решая вопросы организации, содержания и методики воспитательной работы в детском саду, А. С. Симонович исходит из принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Вот психологически верная по существу и весьма образная по стилю изложения характеристика ребенка-дошкольника: «Дитя - самый деятельный работник во всем мире: целый день он движется и движет, строит, режет, лепит, рисует, красит, клеит,  словом. видоизменяет попавшей ему в руки материал. В этих своих творческих делах он не знает пресыщения. Ежедневно, в течение восьми и более лет, дитя принимается с одинаковым усердием за свою созидающую работу. На нем лежит печать вечно созидающего человеческого гения.

   Дитя - общественник, начиная с четырех лет дети стремятся играть вместе. Это врожденное стремление детей хорошо известно родителям и Воспитателям. Биология объясняет нам, что человек издревле жил не в одиночку, а обществом, и поэтому чувство общественности должно быть прочно унаследовано потомством. Как бы то ни было, но дитя, вырастающее в одиночку, без товарищества, - несчастное дитя.

   Дитя - тонкий наблюдатель и подражатель: кто не видели как дети играют в «мамашу», в «школу», в  «лавку», И не только превосходно подражают внешней стороне деда, но схватывают также внутреннюю его сторону, и к удивлению, а иногда неудовольствию взрослых, преподносят им как бы зеркало их вседневной жизни, в котором отражаются не одни только благородные чувства».

   Итак, родители привели своих детей в детский сад. Внимательный педагог считает Симонович, сразу же заметит, что все дети в чем-то похожи друг на друга и чем-то отличаются один от другого. Иначе и быть не может. В каждом из них неповторимая индивидуальность. Одни охотно остаются в детском саду, другие - не сразу, третьи - ведут себя особым образом.

   Первые - это близкие к своим родителям дети. Вторые - лишенные родительской ласки. Но не эти дети вызывают самое большое беспокойство у А. С. Симонович. Ее волнуют дети третьей группы, дети, избалованные родительским непрошеным вниманием, закормленные лакомствами и заласканные поцелуями. Это избалованные, капризные, изнеженные, своевольные деспоты. Они - настоящее наказание для воспитательницы, так как уже, испорчены домашним воспитанием, их приходится не только воспитывать, но и исправлять. «Такие дети смотрят на воспитательницу как на особу, обязанную их занимать, веселить и исполнять их приказания».

Попытка типизации детей дошкольного возраста, разумеется, далека от своего совершенства. Но важно другое, а именно попытка выяснить влияние конкретных социально-бытовых условий на формирование определенного типа детей.

   Основной принцип воспитания в детском саду А. С. Симонович формулирует в виде тезиса: «Идеальный детский сад организован по образцу большой семьи' где дети - братья и сестры». В реализации этого принципа она видела всю трудность и сложность организации дошкольного воспитательного учреждения.

  Что же является первоосновой, обеспечивающей педагогический успех осуществления этого принципа?

   В духе передовой русской педагогики А. С. Симонович считала: успех в первоначальном воспитании детей во многом определяется личностью воспитательницы. Поэтому Симонович предъявляла высокие требования к личным и деловым качествам педагога. «Садовницей должно быть образованное лицо, преданное воспитанию детей; она должна быть энергична, бодра, весела, тверда, но не строга и ласкова. Она должна понимать душу ребенка и различное душевное проявление у различных детей от степени умственного и нравственного развития садовницы зависит характер и направление детского сада. Садовница должна быть знакома не только с практической стороною детского сада, но  с педагогикой вообще и стоять на такой степени развития, чтобы быть в состоянии влиять на детей».

Детская садовница, по словам А. С. Симонович, представляет собою ласковую, знающую и всегда готовую помочь мать. А быть матерью для целой группы детей, разгадать их индивидуальные вкусы представляет такую трудную задачу, что лишь талантливые воспитательницы могут справиться с ней.

   Исходя из фундаментальной идеи прогрессивной педагогики о том, что ребенок развивается и формируется в процессе активной, творческой деятельности, А. С. Симонович включала в круг детской деятельности следующие занятия: подвижные игры с элементами гимнастики, строение (В том Числе «строение избы» из брусков и досок), выкладывание палочками, рисование, лепка, вырезывание ножницами, плетение, складывание и сгибание бумажек, работы из гороха, работы в саду, рассказывание, экскурсии, наконец, грамота и счет в подготовительном классе. Не останавливаясь подробно на педагогическом анализе каждого вида деятельности, мы только отметим, что она представляла собою первоначальное всестороннее развитие детей пяти - семи лет. Это была попытка элементарного физического, умственного, нравственного и трудового воспитания.

   Из методических  положений заслуживают внимания высказывания А. С. Симонович о разнообразии методов и приемов, чередовании игр и занятий, предварительном ознакомление детей с характером их предстоящей деятельности, согласованности занятии с характером (сезонных явлений природы. Проведение занятий в старшей группе Симонович рекомендовала в виде предметных уроков, однако считала, что систематическое раннее обучение вредно. Поэтому начинать обучение чтению и письму следует не ранее семи лет, так как в более раннем возрасте дети еще не могут четко отличать буквы.

   В замечательной плеяде русских женщин-педагогов второй половины XIX века - Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, А. М. Калмыкова, Е. П. Смидович, М. К. Цебрикова, занимавшихся теорией и практикой дошкольного воспитания, именно А. С. Симонович больше всего способствовала становлению дошкольной педагогики в России как отрасли педагогической науки. И не случайно профессор И. В. Чувашев, отмечая заслуги А. С. Симонович, подчеркивал, что она не только организовала опытный детский сад, пропагандировала идею детского сада в России, но и <углубленно работала над определением содержания и методики воспитательно образовательной работы детского сада, над установлением связи детского сада со школой и тем самым содействовала выделению дошкольной педагогики в специальную отрасль педагогического знания>.

                                

                                         

                                                                                                                                                        

«Теоретик и практик

дошкольного воспитания в России

А. С. Симонович »

( реферативная работа)

Выполнила:  Зиганшина Гюзель Алмазовна.

                                                        

                                                

                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Материал о немецком педагоге, его взглядах на воспитание дошкольников и его вклад в педагогику. Дары Фребеля. ...

Симонович А. С. Идея обучения и воспитания в дошкольных учреждениях

Мало кто задумывался о происхождении дошкольных заведений и для чего они были созданы&helli...

презентация "Наша Родина - Россииия"

Презентация для Группы "Фантазёры"...

презентация "Наша Родина - Россииия"

Презентация для Группы "Фантазёры"...

Теоретико-методологические основы педагогической деятельности руководителя физического воспитания

Теоретико-методологические основы педагогической деятельности руководителя физического воспитания...

Аделаида Семёновна Симонович (урождённая Бергман) — педагог, издатель, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания, основатель первого в России детского сада

Аделаида Семёновна впервые в России обосновала значимость общественного воспитания детей: «Первыми природными воспитателями являются родители, и по преимуществу в первое время жизни ребенка &mda...


 

Комментарии

всего хорешего